Анна Кабисова
Кинотеатр "Комсомолец" — памятник федерального значения, старейший кинотеатр страны, открытый легендарными братьями Пате в 1907 году. Внимание общественности к кинотеатру привлекло сообщение министра имущественных отношений Руслана Тедеева, который заявил, что "Комсомолец" ликвидирован в статусе юридического лица и передан на баланс республики.
По имеющейся информации, подтвержденной в министерстве культуры республики, кинотеатром заинтересовался Валерий Абисалович Гергиев, который планирует после реконструкции здания открыть в нем школу актерского мастерства французского режиссера Алена Маратра. Вклад Валерия Гергиева в развитие музыкальной культуры России и североосетинской республики неоценим и очень важен. Не менее важным, отметили собравшиеся кинорежиссеры, является и развитие кинематографа Северной Осетии, который с распадом Советского Союза находится в упадке.
На круглом столе кинематографисты и другие деятели культуры призвали власти республики сохранить кинотеатр в статусе государственного и предложили свое видение того, как можно возродить "Комсомолец" и сделать его культурно-просветительской площадкой.
Обсуждение ситуации с кинотеатром началось с чтения обращений известных деятелей культуры, обеспокоенных дальнейшей судьбой "Комсомольца". Свою позицию обозначил известный российский кинорежиссер Александр Котт, который несколько раз приезжал в республику с мастер-классами, а также заслуженный работник культуры РФ, заместитель заведующего отделом археологии Государственного Музея искусства народов Востока Тамерлан Габуев.
Кинорежиссер Александр Котт:
Я пишу не просто так. Я был во Владикавказе и, услышав историю кинотеатра "Комсомолец", позавидовал. В Москве, когда-то известный, со столетней историей, кинотеатр "Дом Хонжонкова", в котором в 1908 году показывали первый русский фильм "Понизовая вольница", уже к тому времени ликвидировали, превратив его в безликий ресторан.
А во Владикавказе — вот он стоит и ему больше ста лет. В 1907 году братья Пате показывали в нем свои фильмы. Это не просто здание. Это живая история. Я думаю, что не одно и не два поколения в Осетии помнят этот кинотеатр: старики, я уверен, помнят, как детьми ходили в этот кинотеатр и росли вместе с ним. Встречались, знакомились, общались, спорили, мирились, ведь кинотеатры тогда — это место свиданий. Так было, я это точно знаю: темнота, одни и те же фильмы, которые смотрели по десять раз. Так было, когда кино еще было кино. Неужели у тех, кто сейчас решает судьбу кинотеатра, нет таких воспоминаний? Я прочел, за какие деньги выставляется кинотеатр — 22 миллиона… Это цена "двушки" в Москве. Я понимаю, что нужен ремонт, реставрация, но неужели нет таких людей и организаций, которые готовы вдохуть в это здание новую жизнь, тем более что кинотеатр находится практически на местном Арбате. При правильной организации это предприятие однозначно будет прибыльным. Но очень важно, чтобы это здание было связанно с кино, а не превращалось в ресторан или караоке-клуб, пусть это будет музей кино, пусть кинотеатр, пусть киношкола — я сам готов всячески помогать, только пусть живет. Иметь ТАКУЮ жемчужину в столице Осетии и разрушить ее? Я много где был — и у нас в стране, и за рубежом — но поверьте, что таких мест, с такой историей очень мало. И такие места надо ценить. Я понимаю, что в стране сложная экономическая ситуация, но в Осетии есть прекрасный футбольный клуб, знаменитые осетины-аланы, и я думаю, что, в конце концов, вопрос можно поднять на уровне министерства культуры РФ или Фонда кино РФ, которые создают сеть региональных кинотеатров и может быть стоит попробовать включиться в эту программу? Я уверен, что еще не все сделано для того, чтобы спасти кинотеатр. Ведь это не просто здание — это воспоминания. Это память. А когда-то кинотеатр назывался "Горец".
Заслуженный работник культуры РФ, заместитель заведующего отделом археологии Государственного Музея искусства народов Востока Тамерлан Габуев:
Известия о судьбе кинотеатра "Комсомолец" во Владикавказе меня очень огорчили. Я не буду повторять то, что все хорошо знают — это один из старейших кинотеатров в России. Скажу, что для многих поколений жителей моего города, да и лично для меня, это было только одно из многих мест, где мы могли посмотреть Кино. В детстве о братьях Пате мы ничего не знали, а гордостью прониклись в более зрелом возрасте. Только на Проспекте было пять кинотеатров — "Родина", "Дом офицеров", "Комсомолец", "Октябрь", кинотеатр в парке. В шаговой доступности были кинотеатры "Заря" и "Дружба". Сейчас ничего этого нет. А может ли город называться культурным, если в его центре нет ни одного кинотеатра? Не уверен.
Мне безумно жаль тех усилий и денег, которые были вложены Наумом Клейманом, крупнейшим деятелем мирового Кино, в проект создания Синематеки во Владикавказе именно на базе кинотеатра "Комсомолец". Оказалось, что все это было выброшено на помойку. Но для многих это все лирика, а от некоторых я даже слышал, что это он делает для своего пиара. Скажу, что на помойке пиар не делают. Теперь о деньгах. Безусловно, поднимать кинотеатр из руин дело затратное, но их можно найти. Можно обратиться за финансированием в Федеральное правительство, можно часть средств выделить из республиканского бюджета. Кроме того, Осетия сейчас в преддверии празднования юбилея крещения Алании, и на празднование могут быть потрачены огромные деньги. Чаще всего они будут тратиться на ничего не значащий антураж. А если их часть, вместо условных фейерверков, цветов и воздушных шариков, да и сверх обильных застолий, направить на возрождение Кинотеатра? Многие гости Осетии, приезжающие на празднование, оценят этот жест. А город без Кинотеатра выглядит убого.
Мы имеем то, что составило бы гордость любого крупного города России, но распоряжаемся нашим наследием халатно, преступно и бездумно. Потеря Кинотеатра — еще один шаг к потере нашим городом статуса культурного центра Северного Кавказа.
После того, как были зачитаны вышеприведенные письма, участники круглого стола также высказали свою позицию.
Директор Дома кино, председатель Северо-Кавказского отделения союза кинематографистов РФ, кинорежиссер Вячеслав Гулуев:
Конечно, кинотеатр "Комсомолец" республике нужен — это очевидно. Я помню, как в 2000 году Аким Салбиев организовал фестиваль кино, и мы думали, на каких площадках его проводить. Уже в те годы кинотеатр "Комсомолец" был в плохом состоянии, и по нашей просьбе из Москвы приехали специалисты. Они все осмотрели, сделали смету — федеральный центр выделил шесть миллионов рублей, на которые была куплена современная аппаратура и кресла для зала, а республику обязали сделать в кинотеатре ремонт. Москва свою часть выполнила, а республика на ремонт денег не нашла. Так все и повисло…
Министр культуры РСО-Алания Руслан Мильдзихов:
В программе федеральных целевых проектов (ФЦП) с 2019 по 2024 годы есть национальные проекты: "Культурная среда", "Творческие люди" и "Цифровая культура". В рамках проекта "Культурная среда" министерство культуры республики подало проекты на сумму 3,5 миллиарда рублей на капитальный ремонт Осетинского театра, строительство ангара для театра Нартов, проект "Даргавс", а также строительство хореографического центра. Теперь министерство культуры и министерство финансов РФ рассматривают наши заявки.
В этой программе нет проектов, имеющих отношение к кинематографу. Но это не значит, что их не будет. В министерстве культуры есть Департамент кино и там формируются свои программы…
Когда я стал министром культуры, то пытался взять кинотеатр "Комсомолец" на свой баланс, и министр имущественных отношений Руслан Тедеев любезно согласился. Я хотел включить кинотеатр "Комсомолец" в ФЦП, но, к большому сожалению, он не попал в нее, так как все деньги на ремонт и строительство объектов культуры выделялись только на сельские объекты. В начале лета в Костроме состоялся координационный совет, на котором собрались руководители министерств всех субъектов РФ, и поднимался вопрос, почему городские культурные объекты не попадают в эту программу. Думаю, что это будет учтено в новых целевых программах. И когда я понял, что не смогу включить "Комсомолец" ни в одну федеральную программу, то не взял его на баланс министерства культуры.
Вы наверно слышали, что это здание очень сильно заинтересовало Валерия Гергиева и сейчас уже практически все документы по этому зданию подготовлены. Мы готовы заключить с ним соглашение. У меня не было возможности поговорить с Гергиевым, но насколько я знаю, он планирует организовать в здании кинотеатра школу актерского мастерства для Алена Маратра. Министерство имущественных отношений подготовило все документы, но на сегодняшний день, в силу финансовых обстоятельств, Гергиев пока все приостановил, и дальнейшего движения в этом вопросе нет. Но, я думаю, что, если Валерий Абисалович возьмет здание, то это будет только на пользу, потому что он достаточно патриотичный и разумный человек. И если с ним говорить об истории кинотеатра, то там достаточно возможностей, чтобы сделать и центр актерского мастерства и киноцентр.
Сегодня в республике нет финансовых возможностей отремонтировать "Комсомолец". Мы — дотационная республика.
Я не кокетничаю перед Гергиевым, у меня есть свое отношение к передаче концертных площадок республики, но в силу того, что у республики нет финансовых возможностей, то сегодня моя позиция такая: если Гергиев решит взять это здание, то он достаточно разумен, чтобы оставить в нем и кинотеатр.
14-18 ноября в Санкт-Петербурге пройдет культурный форум, и у меня будет возможность поговорить с Валерием Гергиевым и узнать о его дальнейших планах в отношении кинотеатра "Комсомолец".
Еще хочу рассказать о том, что кинотеатр "Родина" вновь на балансе республики и его можно возродить. Там сохранился экран и световое оборудование и, сделав косметический ремонт, там можно показывать кино. Мы сохранили кинофонд республики, хотя он был практически оптимизирован: сегодня там работают два человека, которые следят за сохранностью коллекции кинопленки, а это 380 кинофильмов, и, при наличии соответствующего кинооборудования, эти фильмы можно было бы там демонстрировать.
Кинорежиссер и сценарист Аслан Галазов:
В этих письмах были сказаны действительно очень важные вещи, но возникает главный вопрос — а есть ли вообще в республике общее понимание проблем кинематографа? Видно, что его нет. Это просто стыдно не иметь хотя бы одного кинотеатра в центре города и считаться культурной столицей…
Вы только подумайте, что в начале ХХ века осуществлялась кинофикация всего мира и нашей страны — даже в голодное страшное время, когда шла гражданская война. Это делалось, потому что было понимание — "из всех искусств для нас важнейшим является кино". Кино — это оружие массового поражения, которое может быть и со знаком "минус", и со знаком "плюс". К сожалению, сегодня чаще всего кино со знаком "минус": мы видим, что показывают в кинотеатрах, что показывают по телевидению — к кинематографу с большой буквы все это не имеет отношения. Это бизнес под маркой кино, и правильнее все это называть медиапродукцией. Я солидарен с тем, что написали Тамерлан Габуев и Александр Котт. Количество кинотеатров на квадратный метр определяет уровень развития общества. Почему надо говорить прописные истины о значении кинематографа, культуры, литературы? О каком воспитании подрастающих поколений можно говорить, если сегодня семья не может удержать ребенка от гаджетов и интернета, в котором можно найти все, что угодно?
Некоторые говорят, а зачем сегодня кинотеатры, когда человек сам может найти и посмотреть то, что ему интересно? Но здесь важно именно кто и что будет показывать в кинотеатре… 60 миллионов рублей, которые нужны на восстановление кинотеатра "Комсомолец" — это деньги, которые выделяет министерство культуры РФ и Фонд кино на съемку полнометражного фильма. Раз мы сами не можем восстановить этот кинотеатр, то нужно взаимодействовать с центром. У нас в республике нет ни одной площадки, на которой можно было бы обсуждать проблемы кино и что-то предпринимать. Кто у нас в республике занимается кино? В советское время республиканский Союз кинематографистов был мощной организацией, а сейчас это просто общественная организация, которая не способна решать эти вопросы. В министерстве культуры РФ есть Департамент кино. У нас нет ни одной единицы. Получается, что кино как искусство мы вообще не рассматриваем? Взять ту же стратегию социально-экономического развития республики — в ней нет ни одного слова о кинематографе. Культура в стратегии отражена только в качестве будущего проекта музыкального центра Валерия Гергиева, но ведь кинематограф, как и музыка, тоже важная часть культуры и престижа республики.
Я не верю в то, что если в кинотеатр вложится бизнесмен, из этого получится что-то путное. Сохранить кинотеатр "Комсомолец" — это обязанность государства, для государства это должно быть гордостью и делом чести. Это должен быть государственный кинотеатр с культурно-просветительской функцией, его прибыль нельзя измерить деньгами. Например, в "Комсомольце" можно было бы осуществлять программу "Школьный сеанс", в рамках которой показывали бы замечательные экранизации литературных произведений.
Если мы хотим сохранить кинотеатр как объект культурного наследия, то надо сохранить его профиль — именно как кинотеатр.
Я скептически смотрю на вопрос спасения кинотеатра, тем более Руслан Аппевич говорит, что все документы для передачи здания Валерию Абисаловичу Гергиеву уже готовы. Конечно, можно обратиться с просьбой к Гергиеву, чтобы он посодействовал в сохранении и восстановлении "Комсомольца" именно как кинотеатра. Почему я смотрю скептически: мне кажется, что у нас в республике нет главного — понимания и осознания того, что такое кино. Нет понимания, что это искусство, которое работает с душой взрослого и ребенка. Ссылаться на то, что мы дотационная республика и не можем ничего предпринимать, вынося на обсуждение такие проблемы, — тупиковый путь. Следуя такой логике и снимая с себя ответственность, можно из республики превратиться в районный центр… И пока нет понимания важности и нужности кинематографа в республике, ничего не изменится.
Главный редактор журнала "Дарьял" Алан Цхурбаев:
Мне кажется, что Александр Котт закончил свое письмо очень правильными словами: "я не верю в то, что все было сделано". Абсолютно с ним согласен. У меня нет доверия к словам о том, что было сделано все. Я понимаю позицию министерства имущества, она достаточно честная: "мы выставляли на торги, никто не хочет покупать кинотеатр в таком состоянии". Но в то же время есть факт, который невозможно обойти в этой истории — потеря старейшего кинотеатра в России. Это недопустимо. Так нельзя. Если в туристическом буклете о Владикавказе будет написано, что в этом городе работает старейший кинотеатр в России — это история… А если там будет отдел бытовой химии, а на здании — табличка, что здесь когда-то существовал кинотеатр, то это тоже история, но позорная.
Кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РСО-Алания, Рафаэль Гаспарянц:
Надо разделить две вещи, когда мы говорим о кинотеатре "Комсомолец" — административно-хозяйственную и культурно-просветительскую. Пока мы не решим основную задачу, чем будет заниматься кинотеатр, разрушение здания будет продолжаться. Да, можно сделать там мультикультурный центр, но причем тогда кино?
Кинотеатр должен быть сориентирован на свою основную задачу, а уже по ходу работы можно думать и дальше. Сам процесс восприятия кинофильма в кинозале ни с чем не сравним. Когда сидят в тапочках перед экраном телевизора после рабочего дня, идет реклама, человек то уйдет, то придет — это уже не просмотр. Такой формат лишает это искусство прямого предназначения — непосредственного контакта от начала до конца. Моя позиция в этом вопросе такова, что нам нужно определиться в этом вопросе: будет ли это кинотеатр повторного фильма, или кинотеатр старого кино. Как угодно. Мы можем назвать его "Патэ-Алания", например, все это брендовые вещи, которые будут привлекать людей. Что касается того, какие фильмы там показывать, то это серьезный вопрос. Можно выйти на Госфильмофонд и другие структуры, которые профессионально занимаются сохранением киноресурсов, и показывать их коллекции. Показать, например фильм "Абрек Заур", снятый еще в 1924 году. Кто его видел? Никто. Все это нужно собрать и показывать — приобщать людей к богатой истории осетинского кино.
Если мы решим, что кинотеатр "Комсомолец" остается в статусе кинотеатра, то в нем можно показывать и старое доброе кино, и делать премьерные показы… Что касается организационных моментов, то все понимают — у всех свои интересы, кинотеатр — это уже готовый бренд. Вот на кирху (здание Филармонии, которое сейчас является филиалом Мариинского театра — прим. ред.) обратили внимание, реконструировали. Почему на "Комсомолец" тогда не обращают внимания, не реконструируют? В Филармонии все сконцентрировано только на музыке, и это правильно, а в "Комсомольце" будет только кино. Реконструируем старое здание, поставим проекторы и будем показывать немое кино, тапер будет — попросим Николая Кабоева, и он под изображение будет озвучивать фильм, как это положено. Я за чистоту жанра в данном случае. Кино должно быть приоритетом в этом вопросе, а если мы решим этот вопрос, то после уже можно дополнять: устраивать ретроспективы фильмов наших режиссеров-земляков, организовывать фестивали.
Ведущий советник отдела государственной охраны объектов культурного наследия Комитета по охране и использованию объектов культурного наследия РСО-Алания Руслан Булгаров:
Мы не должны забывать, что "Комсомолец" — это памятник архитектуры федерального значения. Это очень важно, и проводить там какие-то работы без привлечения специалистов и согласования с нашим Комитетом никто не имеет права. Само здание сносить нельзя.
Комитет не может диктовать то, что должно быть внутри кинотеатра. Но у здания есть охранный статус, согласно которому он может функционировать только по своему прямому назначению. Я лично хотел бы, чтобы сохранился кинотеатр: я тоже ходил туда в детстве и учеников водил по абонементам. Сейчас уже трудно определить, почему владельцев здания, которое находится в аварийном состоянии, до сих пор не привлекали к ответственности. Но оно столько раз переходило из рук в руки, что зацепиться за собственника очень трудно: сегодня один, завтра другой. А по закону отвечает собственник или пользователь. Государство, к великому сожалению, как это было в добрые советские времена, не занимается уже сохранением и восстановлением памятников архитектуры. Хозяин должен проводить ремонтные работы и содержать здание в надлежащем виде, если же это не соблюдается, то закон позволяет изъять этот объект.
Комитет также подавал кинотеатр "Комсомолец" в ФЦП, но, к сожалению, он не попал в эту программу.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков СОГМА Ия Мамиева:
Все свое детство я ходила в этот кинотеатр, и это было очень удобно для всех семей, которые жили на Проспекте и неподалеку от него. Это было место без движения автотранспорта, в которое в любой момент можно было послать ребенка и не переживать за его безопасность. Почему бы этот кинотеатр не сохранить именно для детей?
Почему мы воспринимаем этот кинотеатр как обузу и нагрузку на бюджет? Кинотеатры прекрасно зарабатывают, если ведут хорошую политику — я знаю, потому что специально этим интересовалась. Сейчас центры культуры в Москве — это кинотеатры. Например, любимые места всех москвичей — это кинотеатры "Иллюзион" и "Пионер". Сейчас это самые модные места в столице. Вот приезжал актер Том Харди, и куда он пошел? В кинотеатр "Пионер", где есть атмосфера. Сделать кинотеатр с атмосферой — в этом идея. Необходимо сохранить "Комсомолец" именно как кинотеатр — это лицо и престиж города. К нам часто приезжают иностранцы, с которыми я работаю, и они спрашивают: "куда вы нас отведете?". Ну, в горы вывезли, по Проспекту погуляли, а дальше? Кинотеатр, созданный с нуля, при правильной политике, окупается через пять лет и в первый же год дает прибыль миллион рублей.
Главный редактор портала "Gradus pro" Валериан Туганов:
Творческая атмосфера — это хорошо, но нужно добавить конструктив. Нужно смотреть, в какую программу можно попасть по исторической и по культурной части. Попробовать привлечь бизнес: мы считали, что примерно 300 человек в день может принимать кинотеатр и это хороший трафик.
При средней стоимости билета 200 рублей, в год кинотеатр может зарабатывать около 10 миллионов, а за пять лет 50 миллионов, которые нужны на реконструкцию кинотеатра, могут окупиться. Нужен четкий бизнес-план.
Бывший директор кинотеатра "Октябрь" Фатима Саламова:
Очень важно, в чьи руки попадет кинотеатр. Владелец должен быть абсолютно городским человеком, знать и любить это здание и его историю. Как известно, роль личности в истории важна и если придет унылый, без полета человек, то он его загубит. А в том, что кинотеатр может жить и процветать, я абсолютно уверена.
Кандидат технических наук, доцент, преподаватель СКГМИ, Альбина Даурова
Я кино люблю с точки зрения зрителя. Мне близка позиция разделить решение проблемы на две части: кино и вокруг кино и хозяйственно-административная часть. То, что кинотеатр нам нужен, это все понятно, и мы не будем друг друга уговаривать. Нужны деньги. Столько вариантов замечательных было сейчас озвучено: на одних только походах в кино студентов и школьников можно получить прибыль. Но все идеи нужно разделить на секторы и по каждому сектору написать грамотный бизнес-план. Нужно привлекать людей с деньгами и проводить круглый стол не с нами, ведь нам не нужно убеждать друг друга, а привлекать людей, у которых есть средства, и показывать им все потенциальные возможности развития кинотеатра "Комсомолец". Пусть Валерий Абисалович и станет главным меценатом, который возродит кинотеатр как кинотеатр. Можно обдумать и идею сбора средств среди населения.
В заключение круглого стола участники решили подготовить свои предложения и пойти с ними на встречу с представителями республиканской власти.
Организаторы круглого стола благодарят Альбину Олисаеву за возможность провести мероприятие в пресс-центре газеты "Слово".