Основа культурной идентичности любого народа кроется в корнях, проросших в глубокие исторические слои. Ничто, буквально ни одна идея и никакие смыслы не являются самодостаточной монадой, не возникшей извне. Все наши идеи, все наши знания и убеждения являются продуктом направленной динамики идеи и воззрений людей, живших до нас. Эта преемственность представляется прекрасным доказательством одновременно двух важных качеств социальной сферы нашей жизни – своеобразного культурного детерминизма и эволюции мысли, отчетливо наблюдаемой ретроспективно.
Важнейшими артефактами культурной и философской мысли наших предков, на мой взгляд, являются мифологические циклы и фольклор, дошедшие до нас сквозь множество исторических этапов и культурных метаморфоз. Мифология и фольклор являются стержнем, на который опирается культура и идентичность народа, благодаря которым вообще имеет смысл говорить о каком-либо национальном самоопределении.
Какой же конкретный вклад в нашу культуру привносит наследие предков и как мы можем более эффективно использовать этот культурологический и философский ресурс?
Национальный фольклор в повседневной жизни
Полагаю, что, когда речь идет об Осетии, роль национальной мифологии и фольклора очевидна даже людям, не вовлеченным в данный вопрос. Сложилось так, что прямая преемственность традиционных верований, хоть и не без изменений, вместе с нами вошла в XXI век. В отличие от многих народов, чьи эпосы и мифы давно стали предметом интереса отдельных специалистов и энтузиастов, лишь за редким исключением проникая в современную жизнь в виде романов, мультфильмов и киноадаптаций, наша мифология все еще является частью актуальной повестки.
Каждый день тысячи наших соотечественников, зачастую неосознанно, в простой речи, общении с соседями, во время споров и уж точно во время празднования национальных праздников, ссылаются на культурное наследие и багаж, практически полностью основанных на национальном фольклоре и мифологии. Если речь идет про праздники и традиционные, скажем, "обряды", все вполне очевидно. То же самое касается изящных искусств вроде живописи, музыки и танцев. Речь даже не о конкретных мифологических мотивах, как например у знаменитого художника Туганова, тут все вполне очевидно. Национальный характер, основанный на традиционной культуре, проявляет себя и в мелочах, обывателю часто незаметных. Эстетика, манера, пластика – все они, в той или иной степени являются характерным маркером национального менталитета, а основа его все так же уходит глубоко в историю народа.
Еще одним немаловажным фактором влияния национального фольклора и мифов является база морально-этических идеалов, взращенных в детях вместе со сказками и историями о героях, побеждающих зло во имя высшей справедливости. Помимо этого, в мифологических эпосах содержится огромный спектр архетипов персонажей, чьи характеры, мораль и мотивы имеют множество вариаций трактовки.
Эти истории, в сказочно пестрой форме, не стесняясь гипертрофировать и переворачивать все с ног на голову, готовят человека к настоящим жизненным проблемам, помогая ему правильно реагировать на знакомые с детства ситуации и их вариации. Взрослый же человек всегда может обратиться к мифам, как к источнику философской мысли, проникающей во все сферы актуального времени, будь то эстетические, этические или политические вопросы. Согласитесь, иногда, абсолютно без каких-либо мотивов и целей хочется просто, уже в который раз, приобщиться к интересным историям, пронизанным таким близким и родным с детства духом. Благо, у нас есть великий памятник национальной культуры и мифологии – Нартский эпос.
Продолжение следует.