Темная сторона человеческой психологии. Часть 1. Стэнфордский эксперимент

© freepik / @wirestockЗа решеткой
За решеткой - Sputnik Южная Осетия, 1920, 19.04.2021
Подписаться
В цикле из трех материалов речь пойдет о трех ужасных экспериментах, шокировавших в свое время все просвещенное человечество

Ужас этих экспериментов заключался не столько в нарушении всех норм этики и морали, хотя этот фактор тоже вызывал закономерную реакцию, а скорее в тревожных социо-психологических механизмах, проявленных в ходе их проведения, серьезно взбудораживших научное сообщество и шокировав обывателей.

Стэнфордский тюремный эксперимент

В первой части рассмотрим знаменитый "Стэнфордский эксперимент", произведший в 70-е годы XX века фурор в сфере социальной психологии, антропологии и педагогики и вызвавший бурные этические споры в научной и общественной среде.

Парень слушает музыку. - Sputnik Южная Осетия, 1920, 15.04.2021
Любите пожестче? Что говорит о человеке любовь к "сложной" музыке

Пожалуй, "Стэнфордский эксперимент" – самый знаменитый и нашумевший эксперимент за всю историю психологии. Каждый раз, когда в обществе, в связи с какими-либо экстраординарными событиями, новостями об издевательствах в тюрьмах или ретроспективным анализом военных преступлений нацистов, начинается обсуждение причин, побуждающих людей на институциональную жестокость, в разговоре непременно вспоминаются истории про рукотворные тюрьмы внутри Стэндфордского университета и ужасные проявления человеческих качеств, проявленных внутри их стен.

История "Стэнфордского эксперимента" началась с того, что ВМФ США для того, чтобы выяснить причины учащения вспышек насилия в военных тюрьмах, поручил психологу Филу Зимбардо изучить механизмы, генерирующие агрессию в условиях пенитенциарной системы. В ходе инспирированного военными эксперимента, ученый принял решение смоделировать ситуацию, в которой студенты-добровольцы будут разделены на две группы – "заключенных" и "надзирателей".

Таким образом, в подвалах Стэндфордского университета были созданы условия, приближенные к тюремным, внутри которых предполагалось соблюдение участниками режимных правил, согласно которым, "заключенные" и "надзиратели" должны были выполнять роли своих "коллег" из рольной жизни.

Игроки на тотализаторе ждут результатов - Sputnik Южная Осетия, 1920, 14.04.2021
Ставки на спорт: кто и как зарабатывает на человеческих слабостях

Распределяя роли внутри условий эксперимента, Зибардо поставил "заключенных" в заведомо униженное и обезличенное положение, лишив их прав на любые пререкания и конструктивные претензии к организаторам и "оппонентам", а "надзирателям" же, напротив, дал карт-бланш на любые манипуляции внутри "тюрьмы" и полную свободу действий, за исключением прямого физического насилия.

Дальнейшие события и их последствия были столь реактивны и неконтролируемы, что повергли в шок как самих организаторов эксперимента, так и множество сторонних наблюдателей. Оказалось, что самые обычные юноши и девушки, с хорошим образованием и воспитанием, поставленные в условия давления с одной стороны и вседозволенности с другой – чрезвычайно быстро скидывали "маски" общественных норм и морали, полностью погружаясь в свои роли и раскрывая все первобытные механизмы агрессии и самозащиты.

Художник рисует акварелью, архивное фото - Sputnik Южная Осетия, 1920, 08.04.2021
Воображение. Ловушка сознания или творческое начало мысли?

Так, "заключенные" уже на второй день организовали бурное восстание, крайне жестоко подавленное "надзирателями". В последующие дни "заключенные" выстроили внутреннюю иерархию, полностью противопоставили себя "надзирателям", видя в них настоящих врагов, постоянно саботируя условия режима и составляя планы восстаний и побега. "Надзиратели", в свою очередь, вдохновленные вседозволенностью, полностью дегуманизировали "заключенных", проявляя к ним самые разнообразные способы давления и даже открытого садизма, при этом не чувствуя никаких угрызений совести, ведь "заключенные", в сущности, больше не были для них людьми, а значит, жестокость, проявленная к ним, никак не конфликтовала с их чувством гуманизма. В ходе эксперимента у многих участников начали проявляться психосоматические заболевания, кто-то впал в тяжелейшую депрессию, а "надзиратели" начали проявлять к протестующим "заключенным" прямое насилие, запирая их в чуланах, коллективно оскорбляя и унижая непослушных, "ломая" и пугая тем самым всех остальных.

Все это происходило с молчаливого согласия Зимбардо, позже признавшегося, что он сам непреднамеренно оказался подопытным в этом эксперименте, ведь принял на себя роль "начальника тюрьмы", наслаждаясь своей властью и положением "судьи".

Девушка закрывает лицо руками - Sputnik Южная Осетия, 1920, 12.03.2021
Сама виновата! Обвиняя жертву, общество оправдывает преступника

Эксперимент пришлось прекратить, так как практически все его участники повально начали нарушать правило, запрещающее физическое насилие, а некоторые "активисты" и вовсе были на грани совершения преступлений. Весь этот ужас, вдумайтесь только, произошел всего за шесть дней!

Впоследствии Зимбардо не раз приносил извинения всем участникам эксперимента и общественности, взволнованной фактами проявления жестокости и нарушения норм этики. Собственно, наряду с некоторыми другими экспериментами, которые мы рассмотрим в следующих частях, "Стэнфордский эксперимент" явился причиной создания множества ограничительных мер и надзорных комитетов, рассматривающих вопросы этики внутри психологических экспериментов. Однако наибольший эффект и влияние на общественность оказали факты, проявляющие темную суть социального поведения людей. Будто бы взглянув в кривое зеркало, люди ужаснулись тому, как обстоятельства могут проявить в них самые низкие и жуткие качества, исказив их представления о человечности и гуманизме.

Продолжение следует.

Лента новостей
0