Говорят, музыка во всем ее объеме и огромном разнообразии является универсальным языком коммуникации, через который тысячи людей из разных стран, культур и даже времен могут вести между собой диалог, рассказывая истории, делясь эмоциями и культурным контекстом своего времени.
Благодаря множеству музыкальных агрегаторов и интернету, современный меломан имеет доступ ко всей когда-либо написанной музыке любого жанра и стиля, однако по каким-то причинам мы почти всегда держимся одного или нескольких направлений, зачастую полностью отвергая противоположные стороны музыкального спектра. Почему же так происходит? Рассмотрим этот вопрос на примере множества "научных" статей об интеллектуальном преимуществе любителей классической и тяжелой музыки, являющихся, по мнению специалистов, одними из самых сложных "диалектов" музыкального языка".
На самом деле классическую музыку и тяжелый металл (рок) многое объединяет. В первую очередь, в глаза бросается невероятное разнообразие жанров и поджанров внутри этих направлений. Фактически, единственными характеристиками, которые справедливо применимы к этим музыкальным направлениям, является их структурная сложность и "порог вхождения", которые требуют от слушателя определенного уровня подготовки. Вопреки расхожему мнению, в металле, например, есть жанры, в которых вокал и инструментальные мелодии вовсе не похожи на звуки работы индустриальных предприятий, а в классической музыке есть композиторы, вроде Карла Орфа и Иоганна Себастьяна Баха, композиции которых запросто вызовут в вас первобытный ужас и тревогу. Исходя из вышесказанного, для сравнения с другими музыкальными жанрами, сегодня мы рассмотрим именно композиционную и смысловую "сложность" этих направлений.
На вкус и цвет, как говорится, товарищей нет. Очевидно, что любые попытки в одностороннем порядке классифицировать и характеризовать людей по их музыкальным предпочтениям – обречены на провал. Человек, его личность, жизненный опыт и эстетические предпочтения – чрезвычайно сложная и многослойная тема, разобраться в которой задача настолько же сложная, насколько и бесполезная. Тем не менее, по мнению специалистов, музыка, которую вы слушаете, кое-что может о вас сказать.
Сейчас в интернете можно найти десятки и сотни статей, пестрящих популистскими и малодоказуемыми утверждениями о том, что любители тяжелого рока, классики и джаза обладают каким-то особенно выдающимся интеллектом. На деле все исследования и опросы, в которых речь идет про когнитивные качества и интеллектуальный потенциал любителей различных жанров музыки, оказываются либо крайне ангажированными, либо вовсе представляют из себя банальный подлог. Никаких существенных доказательств или опровержений этим теориям нет, так как выборка и вариативность, а также биография и жизненные обстоятельства внутри исследуемых групп не позволят произвести конкретно классифицирующие научные исследования. Казалось бы, на этом все. Тема закрыта. Однако не все так просто, ведь там, где нейрофизиология и статистика не могут дать никакой доказательной фактологии, на сцену выходят психология и педагогика.
По мнению специалистов в этих сферах, любовь к разным жанрам показывает очевидную корреляцию с социальным и психо-эмоциональным статусом респондента.
Так, в Техаском Университете, было проведено исследование, в рамках которого предполагалось найти связь между социально-профессиональными и эмоциональными качествами исследуемых групп студентов. Респонденты прошли ряд тестов – на музыкальные предпочтения, тип личности и интеллектуальный потенциал, в ходе которых психологам удалось найти некоторые закономерности.
Всего выделили четыре группы:
1) Классическая музыка, блюз и джаз
2) Тяжелый металл, рок и альтернатива
3) Народная и религиозная музыка
4) Поп, хип-хоп, рэп и электронная музыка
Так вот, по результатам исследований и в ходе дальнейшего их анализа специалисты пришли к выводу, что:
- Музыку из первой группы предпочитают "сложные" личности с богатым внутренним миром, высоким самомнением и склонностью к постоянной рефлексии.
- Ко второй группе относятся "бунтари", качества которых во многом схожи с первой группой, но чей эмоционально-психологический фон куда более переменчив и ярок, а взаимоотношения вне узких сообществ часто проблематичны.
- Музыку из третьей группы слушают в основном люди оптимистичные и добросовестные, не склонные к депрессиям и социальным протестам. Из всех респондентов эта группа наиболее экстравертна и консервативна, что, к слову, очевидно.
- Музыку же из четвертой группы предпочитают люди энергичные и эмоционально стабильные. Люди из этой группы лучше остальных прислушиваются к окружающим и "плывут по течению".
Казалось бы, никаких существенных противоречий или крайностей, просто некие "оттенки" в личности человека. Но почему же тогда музыку из первой и второй группы так сложно воспринимать любителям других жанров.
Основным отличием, вероятно, является само отношение к музыке. Дело в том, что чаще всего к классике и металлу приходят через образование, воспитание и жизненные обстоятельства глубоко вовлеченные в музыкальную сферу люди, а потому часто "закапывающиеся" во все мельчайшие ее детали, будь то ноты, инструменты, интервалы или подтекст. Тяжелая и классическая музыка требуют работы, вовлечения и, кстати, некоторого опыта и привыкания. Вам не послышалось, именно – привыкания. Уверяю вас, никому и никогда с ходу не понравятся экстремальный вокал и тяжелый грохот инструментов метал-групп или сложнейшие и пугающе грозные сочинения композитора Кшиштофа Пендерецкого. К такой музыке нужно идти медленно, постепенно, шаг за шагом, расширяя границы вовлеченности и глубины понимания. Согласитесь, человек, уделяющий музыке столько времени и внимания, анализирующий ее и разбирающий на составляющие – явно не относится к музыке, как к фону, звучащему лишь на пробежке или в машине по пути домой. Соответственно, вывод относительно связи музыкального "языка" и личности вашего собеседника можно сделать вполне однозначный – напротив вас человек рефлексирующий, думающий и дотошный. А вот хорошо это или плохо – дело вкуса.
Как говорилось выше, никаких ярких отличий в классификации музыкальных предпочтений и их связей с личностью – нет. Во-первых, в становлении личности человека принимает участие бесчисленное количество разных факторов, из которых музыкальные предпочтения хоть и весьма яркий и значимый фактор, но далеко не самый существенный. Во-вторых, уходя в некоторую патетику, следует напомнить, что факторов, разделяющих общество, вызывающих недопонимание и разногласия, и без музыки вполне достаточно, так что добавлять в этот список еще и прекраснейшее из человеческих творений – кощунственно. Язык музыки может быть непонятен, может быть чересчур сложен и тяжел, но разве не в этом его прелесть и интерес? Ведь многие из нас учат языки интересных нам народов, соседей, родственников и коллег ради взаимопонимания, интереса и самообогащения, тратя бесчисленные часы и годы на обучение. Так почему бы нам, вместо искусственного разделения людей, их классификации и сортинга, попросту не начать учить еще один "язык", ведь быть может, узнав его, мы обогатимся множеством новых друзей, знаний и граней понимания человеческой души.