Пример воли народа: Дзугаев рассказал о становлении государственности Южной Осетии

© Sputnik / Наталья АйриянКоста Дзугаев
Коста Дзугаев - Sputnik Южная Осетия, 1920, 20.09.2022
Подписаться
ЦХИНВАЛ, 20 сен — Sputnik, Элина Габараева. День провозглашения Республики Южная Осетия – поразительный праздник, который знаменует выход на принципиально новый уровень национального движения, считает доцент кафедры философии ЮОГУ, историк Коста Дзугаев.
20 сентября 1990 года Совет народных депутатов принял решение повысить статус автономной области до Юго-Осетинской Советской Демократической Республики в составе Советского Союза. Это решение стало одним из первых шагов на пути к независимости и международному признанию РЮО.
"Конфликт, о котором мы вспоминаем в этот день, начался в конце 1988 года. Тогда впервые зазвучали реваншистские настроения в грузинском национализме. В 1989 году это было уже совершенно очевидно. В 90-м году дело пошло по нарастающей: начались провокации, в том числе и кровавые. В ходе развития этих событий в грузино-осетинских отношениях того периода нас со всей очевидностью убедили в том, что другого выхода нет, кроме как провозгласить свою республику", – рассказал Sputnik Дзугаев.
Торжественное собрание в честь Дня республики - Sputnik Южная Осетия, 1920, 20.09.2022
Символ национального единства: Гаглоев о Дне республики
По словам Дзугаева, первая подобная попытка была предпринята народом республики двумя годами ранее. Он отметил, что необходимо было понимание происходящего на уровне массового сознания.

"Сегодня уже забылось, но первый раз такая попытка была в 1989 году. Тогда еще не сложились политические условия для этого. Республика как таковая не приобрела реального существования в массовом сознании. Общество было недостаточно зрелым, нужны были еще события, чтобы мы подошли к пониманию того, что иного выхода нет, кроме как своя республика", – сказал историк.

Дзугаев подчеркнул, даже когда начались преследования и убийства со стороны грузинских националистов, многие не могли понять, что все так далеко зашло. Переломным событием в общественном сознании стала Ередская трагедия.
"Осенью 1990 года для основной массы населения стало очевидным, что нам нужна политическая защита. Ее мы видели только в повышении нашего национального статуса до уровня республики, то есть до того уровня, когда мы сами для себя можем принимать законы. Это и было сделано на той исторической сессии 20 сентября", – говорит доцент.
Парад ко Дню республики в Цхинвале - Sputnik Южная Осетия, 1920, 20.09.2022
В Южной Осетии прошел военный парад в честь Дня республики
Как отмечает Дзугаев, в то время провозглашение республики еще не означало статуса независимости.

"Мы провозгласили республику, не ставя вопроса о выходе из состава Грузии, то есть оставляли возможность в конфликте цивилизованно решить вопросы. И что мы получили взамен? Немедленное упразднение Южной Осетии как нашей историко-территориальной родины. Она у них там в Тбилиси была даже разрайонирована – наша территория была раскидана по грузинским районам. Стало очевидным – в грузинском государстве жить невозможно", – вспоминает историк.

Оставалась надежда, что грузинская власть образумится, но по словам собеседника агентства, этого не произошло, и вместо ожидаемого исправления, осетинский народ получил усиление обстрелов.
Ахсар Джиоев - Sputnik Южная Осетия, 1920, 15.09.2022
Абсурдные заявления: глава МИД о референдуме Грузии по "второму фронту" против России
Дзугаев отмечает, что нельзя умалчивать значение югоосетинского лидера того времени – Тореза Кулумбегова, и всех, кто тогда вел политический процесс, подняв его до уровня государства. Он рассказывает, что печально известный слоган "Грузия для грузин" разрушил грузинское государство.
"Не мы это сделали, и не абхазы, а сами грузины из-за недальновидной политики руководства", – считает он.
По словам Дзугаева, политика грузинских властей имеет давние корни. Он напомнил об Аланском государстве и причинах утраты государственности в средние века.

"Во времена алан, согласно летописям, в средние века аланские цари стояли рядом с византийскими правителями и царями других государств. Имели место и династические браки. Потом случилось татаро-монгольское нашествие. Государство разрушено, и даже этноним "аланы" исчез. Значительные массы поднялись в горы, они внесли решающий вклад в формирование сегодняшнего облика осетин, но государственность мы утратили", – говорит он.

Историк подчеркивает, что намного позже начался новый процесс, когда русский князь Александр Иванович Барятинский в 1853 году собрал эти земли в одну административную единицу, которая территориально почти совпадала с сегодняшней республикой.
"Это длилось достаточно долго, потому как в первой половине 19-го века практически не прекращалась борьба с грузинскими феодалами, которые хотели установить здесь свою власть. Они искренне полагали, что осетины должны быть их подданными и платить им налоги, а осетины столь же искренне не понимали, почему они должны платить пришлым господам и отдавать свою свободу им. Историк Иван Цховребов собрал много информации по этой теме", – рассказывает Дзугаев.
Грузинские феодалы, отмечает историк, скоро поняли, что осетины не покорятся, и решили перевести крестьян в "казенные". За этим последовал относительный мир до революции 1917 года.
Государственный архив Южной Осетии - Sputnik Южная Осетия, 1920, 14.09.2022
Вице-спикер Госдумы РФ заявил, что готов помочь Южной Осетии в изучении истории геноцида
По словам Дзугаева, осетины тогда довольно глубоко интегрировались в грузинское равнинное общество, и крестьяне перешли в положение хизан.
"Грузинская сторона отмечала, что осетинские хизаны заняли лучшие грузинские земли. Уже тогда были слышны первые отголоски национализма. После революции грузинская власть снова попыталась наложить лапу на нашу землю", – отмечает он.
Вскоре случились и печально известные события 1920 года. Как отмечает Коста Георгиевич, геноцид осетинского народа 1920 года был организован молчаливым сговором грузинских меньшевиков с некоторыми влиятельными грузинскими большевиками.

"Есть несколько документов, которые на это указывают. Зловещая роль Орджоникидзе в этом тоже просматривается. Нас заведомо подставили под удар превосходящего в силе противника. Югоосетинские большевики смогли для себя вырвать только автономную область, хотя изначально настаивали на создании единой осетинской республики в составе России. Потом просили республиканского статуса", – рассказал историк.

Он продолжил, что вопреки ясно выраженной воле народа, республику опустили до уровня автономии в составе Грузии.
"Тем не менее это было следующим шагом в нашем восхождении по ступеням по административно-государственной лестнице. С осетинского округа мы поднялись до автономной области. Так продолжалось много десятков лет, пока в 1990 году волею народа мы не сделали следующий шаг и не поднялись до республики", – сказал он.
Дампалет - Sputnik Южная Осетия, 1920, 20.06.2022
"Раны еще не зажили". Профессор Гацыр Плиев о том, как геноцид осетин отражен в литературе
Дзугаев подчеркнул, что грузинские власти предприняли максимум ухищрений в сторону осетин, начиная от мягкой культурной ассимиляции до грубой силы.

"Они заставляли переходить осетин в грузинскую этническую культуру – становиться грузинами. Это для национального сознания недопустимо. Это было предметом извечных противоречий", – говорит он.

Также Дзугаев напомнил, что множество попыток было предпринято по поводу изменения осетинского языка на грузинский. Длительной упорной борьбой интеллигенции, по его словам, удалось отстоять осетинский язык.
Лента новостей
0