Литература
Книга Ирлана Хугаева "Вечный огонь"
В марте 2018 года книжное издательство "ИР" выпустило книгу поэта и писателя, доктора филологических наук, ведущего научного сотрудника Владикавказского научного центра РАН Ирлана Хугаева "Вечный огонь". В сборник вошли ранее опубликованные в журналах "Дарьял", "Журнальный зал", "День и ночь" повести, рассказы и миниатюры, а также новые произведения.
Комментируя название сборника, Ирлан Хугаев пояснил:
"Просто мне безотносительно всяких соображений нравится словосочетание "Вечный огонь". Это и звезды, и наше родное Солнце (потому что даже любая спичка зажигается от Солнца), и горящие окна обывателей, и свет человеческой души, и вечная память. В детстве этот обелиск с Вечным огнем был местом наших невинных игр (я жил неподалеку, на Молоканке), и я до сих пор греюсь его теплом".
Свой отзыв о книге в журнале "Famous" написал режиссер и сценарист Аслан Галазов:
"Выход в свет книги "Вечный огонь" – важное событие в культурной жизни Осетии, поскольку речь идет о настоящей литературе, самобытной, новаторской и в то же время прочно укорененной в классической литературной традиции.
Возможно, в этом органичном сочетании модерна и классики заключается секрет обаяния и привлекательности оригинального писательского стиля Ирлана Хугаева, строгого и изысканного, как трость джентльмена или шпага аристократа.
Изысканность и легкость стиля как будто маскируют метафизическую глубину его произведений, где сюжеты, герои, их мысли, слова и поступки всегда существуют в присутствии некоего высшего измерения, высшего порядка вещей, и такой контекст придает особый смысл, вес и объем всему, что происходит на земной, человеческой орбите.
Прозу Ирлана Хугаева отличает тонкий психологизм, поэтичность, ирония и гуманизм. Это сострадательная литература, и в этом ее огромная ценность. Большинство рассказов и повестей, вошедших в книгу, печатались в разное время в журнале "Дарьял", других литературных журналах, и уже успели завоевать признание читателя. И все же, собранные вместе, они обретают новое качество – качество книги, хроники нашего времени-бытия с его проблемами, страстями, искушениями и с его вечными вопросами, "вечным огнем". Приятно, что книга вышла в нашем издательстве "ИР".
Книга Азамата Габуева "Холодный день на солнце"
В августе 2018 года в издательстве "ЭКСМО" вышла первая книга Азамата Габуева "Холодный день на солнце".
"Роман повествует о том, чем живет молодая Осетия от лица мужчины и женщины, вольнодумца и традиционалиста, правдоискателя и карьериста, интеллектуала и обывателя. Две истории, в каждой из которых по два непримиримых рассказчика, создают захватывающую качку мнений. В чьих глазах Осетия — настоящая? Таких книг о Кавказе еще не было" – рассказывает о романе литературный критик Валерия Пустовая.
Первые рассказы и очерки Азамата Габуева, опубликованные под псевдонимом Джонни Рамонов в журнале "Дарьял", стали в литературной жизни Осетии настоящим событием. Молодой автор рассказал на страницах своих произведений о чем-то очень важном и болезненном, поднял вопросы и проблемы, о которых не принято говорить вслух. И читатели разделились на тех, кто восхищался хладнокровным летописцем современной Осетии и на тех, кто считал, что подобная литература – выдумка, созданная с целью очернить современную молодежь республики.
По словам Азамата Габуева, многие ситуации и диалоги взяты из жизни:
"Мои герои часто пишут в социальных сетях. Помню, некоторые посты Реваза я почти дословно скопировал из "Вконтакте".
И поясняет, что: "Зарину и ее подруг я антигероинями не считаю. Что до других — это же сатира. Откуда берется желание писать сатиру? Я не знаю. Я не первый писатель, который пишет о тех, кто ему неприятен. Бретт Истон Эллис как-то сказал, что ему неинтересно писать о ребятах из Гринписа, например".
Сегодня псевдоним "Джонни Рамонов" уже в прошлом – автор больше не скрывает свое настоящее имя и возможно это связано с тем, что за годы, прошедшие с первой публикации в журнале "Дарьял", Осетия изменилась – антигерои повестей Габуева повзрослели и больше не считают, что эта сатира очерняет молодежь Осетии, а только позволяет ей посмотреть на себя со стороны и попытаться "задушить в себе Реваза", но не автора скандальных повестей.
Повесть "Клад" Алана Черчесова
В издательстве "Издательские решения" в начале декабря 2018 года вышли три книги Алана Черчесова: новые издания романов "Венок на могилу ветра" и "Реквием по живущему", а также сборник прозы, куда вошли рассказы разных лет и новая повесть "Клад". В оформлении всех трех книг использованы работы художника Ахсара Есенова. На сайте издательства опубликован отзыв о повести "Клад": "автор с юмором и изяществом продолжает свои удивительные эксперименты с русским языком, чтобы на "примитивном", почти фольклорном материале исследовать недуги современного массового сознания".
В одном из интервью Алан Черчесов так рассказывал о замысле будущей книги:
"Прежде всего, он должен меня будоражить, быть для меня истинным вызовом. Будоражить на годы вперед – именно столько нам предстоит друг друга пытать и терпеть. Вот где проблема! А еще, выбирая, надо быть безукоризненно честным, чтобы ни в коем случае не повторить ни себя, ни кого-то другого. Как бы громко оно ни звучало, а надо настроить себя на своего рода подвиг (литературный, конечно) – или же претерпеть неудачу, жестокую и сокрушительную, зато только твою, столь же неповторимую, какой могла быть упущенная победа. Нет смысла идти тропами, уже знакомыми мне или кому-то другому".
Кино
Документальный фильм "Труба"
18 января 2018 года в Доме кино состоялась премьера документального фильма "Труба" режиссера Аслана Галазова. Представляя картину, авторы рассказали, что "документальный фильм "Труба" повествует о наиболее острой и болезненной проблеме Северной Осетии. Это катастрофическое состояние здоровья населения, тесно связанное с состоянием экологии в республике".
"Как можно догадаться из названия, фильм не обходит стороной и тему завода "Электроцинк", главного источника загрязнения воздуха и окружающей среды в Северной Осетии. Фильм не показывает больных детей, не рассказывает о трагических судьбах конкретных людей и семей, не пытается играть на чувствах – скорее, это фильм-рассуждение, он обращен к сознанию зрителей и их чувству ответственности за настоящее и будущее своей республики. Герои фильма – эксперты из различных областей науки: медики, демографы, экологи, экономисты, археологи, а также журналисты, деятели культуры, представители власти и общественные активисты. Это люди различных профессий, взглядов, убеждений, но в фильме они все являются в первую очередь гражданами своей республики, объединенные общей заботой о том, какое будущее мы оставляем своим детям".
Спустя одиннадцать месяцев после премьеры фильма глава республики Вячеслав Битаров на заседании правительственной комиссии по изучению деятельности "Электроцинка" сделал заявление о том, что завод будет закрыт.
Киноклуб "Синематека Владикавказ"
В середине сентября 2018 года в кинозале Национальной научной библиотеки начал свою работу киноклуб "Синематека Владикавказ". Организаторы киноклуба - режиссер Аслан Галазов, видеооператор Марат Мамиев и журналист Анна Кабисова.
Программа киноклуба разработана таким образом, чтобы избежать жанровой узости и элитарности.
"Из жизни современного человека все больше уходит магия кино – ощущение чуда, которое зритель испытывал, входя в настоящий кинотеатр, не включенный в систему торговых центров. Кинотеатр, в котором нет попкорна и других рыночных последствий засилья массового кино, а есть встреча с искусством, с фильмами, которые оставляют в душе неизгладимый след и делают зрителя лучше и счастливее. Кинотеатр, в котором показывают кино для души, ума и сердца. Помимо показа кино, цель киноклуба – создание творческого пространства, в котором люди могли бы ощутить радость от совместного просмотра, обмена мнениями, непосредственного живого общения, которого становится в наше время виртуальной реальности все меньше и меньше" – объясняют задачи киноклуба его организаторы.
За три месяца работы киноклуба было показано больше десятка знаковых картин именитых режиссеров, и сложилась своя аудитория, которая не пропускает еженедельные показы.
Кинотеатр "Комсомолец": круглый стол и письмо на имя главы республики
В конце октября 2018 года в пресс-центре газеты "Слово" состоялся круглый стол с участием кинематографистов, деятелей культуры и журналистов, за которым обсуждали дальнейшую судьбу старейшего кинотеатра в России, памятника культуры федерального значения – кинотеатра "Комсомолец", который уже много лет находится в аварийном состоянии и не работает по прямому назначению. Кинематографисты призвали власти республики сохранить кинотеатр в статусе государственного и предложили свое видение того, как можно возродить "Комсомолец" и сделать его культурно-просветительской площадкой.
Так, известный кинорежиссер Александр Котт написал открытое письмо участникам круглого стола:
"Иметь ТАКУЮ жемчужину в столице Осетии и разрушить ее? Я много где был — и у нас в стране, и за рубежом — но поверьте, что таких мест, с такой историей очень мало. И такие места надо ценить. Я понимаю, что в стране сложная экономическая ситуация, но в Осетии есть прекрасный футбольный клуб, знаменитые осетины-аланы, и я думаю, что, в конце концов, вопрос можно поднять на уровне министерства культуры РФ или Фонда кино РФ, которые создают сеть региональных кинотеатров и может быть стоит попробовать включиться в эту программу? Я уверен, что еще не все сделано для того, чтобы спасти кинотеатр. Ведь это не просто здание — это воспоминания. Это память. А когда-то кинотеатр назывался "Горец".
А заслуженный работник культуры РФ, заместитель заведующего отделом археологии Государственного музея искусства народов Востока Тамерлан Габуев написал:
"Мы имеем то, что составило бы гордость любого крупного города России, но распоряжаемся нашим наследием халатно, преступно и бездумно. Потеря Кинотеатра — еще один шаг к потере нашим городом статуса культурного центра Северного Кавказа".
Кинорежиссер Аслан Галазов отметил, что "сохранить кинотеатр "Комсомолец" — это обязанность государства, для государства это должно быть гордостью и делом чести".
"Это должен быть государственный кинотеатр с культурно-просветительской функцией, его прибыль нельзя измерить деньгами. Например, в "Комсомольце" можно было бы осуществлять программу "Школьный сеанс", в рамках которой показывали бы замечательные экранизации литературных произведений", отметил режиссер.
По итогам круглого стола на имя главы республики было составлено письмо с просьбой спасти кинотеатр "Комсомолец", под которым поставили свои подписи выдающиеся деятели культуры республики. В частности, в письме говорится о том, "кинотеатр с такой богатой историей и статусом памятника федерального значения, располагающийся в историческом центре Владикавказа, при осуществлении хорошо продуманной политики кинопроката имеет высокие шансы стать центром культурного притяжения для горожан и гостей республики".
Ответ на письмо пришел из министерства культуры республики, в котором говорилось о том, что в рамках Национального проекта "Культура" предусмотрено создание условий для показа национальных кинофильмов – обеспечение всем необходимым оборудованием, но для этого кинотеатр "Комсомолец" должен быть отремонтирован, а это зависит от комитета по охране и использованию объектов культурного наследия республики. Но известно, что в одиночку комитет не справится с ремонтом здания, – таким образом, вопрос спасения кинотеатра остается открытым.
Музыка
"Медуза" MATRANGa
В январе 2018 года певец Алан Хадзарагов – MATRANG - стал участником творческого объединения Gazgolder. Предложение о сотрудничестве от известного продюсерского лейбла рэпера Басты поступило после того, как в социальных сетях появился трек "Медуза", буквально за считанные часы завоевавший тысячи поклонников по всей стране. За минувший год MATRANG выпустил клип на песню "Медуза", который собрал сорок семь с половиной миллионов просмотров, выступил с концертами в Москве и многих городах России, стал обладателем независимой музыкальной премии "Золотая Горгулья" в номинации "лучший соул-проект" и выпустил сольный альбом "ЭЙА".
Фестиваль композиторов Северного Кавказа "Музыка соседей – музыка друзей"
В октябре стартовал фестиваль композиторов Северного Кавказа "Музыка соседей – музыка друзей", инициированный директором и художественным руководителем Госфилармонии РСО - Алания, председателем Союза композиторов Северной Осетии, заслуженным деятелем искусств России, лауреатом Государственных премий России и Северной Осетии Ацамазом Макоевым при поддержке министерства культуры РФ.
Концерты в рамках фестиваля прошли в Нальчике, Грозном, Махачкале, Ставрополе, Майкопе и Владикавказе.
"Мы решили постепенно восстановить старые связи и побольше узнать о том, чем живут наши коллеги, что сочиняют, что исполняют. Мы хотим, чтобы больше звучала музыка наших композиторов-современников и смело входила в репертуары государственных профессиональных учреждений культуры региона и страны и чтобы наши композиторы были в авангарде духовного подъема межнациональных отношений на Северном Кавказе", - сказал организатор фестиваля Ацамаз Макоев.
Фестиваль был высоко оценен Союзом композиторов России, представители которого предложили сделать его ежегодным, чтобы музыка композиторов Северного Кавказа вернулась на большую сцену страны.
Изобразительное искусство
Выставка "Владей Кавказом!"
12 апреля 2018 года в Государственном центре современного искусства в составе РОСИЗО в Москве состоялось открытие выставки "Владей Кавказом!", которая представила широкой общественности ключевые работы и документацию XI симпозиума "Аланика" во Владикавказе, организованного Северо-Кавказским филиалом Государственного центра современного искусства.
В рамках симпозиума, куратором которого стала Катя Бочавар, культурный десант художников, композиторов, хореографов и перформеров работал с представителями разных городских сообществ Владикавказа — студентами Суворовского училища и детскими хоровыми коллективами, школьниками, пенсионерами и небезразличными горожанами, предлагая им включиться в творческий процесс формулирования общих для города смыслов и взглянуть на привычную среду другими глазами.
Одним из самых ярких проектов симпозиума стал фестиваль таперского искусства "Не стреляйте в пианиста!". В летнем театре парка зрители посмотрели кино, проецируемое на экран посредством аутентичного 35-миллиметрового проектора под аккомпанемент рояля джазового пианиста и композитора Николая Кабоева – именно так сто лет назад показывались первые фильмы.
Проект "Владей Кавказом" 11-го Международного художественного симпозиума "Аланика" стал победителем премии им. Сергея Курехина в области современного искусства за 2017 год в номинации "Фестиваль в области современного искусства".
Выставка "Трагедия в углу"
25 апреля в Музее Москвы открылась выставка "Трагедия в углу" с участием молодых художников из 14-ти регионов России от Владикавказа до Владивостока. На выставке были представлены работы художников из Северной Осетии: Алисы Гокоевой, Станислава Харина, Евгения Иванова и Анны Кабисовой.
"Название проекта – цитата из "Евгения Онегина" Пушкина. Проблема героизма на краю – классическая для русской культуры: от усадебной жизни до каторги, или пафоса освоения новых земель и поднятия целины. Художники рассматривают в своих проектах вопрос о "трагическом" и его преодолении. Как быть в углу, на краю – и в то же время на передовой. Их работы передают как ощущение краха, и незыблемой надежды на возрождение, присущее атмосфере 90-х, так и разные способы жить сегодня: уходить в глубины народной сказки, в попытки возрождения социализма или в глубину познания самих себя" – рассказывает куратор выставки Диана Мачулина.
Проект инициирован Творческим Союзом художников России и Поволжским отделением Российской академии художеств в рамках стипендиальной программы правительства РФ по поддержке молодых деятелей культуры и искусства, реализуемой Министерством культуры РФ.
Галерея "Фалдон" в селении Карман-Синдзикау
21 октября 2018 года в селении Карман-Синдзикау Дигорского района открылась персональная галерея "Фалдон" скульптора Людмилы Караевой, которая располагается в жилом доме автора. На открытии галереи были представлены работы Людмилы Караевой разных лет, в том числе и скульптуры с выставки "Реабилитация красоты", которая состоялась в 2014 году в Художественном музее имени Махарбека Туганова во Владикавказе.
Людмила Караева – член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение скульптуры, 2011), народный художник РСО-Алания (2018), заслуженный художник РСО-Алания (2013), лауреат всесоюзных, всероссийских и международных конкурсов по искусству станковой скульптуры. Член Союза художников СССР, России (1983). Постоянный участник региональных, московских, всероссийских, зарубежных и международных выставок (с 1970). В 2018 году Людмиле Караевой присвоили золотую медаль Российской академии художеств. Работы скульптора находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи (Москва), Московского музея современного искусства и других музеев России, во многих зарубежных коллекциях (Музее современного искусства (Амстердам, Нидерланды), Департаменте по культуре Тироля (Инсбрук, Австрия), Российской миссии при ООН (Нью-Йорк, США), Галерее искусства (Серре ди Рапалано, Италия), в собрании королевы Нидерландов и других зарубежных коллекциях).
Открытие галереи на родине Людмилы Караевой, в селе Карман-Синдзикау, состоялось благодаря поддержке главы Дигорского района Александра Таболова.
Выставка "Азанбек Джанаев – жизнь, ставшая легендой"
В конце ноября 2018 года в Национальном музее Северной Осетии открылась выставка "Азанбек Джанаев – жизнь, ставшая легендой", организованная в преддверии столетнего юбилея выдающегося художника.
О значимости выставки рассказала искусствовед Мадина Атаева:
"Выставка "Азанбек Джанаев – жизнь, ставшая легендой" – одна из наиболее полных выставок произведений Азанбека Джанаева, проводившихся в республике. Для нас на этой выставке все ново и удивительно. И новое выставочное пространство Национального музея, к которому нам еще предстоит привыкнуть, и экспозиционная подача. История осетинского изобразительного искусства остро нуждается в таких ретроспективах. Азанбек Джанаев – один из классиков осетинского искусства. Он признан профессиональным сообществом и горячо любим народом, что далеко не всегда совпадает. Его наследие, как и творчество всех художников Осетии XX столетия, сокрыто от людских глаз и крайне редко является миру. Данная выставка – уникальная возможность увидеть подлинники большого осетинского художника".
Выставка Виктора Решетникова "Возвращение"
В середине ноября во Владикавказе в выставочном зале Северо-Кавказского филиала Государственного центра современного искусства в составе РОСИЗО открылась выставка художника Виктора Решетникова.
Виктор Решетников родился во Владикавказе в 1951 году. Окончил художественное училище г. Орджоникидзе (Владикавказское художественное училище им. А. Джанаева), затем — Высшее художественное училище им. Мухиной (Академия им. Штиглица, СПб). Выпускник Государственного художественного института Эстонской СССР, кафедра керамики и стекла (Таллин, 1979). Член Союза художников Северной Осетии.
Искусствовед Виталий Пацюков так характеризует художественные особенности творчества художника:
"Искусство Виктора Решетникова располагается в особой зоне, где царствуют традиции геометрической культуры, и гармоническое равновесие обретается в каждом пластическом элементе, соблюдая принцип согласия в единице времени и пространства. Образы Виктора Решетникова, выстраивая идеальные художественные реальности, одновременно сохраняют естественные связи с непосредственностью жизни, с ее творческой материей и ее органическими формами. Обращаясь в своих стратегиях к искусству керамики, к объектам-вещам, в которых эстетические достоинства неотделимы от функциональности, полезности, художник создает уникальные конструкции, способные преодолевать пластические ограничения и расширять смысловой контекст…"
"Первая выставка" Мишеля Гастанты
В начале декабря в Национальной научной библиотеке состоялось открытие "Первой выставки" самого известного "французского осетина" Мишеля Гастанты. Мишель родился и воспитывался во Франции. В Париже работал ассистентом фотографа Кэтлин Блюменфельд. Учился в Национальной киноакадемии в Голландии, изучал международные отношения в Великобритании и США.
Мишель приехал на Северный Кавказ в 1995 году, чтобы снимать фильм "Мир Кавказу" — о мире в немирном тогда регионе. Спустя короткое время Мишель стал штатным сотрудником Управления Верховного комиссариата по делам беженцев на Северном Кавказе и остался в Северной Осетии навсегда. Известным в республике Мишель стал благодаря двум авторским проектам: культурным кинопоказам c 1996 по 2001 год и журналу "Александровский проспект", просуществовавшему с 1995-го по 2002-й год.
"Мне уже давно говорят: "сделай выставку фотографий", но занятия фотографией для меня никогда не были основной деятельностью, хотя вот уже 30 лет фотоаппарат всегда со мной. Однажды я понял, что фотоаппарат – это третий глаз. Я проживаю свою жизнь как роман, как большую историю. Я уже давно привык говорить о моей жизни – меня о ней все время спрашивают и так моя жизнь стала проектом. В какой-то степени эти фотографии – подготовка к созданию фильма" – рассказывает Мишель.
В настоящее время автор готовит два фото-проекта – это очерки о мужчинах и женщинах Осетии, а также масштабный проект, посвященный, по словам автора, "испорченной красоте Владикавказа". В более отдаленной перспективе Мишель Гастанты представит публике два авторских фильма и книгу.
Выставка "Подними голову"
20 декабря 2018 года в зале физико-технического факультета СОГУ открылась выставка "Подними голову". Проект рассказывает об итогах трехлетней деятельности самоорганизации художников актуального искусства Северной и Южной Осетии и знакомит жителей Владикавказа с новыми участниками сообщества.
Экспозиция представляет собой предельно откровенный разговор на острые и актуальные вызовы современной Осетии: о трудном наследии недавнего прошлого, и персональной истории художника на фоне войны, о миноритарных группах, о переизбытке образов в цифровую эпоху, о советском прошлом и поиске веры. Экспозиция представляет собой широкий диапазон художественных медиа: перфоманс, инсталляция, живопись, графика, арт-объекты, коллаж, видео-арт, фотография. Куратор выставки Антон Вальковский.
Урбанизм
Реконструкция парка имени Коста Хетагурова
Проект реконструкции центрального парка Владикавказа, который проводится в рамках федерального проекта "Комфортная городская среда" партии "Единая Россия", разработан архитектурным бюро "Стиль".
По словам руководителя бюро, архитектора Олега Припутнева: "главные задачи для всех участвующих — восстановить все, что было утеряно с годами, максимально увеличить озеленение парка, убрать асфальтовое покрытие, вернуть ситуацию к набивным грунтам".
"Лесной массив не может быть заасфальтирован — не для этого мы заходим в парк. За десятилетия здесь появились огромные пятна застройки, несоразмерные территории нашего парка. Сейчас здесь остался совсем небольшой кусочек, который принадлежит людям, деревьям, птицам", - сказал он.
Реконструкция проводится в два этапа. В этом году работы проведены на нижней площадке: отремонтированы парапеты вдоль набережной Терека, благоустроены и расширены зеленые насаждения, воссозданы по старым эскизам деревянные беседки, установлены живые изгороди, изменены водные каналы. Буквально за несколько месяцев парк преобразился и вновь стал комфортным и атмосферным местом для прогулок и отдыха горожан.