В XXI веке множество новых слов и терминов входит в нашу повседневную речь. Часто это специальные и профессиональные слова, еще чаще - просто сленг, обреченный на скорое забвение. Но иногда непривычными словами обозначают проблемы, вышедшие на первый план современной повестки. Однако речь пойдет вовсе не про значение каких-то диковинных новомодных слов, а про одно новое слово, которое, несмотря на свою новизну, означает проблему, являющуюся, к сожалению, ровесницей нашей цивилизации. Слово это – виктимблейминг.
Виктимблейминг (обвинение жертвы - англ.), помимо структурной сложности, сложен и по значению. Дело в том, что оно состоит из двух иностранных слов, к тому же, в значении этих слов есть очевидное противоречие. Слово виктимблейминг буквально означает "обвинение жертвы", но что это значит "обвинять жертву"? Обвиняют ведь обычно виновника, а жертву, как правило, защищают, верно? Увы, дело обстоит не так просто, как хотелось бы.
К сожалению, часто случается так, что жертвы насилия, жестокости и травли обвиняются обществом в том, что сами виновны в сложившейся ситуации. Обесценивая позицию жертвы, общество обесценивает и вину преступника, чем, без сомнения, губит само себя. Но как же так получается, что общество зачастую винит в трагедии человека, которого, казалось бы, естественным образом должно было защищать?
Впервые термин "виктимблейминг" в 1970-х ввел (в обиход) психолог Уильям Райан, когда начал применять его, анализируя волнения и преступления на расовой почве. В наше же время, говоря о виктимблейминге, чаще подразумевают преступления на сексуальной почве и домашнее насилие.
Основная проблема ситуации, в которой жертва обвиняется в произошедшем или на нее, как минимум, возлагается часть ответственности – это подмена понятий, последствия которой куда хуже и тлетворнее для общества, чем кажется на первый взгляд. Множество примеров трагедий, когда жертвы изнасилования попросту боялись обращаться за помощью, дабы не прослыть "грязными", чтобы общество не стало брезговать ими и клеймить – сами по себе ужасны. Однако представьте себе ситуацию, в которой людей, все же нашедших в себе силы обратиться за помощью, начинают обвинять в том, что они якобы какими-то своими действиями, вызывающим поведением или видом спровоцировали агрессию преступника. Вдумайтесь только, жертву называют первопричиной преступления!
Подобные ситуации, когда домашнее насилие, например, оправдывается обществом, легко вспомнит каждый из нас. Вы ведь слышали все эти фразы про "сама виновата", "попались под горячую руку", "нельзя выносить сор из избы" и чудовищное "бьет – значит любит"? А сколько историй мы знаем о девушках, чью жизнь навсегда искалечили, но, вместо помощи и поддержки общества, они получили брезгливые комментарии вслед и подверглись остракизму, став невольными носительницами клейма. Как же так выходит? Что не так с нашим обществом, если оно легко может отвернуться от человека, которому наоборот нужно протянуть руку?
Основная причина, как считают многие антропологи и психологи, это представление о некоем "справедливом мире", своеобразное когнитивное искажение, выступающее защитным механизмом сознания. Люди, подверженные иллюзии о "справедливом мире", часто считают, что с хорошими людьми, кроме несчастных случаев, ничего плохого произойти не может. Это детское представление, будто бы каждый в этом мире получает то, что заслуживает, и если вести себя "хорошо", все в твоей жизни будет отлично – не более чем трагическое заблуждение.
"Учись хорошо – и у тебя будет хорошая работа", "будь хорошим человеком – и люди ответят тебе тем же", "носи длинную юбку – и тебя не изнасилуют", – все это, к сожалению, не более чем иллюзии. Каждый день по всему миру миллионы невинных людей становятся жертвами насильственных преступлений, а еще больше людей никогда об этом не расскажут, так как бояться за свою репутацию и безопасность, ведь защиты в лице общества они не видят.
Вторым существенным фактором в становлении проблемы виктимблейминга является "общественный договор", которому мы можем дать множество имен, будь то "традиции", "культура", "благопристойность" и т.п. Часто случается так, что человека, вышедшего за пределы норм этого "договора", общество как-бы дегуманизирует, или, проще говоря, расчеловечивает. Получается, если ты ведешь себя не так, как принято в сообществе, в котором ты проживаешь, ты как-бы выходишь из-под его ответственности, а значит, все что с тобой происходит – твоя ответственность и вина.
Но чего стоит такое сообщество? Чего стоят люди, если они готовы закрывать глаза на трагедии себе подобных? Суть в том, что каждый раз, когда мы обвиняем жертву в преступлении, мало того, что мы поступаем попросту непорядочно, мы еще и снимаем часть ответственности с преступника, а это не что иное, как "мина замедленного действия" для будущих преступлений. "Мина" эта, к слову, может разорваться под ногами каждого из нас, несмотря на наши принципы, морально-волевые качества и воспитание. Хорошо бы помнить, что каждый раз, когда мы перекладываем на жертву ответственность за преступление, мы, возможно, передаем "привет" в свое будущее.