Индустрия ставок на спорт (беттинг) пережила за последние 10 лет невиданный подъем, перебравшись из прокуренных полуподвальных помещений в телефоны и компьютеры сотен миллионов пользователей по всему миру. Помимо технологического прогресса и улучшения аналитических программ, которые очень упростили букмекерским конторам жизнь, позволяя каждый день улучшать алгоритмы прогнозов и статистических расчетов, очень большую роль в популяризации беттинга сыграли невероятные расходы на рекламу и банальная бедность населения.
Что касается первого аспекта, тут, как говорится, ничего удивительного. Букмекеры, очевидно, генерируют в своей индустрии огромное количество свободного капитала, большая часть которого направляется на рекламу. Конечно, расходы на содержание серверов и техническое обеспечение сайтов и приложений никто не отменял, однако, большая часть денег направляется именно на рекламу. Ведь, поверьте, каждый рубль, вложенный в рекламу на множестве спортивных сайтов, злосчастных сайтов-агрегаторов кино и даже в рамках спортивных соревнований – многократно окупается.
Однако речь пойдет именно про второй фактор популяризации беттинга, а также про проблемы, связанные с ним. Бедность и наивность - не самое лучшее сочетание в жизни человека, но для букмекерских контор и множества мошенников, которые, словно рыбы-прилипалы, сопровождают крупных "акул" бизнеса, – это крайне удачная питательная среда.
Справедливости ради следует заметить, что ставки сами по себе не являются чем-то однозначно плохим. Азартные игры и ставки на какие-либо соревнования были известны и в древние времена. Так, в древнем Риме азартные граждане не стеснялись через ставки повышать интерес к и без того зрелищным и кровавым состязаниям гладиаторов, а в феодальной Японии ставки в классическом сумо были чуть ли не частью традиции. Проще говоря, можно смело утверждать, что ставки и азартный интерес были постоянными спутниками спортивных соревнований.
Современная индустрия ставок на первый взгляд вполне успешно продолжают эту древнюю традицию, однако современным игрокам следует понимать, что в отличие от древних коллег на вооружении даже самых честных и проверенных букмекеров состоят сложнейшие математические и психологические алгоритмы, направленные, очевидно, не на собственное обогащение, а на улучшение финансового состояния армии азартных игроков.
По мнению финансовых аналитиков, в 2021 году доход крупнейших букмекерских компаний составит 2,1 миллиарда долларов, что почти в два раза больше дохода за 2020 год. Такие астрономические доходы практически полностью основываются на грамотной работе с психологией потенциальных клиентов и агрессивной маркетинговой политике.
Правда в том, что для некоторых людей ставки стали иллюзией возможности заработать хорошие деньги. Тысячи игроков, привлеченные громогласными лозунгами в рекламных интеграциях на всевозможных интернет-ресурсах и у огромной армии блогеров разной величины, ставят последние деньги в наивном желании волшебным образом разбогатеть. Таким мечтателям нужно держать в голове нынче крайне популярную аксиому: "Если вы ставите, чтобы зарабатывать – вы уже проиграли". Уровень компетенции, аналитических способностей и статистической грамотности, необходимый для высокого процента успешных ставок, требует многолетней подготовки и вовлеченности в тему, за время работы над этими навыками человек запросто смог бы овладеть какой-нибудь профессией, доход от которой будет куда более стабильным.
О чем можно говорить, когда человек регулярно ставит деньги на виды спорта и команды, о которых имеет лишь поверхностное представление? В таком случае, игрок чаще всего ставит на фаворита, статус которого чаще всего определяют сами букмекеры, либо на аутсайдера с высоким коэффициентом вероятности проигрыша, который, опять же, внутри своей системы и интерфейса, прописывается самим же букмекером.
Все бы ничего, ведь максимум в чем можно обвинить легальных букмекеров – это игра на человеческих слабостях и наивности. Во-первых, человек всегда сам решает, ставить ему или нет. Во-вторых, именно игрок решает, какую команду или игрока выбрать, сколько на него поставить и когда остановиться. Букмекеры в этом случае могут разве что мягко манипулировать его решениями, привлекая его поставить деньги на высокий коэффициент, или, наоборот, продать свою ставку под конец рискованного соревнования.
Другое дело – армия лже-капперов. Капперами в индустрии ставок называют профессиональных игроков, зарабатывающих большие деньги на ставках и "прогнозах" исходов крупных спортивных соревнований. История с капперами начиналась, как это обычно и бывает, вполне тривиально и безобидно. Дело в том, что многие крупные букмекеры запрещали профессиональным игрокам, часто забирающим "банк" и выигрывающим с подозрительной регулярностью, играть на своих платформах. Сообразительные капперы, само собой, не растерялись и начали зарабатывать большие деньги, продавая любителям свои методики и "прогнозы" на исход спортивных событий.
На первый взгляд, все вполне чинно и благородно, но где есть легкий заработок, всегда найдется сонма мошенников, с радостью и энтузиазмом готовые этот заработок прибрать к рукам. В последние годы в экосистеме, состоящей из игрока, букмекеров и спортивных соревнований, появилось множество "прилипал", обещающих наивным людям баснословные заработки, секретные схемы выигрыша и инсайдерскую информацию "от друга, работающего где-то в лиге NHL". На деле, подавляющее количество подобных гуру оказываются банальными мошенниками, использующими различные схемы обмана и завлечения.
Наиболее популярной у недобросовестных капперов схемой является "ставка на случайность". Ничего особо сложного схема собой не представляет, но множество людей, тем не менее, раз за разом на нее попадаются. Делается все следующим образом: для начала каппер предлагает сотням игроков воспользоваться пробным прогнозом, дабы последние убедились в компетентности своего "гуру", а далее лже-каппер разделяет аудиторию на несколько групп. Каждой из этих групп мошенник выдает разные "прогнозы", обычно взятые "с потолка", а затем, когда результат становится известен, попросту блокирует проигравших, а выигравшим, чье доверие он уже завоевал, каппер продает платный "стопроцентный" прогноз на какой-нибудь крупный матч. Много раз подобной схемой одного и того же игрока конечно не обманешь, но в искателях легких денег недостатка никогда не будет.
Помимо этой схемы, у капперов есть множество других способов привлечь и "обуть" игрока, будь то блогеры, рекламирующие недобросовестных капперов, разного рода "легенды" и истории успеха, а также самый банальный монтаж, на котором публике демонстрируются "многотысячные выигрыши" обладателей платных подписок. Перечислить все схемы обмана попросту невозможно, ведь высокая конкуренция в сфере мошенничества на прогнозах предполагает постоянное генерирование новых способов обмана и схем привлечения клиентов.
Любителям ставок следует помнить, что в этой индустрии деньги зарабатываются не ими, а на них. Когда ставки – это просто развлечение, ничего плохого и опасного в них нет. Многие любители спорта делают ставки из свободных денег лишь для остроты ощущений и эмоционального вовлечения во время просмотра соревнований в любимых видах спорта. Однако, когда игрок наивно полагает, что без должной подготовки и знаний он сможет регулярно зарабатывать хорошие деньги на ставках – исход предрешен. Он не только не сможет хорошо заработать, но, если вовремя не остановится, проиграет так, что его будет подташнивать даже от ребят, гоняющих в футбол во дворе.