Глава МВД Южной Осетии об успехах, идейных милиционерах и доверии к правоохранителям

© Sputnik / Natalia AiriyanВалерий Газзаев
Валерий Газзаев - Sputnik Южная Осетия, 1920, 13.03.2023
Подписаться
Министр внутренних дел Южной Осетии Валерий Газзаев дал большое интервью Sputnik Южная Осетия. Он рассказал о том, с какими итогами МВД Южной Осетии завершило 2022 год, о главных успехах и проблемах, сотрудничестве с североосетинскими коллегами и семейных традициях.
– Что касается успехов и достижений МВД Южной Осетии, нам удалось добиться того, что МВД, во-первых, будет сохранено в прежней штатной численности. Хотя были предпосылки к тому, что она должна была сократиться на 200 единиц. Это самый главный момент.
Еще одним большим достижением я считаю, что нам удалось добиться повышения денежного довольствия. Почему я об этом говорю? У нас работают люди, которые душой и сердцем болеют за свое дело, то есть идейные милиционеры. Может быть, и у нас есть отдельные личности, которых можно назвать зарплатополучателями, которые пришли в систему не по идейным и морально-нравственным соображениям, а чтобы просто трудоустроиться.
Но каким бы идейным ты не был, мы все люди, часть общества, и у нас бывают обычные радости и бытовые проблемы. И согласитесь, человек, призванный поддерживать правопорядок, не сможет полностью отдаваться своей работе, если ему не на что будет, например, купить лекарства для своего ребенка. Одним словом, материальная составляющая лишней никогда не бывает. Когда она достигает более-менее достойного уровня, человек с большим энтузиазмом отдается своей работе.
Продолжая тему, замечу, что наше общество довольно критически относится ко многим моментам деятельности МВД, но и здесь цифры говорят сами за себя. У нас в прошлом году была относительно спокойная криминогенная ситуация, есть четкое снижение показателей практически по всем видам преступлений.
Сотрудники МВД Южной Осетии - Sputnik Южная Осетия, 1920, 09.03.2023
Численность МВД Южной Осетии останется прежней: Газзаев об итогах рабочего визита в Москву
Криминогенная ситуация в любом государстве зависит от великого множества факторов, но есть большой труд и заслуга немалого количества людей в обеспечении спокойной обстановки, которая у нас имеется сегодня. Каждый день на дежурство заступает порядка 250 сотрудников. Возможно, люди принимают существующее положение вещей как данность, но эта стабильность достигается нелегким трудом.
– Этого количества сотрудников МВД, которые ежедневно стоят на страже порядка и законности – хватит, или стоит увеличить их число?
– Я думаю, что на данный момент вполне хватит. И чтобы не приписывать все заслуги себе, я считаю, что в целом осетинский народ с уважением относится к закону и порядку.
– Вы отметили, что прошлый год был отмечен снижением преступности, но этот год начался с череды трагических событий, точнее убийств, которые вновь всколыхнули общество. Как расследуются резонансные преступления и как в принципе проводится профилактическая работа?
– Да, недавно в микрорайоне "Солнечный" имел место случай бытового убийства. Есть такая наука – криминология, в ней раздел виктимология – наука, изучающая роль жертвы в механизме преступного поведения, то есть насколько жертва виновата в том, что в отношении нее произошло преступление. В случае с кражами, это вопрос о том, насколько владелец безалаберно относился к сохранности своего имущества.
Хочу отметить, что в последнее время у нас стало распространенным безмерное употребление алкогольных напитков, непонятно в каких коллективах. То есть в обоих случаях я вижу большую роль самих жертв в том, что произошло.
Также в отношении ранее судимых лиц заводится профилактическое наблюдательное дело, с ними периодически проводится специфическая работа по предотвращению их повторного вовлечения в круг преступной деятельности. Это все профессиональные моменты, которые не всегда стоит озвучивать.
Есть профилактические дела в отношении несовершеннолетних с девиантным поведением. У нас есть специальное подразделение – инспекция по делам несовершеннолетних. Большая работа проводится участковыми уполномоченными – в отношении ранее судимых, по вопросам урегулирования семейных и соседских конфликтов. Сюда же можно отнести деятельность подразделений по безопасности дорожного движения, которые тоже проводят большую работу. У нас каждый день выявляется по два-три нарушителя, которые управляют транспортом в нетрезвом состоянии.
Валерий Газзаев о криминогенной ситуации, сотрудничестве с РФ и доверии к правоохранителям - Sputnik Южная Осетия, 1920, 13.03.2023
Валерий Газзаев о криминогенной ситуации, сотрудничестве с РФ и доверии к правоохранителям
Как вы знаете, к нам недавно приезжали наши абхазские коллеги, и в их числе бывший начальник УГИБДД. Он поинтересовался статистикой, был удивлен и даже восхищен. Если мне память не изменяет, у нас сейчас на учете стоит порядка тридцати тысяч единиц транспортных средств. А в Абхазии на учете состоит около 70 тысяч. Так вот, у нас в прошлом году было четыре случая ДТП со смертельным исходом, в Абхазии за тот же период их было 34. Да, видимо, профилактика все-таки дает свои результаты. Как говорится, статистика – вещь упрямая и от нее никуда не деться, цифры говорят сами за себя.
– Вы сказали, что в рядах МВД служат не только идейные милиционеры, но и те, кто вынужден работать там, чтобы просто прокормить себя и свои семьи. Как можно вкратце описать портрет среднестатистического югоосетинского милиционера? Нет ли у вас претензий к тому, как он хранит честь мундира? Нужно ли очистить ряды министерства – вам, как бывшему начальнику управления собственной безопасности, эта проблема знакома как никому.
– Что касается портрета среднестатистического милиционера, то в большинстве своем у нас служат люди идейные, которые любят свою работу и на сто процентов отдаются любимому делу. Но, конечно, есть у нас и случайные люди, хотя они, как правило, долго не задерживаются.
Опять же вернусь к теме пьяных водителей. В бытность мою начальником управления собственной безопасности, если брать статистику нарушений служебной дисциплины, которые случаются со стороны сотрудников, то наиболее остро я воспринимал проблему пьяных сотрудников МВД. Эта проблема есть, и я считаю ее одной из самых злободневных. Мы постоянно проводим профилактическую работу, даже если на сто случаев попадается один сотрудник МВД, который пьяным встает из-за стола и садится за руль. Наверное, справедливо, что общество болезненно относится к таким вопросам, так и должно быть. Потому что, если ты от кого-то что-то требуешь, то и сам не должен так поступать. Только тогда будет результат.
Коллеги не дадут мне соврать, если я скажу, что у нас давно к этим вопросам принципиальное отношение: если сотрудник попался пьяным за рулем – это безусловное увольнение. Поверьте, немало сотрудников были уволены именно за подобные виды нарушений.
– Еще один вопрос – это доверие общества к правоохранительным органам. Не секрет, что у населения есть некое недоверие к людям в погонах. Особенно это проявилось после дела Джабиева. Вы сами ранее говорили, что это – проблема, и доверие к милиции следует повышать. Как вы собираетесь это сделать, удалось ли уже что-то сделать в этом вопросе?
– Я не считаю, что это доверие безвозвратно утеряно. Как бы нас не ругали, когда возникает какая-либо критическая ситуация, все равно люди обращаются к нам, и мы стараемся работать и выкладываться на все сто процентов. Имя и доверие приходят по каплям, а когда происходит какой-то эксцесс, как в случае с делом Джабиева, уходит потоком, и наполнять обратно эту чашу доверия, конечно, сложно.
И я хочу заверить, что мы сделаем со своей стороны все, чтобы вернуть это утраченное доверие. Как мы знаем, это дело передается из одной инстанции в другую, и пока логического завершения не видно, соответственно, оно продолжает вызывать общественный резонанс.
– В начале декабря на одном из ведомственных совещаний вы подвергли критике организацию работы и состояние дисциплины личного состава, а также выразили недовольство служебной деятельностью наружных служб милиции. Что конкретно вам не понравилось и какая работа проделана по следам ваших замечаний? Как сейчас обстоят дела с дисциплиной в рядах ваших сотрудников?
– Те, кто занимается этими вопросами, понимают, что дисциплинарные проступки принято делить на две категории – совершаемые во внеслужебное время и совершаемые во время службы. В основном мое недовольство вызывали дисциплинарные проступки, которые происходили именно во внеслужебное время. Это опять же проблема пьяных водителей среди сотрудников и другие неблаговидные поступки. Общество имеет на это право и должно более предвзято относиться к нам, поскольку такие моменты тоже вызывают большой общественный резонанс. Проступок одного отражается на имидже всего ведомства. Поэтому никакого снисхождения не может быть к тем, кто, пользуясь своим служебным положением, своей формой, совершает неблаговидные поступки. И в этом моя принципиальная и жесткая позиция.
Валерий Газзаев - Sputnik Южная Осетия, 1920, 01.12.2022
Глава МВД Южной Осетии раскритиковал организацию работы и дисциплину личного состава
С другой стороны, бывает так, что сотрудник со всем рвением отдается работе, но совершил какой-то незначительный проступок. В таком случае, я считаю, что за него можно заступиться, если, конечно, это не носит какой-то регулярный характер.
– Как в Южной Осетии обстоят дела с криминальными группировками? Есть ли они вообще? В 2022 году были сообщения о похищении главы строительной фирмы, перестрелке в городе. Эти преступления были совершены группой лиц. Можно ли говорить о том, что в республике действуют криминальные группировки, и как вы с ними собираетесь бороться?
– Каких-то официально "коронованных", как говорится в определенных кругах, преступных авторитетов у нас в республике нет. Кстати, наши абхазские коллеги интересовались и этим вопросом. Да, есть попытки проникновения этой криминальной субкультуры. С этим ведется борьба, есть моменты, которые я озвучивать не могу. И результат, пока, наверное, не совсем тот, который должен быть.
Если говорить о причинах, мы упомянули дело Джабиева, и я хочу отметить, что в этой связи есть определенный паралич в работе сотрудников криминальной милиции, которые, собственно, призваны бороться с криминальными группировками. Мы пытаемся переломить ситуацию.
Есть еще один момент. Известно, что МВД РФ готовит для нас будущие кадры, они готовят специалистов по всем направлениям, кроме криминальной милиции. Это связано с определенными моментами в законодательстве, которые касаются режима секретности, поэтому эти кадры нам приходится подготавливать самим. Поэтому, к сожалению, специалистов того уровня, которые недавно уже ушли на пенсию, нет. И это вызывает определенные сложности.
– Какую роль в этом и в целом в борьбе с преступностью играет ИКЦ? Насколько возросла эффективность правоохранительной системы с началом его работы?
– Во-первых, это сильнейшая база именно по линии экспертной деятельности. Это большое подспорье в нашей работе, они проводят огромное количество различных экспертиз, которые очень помогают при расследовании уголовных дел. Кстати, ИКЦ работает не только в интересах МВД, но и других силовых структур.
Второй момент, у нас были лица, которые совершили тяжкие преступления в Южной Осетии, но в течение долгого времени скрывались на территории РФ, где свободно передвигались, и нам никак не удавалось привлечь их к ответственности и экстрадировать в республику. Не готов озвучить все цифры, но только в прошлом году нам удалось экстрадировать около пяти граждан. В данный момент они находятся под следствием, многие ранее экстрадированные уже осуждены и отбывают свое наказание.
Проводится большая работа и по обмену базами данных, информационным системам, которые крайне необходимы в нашей деятельности по борьбе с преступностью.
– Как в целом строится деятельность МВД с российскими коллегами? Расскажите о деятельности двустороннего комитета министерств МВД Южной Осетии и Северной Осетии по вопросам приграничного сотрудничества.
– Северная Осетия является для нас братским регионом. Нет таких выходных, чтобы добрая часть нашего населения не выезжала туда, к нам приезжают гости. И там, где проходит граница, всегда есть вопросы если не трансграничной преступности, то поддержания правопорядка. Поэтому создание такого формата работы было, можно сказать, острой необходимостью.
В МВД обсудили вопросы двустороннего взаимодействия между органами внутренних дел Южной Осетии и России - Sputnik Южная Осетия, 1920, 01.02.2023
В МВД обсудили вопросы взаимодействия между органами внутренних дел Южной Осетии и РФ
Здесь же можно отметить проблему с распространением наркотиков. И я бы хотел подчеркнуть, что в отличие от соседних регионов, у нас нет в классическом виде так называемых "закладчиков" наркотиков. В то же время в обществе есть недовольство распространением психотропных веществ, которые имеют двойное назначение.
Кстати, мы хотели выйти с законодательной инициативой о запрете свободной продажи такого препарата, как габапентин. На примере этого препарата я хочу обрисовать всю неоднозначность ситуации и кажущейся легкости борьбы с этой проблемой.
Сейчас многие молодые люди подсели на этот препарат. Мы хотели выступить с инициативой о полном запрете ввоза в республику этого препарата, чтобы кардинально повлиять на проблему его употребления. Но глава парламентского комитета по здравоохранению Александр Плиев отметил, что этот препарат в обязательном порядке прописывают тем, кто перенес инсульт, поэтому таким больным он необходим. Сейчас мы обсуждаем этот вопрос и, скорее всего, это будет под рецептурным препаратом, я буду выступать за то, чтобы запретить его поставки в частные аптеки и жестко контролировать его распространение.
Я немного ушел от темы приграничного сотрудничества, но те, кто употребляет наркотики, нередко едут за "дозой" в Северную Осетию, находят сбытчиков через Интернет, которые привозят наркотики чуть ли не до Бурона. Они там употребляют и в таком виде возвращаются. Мы проверили пересечения всех, кто умер от передозировки в прошлом году, и оказалось, что все они за день-два выезжали в Северную Осетию.
– В этой связи назревает вопрос – нет ли необходимости в ужесточении наказания за так называемое немедицинское употребление различных препаратов или за то же вождение в пьяном виде?
– Надо признать, что сами штрафы, какие бы они большие не были, не имеют того эффекта, которого мы хотим достичь. Да, мы их оформляем, направляем в суд, суд выносит решение, но потом огромной проблемой становится взыскание этих штрафов, поскольку многие не имеют официальных источников дохода. Поэтому эти меры не имеют того сдерживающего эффекта, который нам хотелось бы получить.
Газзаев: усиленный режим несения службы силовых структур - превентивная мера - Sputnik Южная Осетия, 1920, 09.03.2023
Оптимизация кадров и рост заработной платы: в Sputnik обсудили работу МВД Южной Осетии
Недавно с этим вопросом ко мне обратился и начальник управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, который предложил вместо штрафа сажать наркоманов на два-три месяца. Но при том состоянии, в котором находится изолятор временного содержания, там одновременно можно поместить 10-15 человек, поэтому если мы всех решим сажать, нам просто некуда их будет девать. Выйти с законодательной инициативой легко, в законе прописать тоже легко, но сможем ли мы все это потом исполнить.
– Вы – человек довольно непубличный. СМИ знают о вас мало. Мы знаем, что в вашей семье вы не единственный человек в погонах. Не могли бы вы рассказать о себе, о своей карьере, семье?
– Я по складу характера человек такой, что никогда не любил публичность. Но получилось так, что должность обязывает выходить в публичное пространство. И в быту, и в целом, я человек довольно скромный, с обычными человеческими потребностями и запросами.
Что касается моей семьи, я женат, у меня два сына. Мой старший сын тоже работает в одной из силовых структур, младший сын пока учится в школе, но уже говорит о своем желании служить в МВД. Я советую ему лишний раз подумать, потому что это, на самом деле, нелегкая ноша, тебе всю жизнь придется соответствовать каким-то требованиям, в чем-то себя ограничивать. Как отец, я обязан ему об этом сказать, и если он готов и чувствует в себе такие идейные силы, то я поддержку. Я считаю, что работа в МВД в любом случае благородная, но моментами может быть неблагодарной, и многие не до конца понимают всю тяжесть и ответственность этого дела.
Оба моих брата тоже давно работают в структуре МВД. Там же работал мой дядя, видимо, с него все и началось. Его давно нет в живых, но он всегда был для меня примером. Уже в шестом классе я видел себя в структуре МВД, следователем и никем другим. Никогда не думал о том, что буду министром.
Я люблю литературу, поэзию. Учился в школе №12 и считаю, что мне в жизни везло на хороших, позитивных людей. Я очень благодарен всем своим преподавателям, в особенности педагогу по русскому языку и литературе Цховребовой Ирине Шамиловне. К сожалению, ее уже нет в живых, но именно она привила мне любовь к книге, знаниям, чтениям, и очень большая доля ее заслуги в том, что я тот, кто я есть. Когда выпадает свободная минутка, я обязательно использую ее, чтобы почитать.
Хочу отдать должное советскому образованию, это была очень сильная школа. Сейчас принято поступать в вуз по лимитам и прочее, а я в советское время на базе обычного школьного образования поступил в Воронежский государственный университет на факультет юриспруденции. Хочу сказать спасибо своему отцу. Когда я дома заговорил о том, что буду поступать на юридический факультет и обязательно где-то в России, отец сказал: "Сиди на месте, парень из Осетии не выучится на юриста, тем более в России". И потом, когда я получил диплом и вернулся домой, я напомнил отцу эти слова. И он признался, что специально мне это сказал, видимо, понимал мой склад характера и таким образом решил подстегнуть.
Лента новостей
0