22:05 27 Сентября 2021
Прямой эфир
  • EUR85.04
  • USD72.66
Колумнисты
Получить короткую ссылку
340 0 0

Каждый из нас знает о военной славе скифов, об огромных территориях, на которых они проживали в разный период времени, некоторые даже знают об их потрясающем мастерстве в керамике и ювелирном деле, но что мы знаем про их быт и традиции?

На этот раз, мы постараемся рассказать вам про традиции скифов, но совсем не про те, о которых вы могли услышать на уроках истории.

В простых досужих разговорах и серьезных этических спорах наших соотечественников часто можно услышать, как один из собеседников пытается подтвердить свое мнение, ссылаясь на культуру и традиции наших предков. Само собой, чаще всего, временной период и конкретизация того, о каких предках идет речь – в этом "условном" диалоге отсутствуют.

Вполне очевидно, что некоторые наши сограждане склонны к "кристаллизации" образа наших предков, игнорируя многогранность их культур и традиций. Если речь идет о ближайших исторических периодах, информация и разнообразная фактология позволяют нам воспринимать недавних предков во всем спектре их личных и общественных качеств, гордясь их подвигами и принимая их недостатки. Однако же, если речь идет о древних предках, представления о культуре и традициях, которых в обывательском представлении весьма условны, если не "сказочны", их образы остаются туманными и поддаются любой метаморфозе, зависящей лишь от фантазии и цели рассказчика.

Дабы предать образу наших древних предков чуть более плотную форму и отойти от "ГОСТа", расскажем о некоторых забавных, пугающих и необычных их традициях, придавая их образам чуть больше противоречивости, а значит, и многогранности.

В классической троице народов-предков, которые родственны осетинам, самыми редко упоминаемыми в светских разговорах и спорах о традициях, являются скифы. Как люди образованные, мы с вами знаем, что "скифы" - это, скажем так, общее название большой семьи народов, чьи традиции, зачастую, могли прямо противоречить друг другу. Тем не менее, думаю будет очень интересно познакомиться с некоторыми необычными традициями различных скифских народов.

Отношение к усопшим, "погребальному" процессу и самой смерти очень красноречиво говорит о менталитете народа, о его философии и традициях. Практически в каждой мировой культуре и религии, смерть является важнейшим рубиконом, относительно которого измеряется мера всякого дела, убеждения или доктрины. Высокопарно? Возможно. Скифам бы, вероятно, не очень понравилось.

По словам Николая Дамасского, у тавров, которых он однозначно причислял к скифам, существовала любопытная погребальная традиция. Племена тавров больше всего ценили в членах своего сообщества – удаль и вклад в общественное дело. Так вот, чем больше был вклад усопшего в общее дело, тем больший кусок уха отрезал ему вождь племени, вероятно на добрую память. Особо выдающиеся герои, могли уйти в последний путь без целого уха, а то и обоих.

А синды, например, которых некоторые специалисты до сих пор относят к родственным скифам культурам, обходились без отрезания частей тела усопшего. Для этого племени высшей формой уважения являлась могила, заполненная рыбой до самого верха. Само собой, такую честь нужно было заслужить. А амбре, исходящее по процессии, наверняка давало понять жителям, проживающих в радиусе пары сотен метров, что погиб человек несомненно достойный.

Иные же скифы, по словам путешественников и историков того времени, пренебрегали древними традициями курганов, сожжением и прочими традиционными для скифских народов формами похорон, предпочитая вешать покойников на деревьях высоко в горах, проводя так называемые "воздушные похороны", популярные, к слову, в современном Тибете. 

Главные темы

Орбита Sputnik