https://sputnik-ossetia.ru/20220620/rany-esche-zazhili-professor-gatsyr-pliev-o-tom-kak-genotsid-osetin-otrazhen-v-literature-17239382.html
"Раны еще не зажили". Профессор Гацыр Плиев о том, как геноцид осетин отражен в литературе
"Раны еще не зажили". Профессор Гацыр Плиев о том, как геноцид осетин отражен в литературе
Sputnik Южная Осетия
ЦХИНВАЛ, 20 июн — Sputnik, Фатима Плиева. О геноциде осетин 1920 года в осетинской истории и литературе осталось мало материалов. По мнению литературоведа... 20.06.2022, Sputnik Южная Осетия
2022-06-20T15:14+0300
2022-06-20T15:14+0300
2022-06-20T16:08+0300
южная осетия
геноцид осетин
мнение
культура
новости
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/544/83/5448349_0:0:3001:1688_1920x0_80_0_0_dd85cc58d699d03ab7f2b996c48ebcce.jpg
ЦХИНВАЛ, 20 июн — Sputnik, Фатима Плиева. О геноциде осетин 1920 года в осетинской истории и литературе осталось мало материалов. По мнению литературоведа, профессора Гацыра Плиева, так случилось потому, что советские власти не давали возможности писать и печатать материалы об этих чудовищных событиях, чтобы память о них поскорее стерлась.В Южной Осетии 20 июня – День памяти жертв геноцида осетин. Дата была установлена в год столетия трагических событий. Выбор пал на день, когда были казнены 13 коммунаров – 20 июня 1920 года.Он отметил, что, несмотря на все препятствия, в осетинской литературе все же сохранилось несколько произведений, значение которых сложно переоценить. К примеру, очерк Чермена Бегизова "Загорелась жизнь".Позднее на эту тему обратили свое внимание и другие писатели. Одним из первых было написано произведение Арсена Коцоева "Саломи"."Это художественное произведение, его нельзя назвать историческим. Но люди прошли именно через такие злодейства и бесчинства. Саломи бежала с двумя дочерями 12 и восьми лет. Они решили распрощаться с жизнью, только бы не попасть в руки меньшевиков – вместе с детьми мать сбросилась в бездонное ущелье", – говорит Плиев.По его словам, в произведениях, посвященных геноциду, мысль "лучше смерть, чем позор", помимо "Саломи" Коцоева, прослеживается и в поэме Харитона Плиева "Салимат".Плиев обратил внимание, что сегодня люди знают Згудер как городское кладбище, но до геноцида 20-х годов прошлого века это было большое село, которое опустело после нападения меньшевиков.К столетию геноцида осетин национальная литература пополнилась еще одним произведением – Алан Остаев написал пьесу "Последний свидетель". Позднее ее поставили на сцене государственного театра.Плиев добавил, что есть произведения, которые рассказывают о последствиях геноцида – о том, как образовалось село Ногир в Северной Осетии, как беженцев принимали в Заккоре и другие.В 2019 году в Южной Осетии был издан научно-публицистический труд кандидата исторических наук Константина Пухаева о геноциде осетин "История геноцида южных осетин. Как это было", охвативший период с 1918-го по 1920 годы.
https://sputnik-ossetia.ru/20230620/genotsid-osetin-beschelovechnye-prestupleniya-protiv-chelovechnosti-17198134.html
https://sputnik-ossetia.ru/20220413/rezhisser-iz-severnoy-osetii-snyala-film-o-sele-nogir-osnovannom-bezhentsami-iz-yuzhnoy-osetii-16299441.html
https://sputnik-ossetia.ru/20220121/v-yuzhnoy-osetii-s-uspekhom-proshla-premera-spektaklya-posledniy-svidetel-15275439.html
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2022
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_OS
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/544/83/5448349_0:0:2667:2000_1920x0_80_0_0_e195606f9a9008dc2ac0c8b75b3f620a.jpgSputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
южная осетия, геноцид осетин, мнение, культура , новости
южная осетия, геноцид осетин, мнение, культура , новости
ЦХИНВАЛ, 20 июн — Sputnik, Фатима Плиева. О геноциде осетин 1920 года в осетинской истории и литературе осталось мало материалов. По мнению литературоведа, профессора Гацыра Плиева, так случилось потому, что советские власти не давали возможности писать и печатать материалы об этих чудовищных событиях, чтобы память о них поскорее стерлась.
В Южной Осетии 20 июня – День памяти жертв геноцида осетин. Дата была установлена в год столетия трагических событий. Выбор пал на день, когда были казнены 13 коммунаров – 20 июня 1920 года.
"Эти раны не зажили до сих пор. Но об этих событиях сохранилось мало материалов. К власти сразу же пришло новое правительство, установилось новое советское время, при котором не позволяли ничего писать и издавать. Правительство считало, что подобные произведения сеяли бы вражду между нациями", – говорит Плиев.
Он отметил, что, несмотря на все препятствия, в осетинской литературе все же сохранилось несколько произведений, значение которых сложно переоценить. К примеру, очерк Чермена Бегизова "Загорелась жизнь".
"Все, что происходило в июне того года, Чермен записывал каждый день. А очерк максимально приближен к истории. В нем известные деятели того времени – Серо Санакоев, Мате Санакоев, Серги Гаглоев, Арон Плиев, Георгий Абаев и многие другие. Они были строителями новой жизни. Он (Бегизов) затем написал про них и пьесу "С флагом октября", – рассказал профессор.
Позднее на эту тему обратили свое внимание и другие писатели. Одним из первых было написано произведение Арсена Коцоева "Саломи".
"Это художественное произведение, его нельзя назвать историческим. Но люди прошли именно через такие злодейства и бесчинства. Саломи бежала с двумя дочерями 12 и восьми лет. Они решили распрощаться с жизнью, только бы не попасть в руки меньшевиков – вместе с детьми мать сбросилась в бездонное ущелье", – говорит Плиев.
По его словам, в произведениях, посвященных геноциду, мысль "лучше смерть, чем позор", помимо "Саломи" Коцоева, прослеживается и в поэме Харитона Плиева "Салимат".
"Эту тему позже взял и Созырыко Кулаев. Он выбрал исторические образы 13 коммунаров. Их имена до недавнего времени даже не были известны, мы знали только Андрея Джиоева. Сегодня мы знаем всех. Они попали в плен во время героической борьбы. Казнили их на Згудерском кладбище, где они похоронены в братской могиле", – рассказал ученый.
Плиев обратил внимание, что сегодня люди знают Згудер как городское кладбище, но до геноцида 20-х годов прошлого века это было большое село, которое опустело после нападения меньшевиков.
К столетию геноцида осетин национальная литература пополнилась еще одним произведением – Алан Остаев написал пьесу "Последний свидетель". Позднее ее поставили на сцене государственного театра.
Плиев добавил, что есть произведения, которые рассказывают о последствиях геноцида – о том, как образовалось село Ногир в Северной Осетии, как беженцев принимали в Заккоре и другие.
В 2019 году в Южной Осетии был издан научно-публицистический труд кандидата исторических наук Константина Пухаева о геноциде осетин "История геноцида южных осетин. Как это было", охвативший период с 1918-го по 1920 годы.