"Раны еще не зажили". Профессор Гацыр Плиев о том, как геноцид осетин отражен в литературе

© Sputnik / Наталья АйриянДампалет
Дампалет - Sputnik Южная Осетия, 1920, 20.06.2022
Подписаться на
Yandex newsTelegram
ЦХИНВАЛ, 20 июн — Sputnik, Фатима Плиева. О геноциде осетин 1920 года в осетинской истории и литературе осталось мало материалов. По мнению литературоведа, профессора Гацыра Плиева, так случилось потому, что советские власти не давали возможности писать и печатать материалы об этих чудовищных событиях, чтобы память о них поскорее стерлась.
В Южной Осетии 20 июня – День памяти жертв геноцида осетин. Дата была установлена в год столетия трагических событий. Выбор пал на день, когда были казнены 13 коммунаров – 20 июня 1920 года.

"Эти раны не зажили до сих пор. Но об этих событиях сохранилось мало материалов. К власти сразу же пришло новое правительство, установилось новое советское время, при котором не позволяли ничего писать и издавать. Правительство считало, что подобные произведения сеяли бы вражду между нациями", – говорит Плиев.

Геноцид осетин: бесчеловечные преступления против человечности - Sputnik Южная Осетия, 1920, 20.06.2022
Геноцид осетин: бесчеловечные преступления против человечности
Он отметил, что, несмотря на все препятствия, в осетинской литературе все же сохранилось несколько произведений, значение которых сложно переоценить. К примеру, очерк Чермена Бегизова "Загорелась жизнь".

"Все, что происходило в июне того года, Чермен записывал каждый день. А очерк максимально приближен к истории. В нем известные деятели того времени – Серо Санакоев, Мате Санакоев, Серги Гаглоев, Арон Плиев, Георгий Абаев и многие другие. Они были строителями новой жизни. Он (Бегизов) затем написал про них и пьесу "С флагом октября", – рассказал профессор.

Позднее на эту тему обратили свое внимание и другие писатели. Одним из первых было написано произведение Арсена Коцоева "Саломи".
"Это художественное произведение, его нельзя назвать историческим. Но люди прошли именно через такие злодейства и бесчинства. Саломи бежала с двумя дочерями 12 и восьми лет. Они решили распрощаться с жизнью, только бы не попасть в руки меньшевиков – вместе с детьми мать сбросилась в бездонное ущелье", – говорит Плиев.
Куратор кинолаборатории по созданию документальных фильмов Камера. Мотор! Ангелина Цаликова-Битарова - Sputnik Южная Осетия, 1920, 13.04.2022
Режиссер из Северной Осетии сняла фильм о селе Ногир, основанном беженцами из Южной Осетии
По его словам, в произведениях, посвященных геноциду, мысль "лучше смерть, чем позор", помимо "Саломи" Коцоева, прослеживается и в поэме Харитона Плиева "Салимат".

"Эту тему позже взял и Созырыко Кулаев. Он выбрал исторические образы 13 коммунаров. Их имена до недавнего времени даже не были известны, мы знали только Андрея Джиоева. Сегодня мы знаем всех. Они попали в плен во время героической борьбы. Казнили их на Згудерском кладбище, где они похоронены в братской могиле", – рассказал ученый.

Плиев обратил внимание, что сегодня люди знают Згудер как городское кладбище, но до геноцида 20-х годов прошлого века это было большое село, которое опустело после нападения меньшевиков.
Премьера спектакля Последний свидетель - Sputnik Южная Осетия, 1920, 21.01.2022
В Южной Осетии с успехом прошла премьера спектакля "Последний свидетель"
К столетию геноцида осетин национальная литература пополнилась еще одним произведением – Алан Остаев написал пьесу "Последний свидетель". Позднее ее поставили на сцене государственного театра.
Плиев добавил, что есть произведения, которые рассказывают о последствиях геноцида – о том, как образовалось село Ногир в Северной Осетии, как беженцев принимали в Заккоре и другие.
В 2019 году в Южной Осетии был издан научно-публицистический труд кандидата исторических наук Константина Пухаева о геноциде осетин "История геноцида южных осетин. Как это было", охвативший период с 1918-го по 1920 годы.
Лента новостей
0