Грузии грозит обнищание, ей нечем помочь Южной Осетии - советник президента

© Sputnik / Перейти в фотобанкЖенщина идет по улице в Тбилиси
Женщина идет по улице в Тбилиси - Sputnik Южная Осетия
Подписаться
Пандемия коронавируса и экономический кризис ударят по развивающимся странам, в том числе Грузии. Госсоветник президента РЮО Сослан Джусоев проанализировал нынешнее состояние грузинской экономики и назвал закон, отмена которого показала бы политическую зрелость Тбилиси

Сослан Джусоев

Мировая экономика, которая начала испытывать трудности задолго до коронавирусной пандемии, после ее завершения испытает худшую рецессию со времен Великой депрессии 1930-х годов. Об этом свидетельствуют последние данные, полученные в рамках исследования индекса экономической активности TIGER (Tracking Indices for the Global Economic Recovery), регулярно проводимого Институтом Брукингса и газетой Financial Times.

Закрытый ресторан - Sputnik Южная Осетия
Бизнес под ударом коронавируса: кто потеряет работу из-за пандемии?

К аналогичному выводу пришли практически все авторитетные международные экономические институты. Директор МВФ Кристалина Георгиева, к примеру, заявила, что по крайней мере в 170 из 189 государств - членов фонда, в 2020 году произойдет снижение доходов на душу населения.

Одним из неизбежных последствий экономических кризисов в современном мире является быстрый отток капитала с развивающихся рынков. По данным МВФ, только за последние два месяца развивающиеся рынки потеряли 100 миллиардов долларов. Кризис затронет всех, но неравномерно, и выходить из него каждая страна будет по своей траектории, в зависимости от имеющихся ресурсов, качества институтов и складывающихся обстоятельств. Развивающиеся государства находятся поэтому в группе наиболее высокого риска, и значительному числу людей здесь из-за фактической остановки экономики будет грозить обнищание. Одним из таких государств является Грузия.

В недавнем комментарии грузинский МИД призвал не связывать вопрос оказания помощи Южной Осетии и Абхазии с отменой так называемого "закона об оккупированных территориях". Помощь, конечно, предполагается со стороны международных организаций, потому что самой Грузии в текущих обстоятельствах помочь Осетии и Абхазии нечем: страна сама остро нуждается в поддержке, и без финансового содействия международных институтов преодоление нынешней рецессии станет для нее очень трудным процессом. Поэтому сейчас грузинское правительство ведет переговоры о помощи с МВФ, а также Европейским и Азиатским банками развития.
© Photo : МИА "Южная Осетия сегодня"Госсоветник президента Южной Осетии Сослан Джусоев
Грузии грозит обнищание, ей нечем помочь Южной Осетии - советник президента - Sputnik Южная Осетия
Госсоветник президента Южной Осетии Сослан Джусоев

Нынешний кризис между тем окончательно показал абсурдность "закона об оккупированных территориях". Грузинское правительство не только препятствует полноценной работе международных организаций на Южном Кавказе, но и замедляет экономическое развитие региона и самой Грузии.

Дом Правительства - Sputnik Южная Осетия
Грузия в принципе не в состоянии помочь Южной Осетии - советник президента

Отмена закона, в свою очередь, отвечает интересам всех государств региона, международных организаций, а также России и Европейского союза. В пользу этого, в частности, говорит статистика и структура внешней торговли Грузии.

Грузия с 2016 года последовательно наращивала свой экспорт, что, однако, сопровождалось и ростом импорта. Доля импорта в объеме внешней торговли Грузии не опускается ниже 70%, баланс внешней торговли характеризуется отрицательным сальдо, значение которого с 2014 года колеблется в промежутке 40-50% от торгового баланса. В 2019 году, к примеру, Грузия экспортировала товаров на 3,8 миллиарда долларов, импорт при этом составил 9,1 миллиарда долларов. Красноречивой в контексте рассматриваемого вопроса является страновая структура грузинской внешней торговли.

Купюры Европейского Союза - Sputnik Южная Осетия
Как освоить миллиард: КГБ о внезапном интересе политиков Грузии к Южной Осетии

Три наиболее важных рынка для грузинских экспортеров – Азербайджан, Россия и Армения. В совокупности на них приходилось 36,3% и 37,3% экспорта в 2018 и 2019 годах, или 1,22 и 1,41 миллиарда долларов соответственно. Три крупнейших импортера в Грузию – Турция, Россия и Китай: 35,4% и 38,1% импорта в 2018 и 2019 годах, или 3,24 и 3,45 миллиарда долларов соответственно. С Турцией у Грузии наблюдается наиболее высокий дефицит внешней торговли. Импорт из Турции в 2019 году в 8 раз превысил грузинский экспорт в эту страну, то есть можно говорить об односторонней торговле: Грузия является рынком для турецких товаров, но сама на турецком рынке не занимает практически никакой доли.

Как и всякая другая страна, Грузия в известной степени является заложником географии. Мы видим, что в рамках внешнеторговых сделок поступление валюты в страну в основном осуществляется за счет государств СНГ. В 2019 году на них пришлось 53.1% всего грузинского экспорта. Три основных рынка для грузинских товаров находятся в СНГ, причем два из них (Россия и Армения) относятся к Евразийскому экономическому союзу. Если оценивать страновую структуру импорта, то можно прийти к следующему выводу: экономические реформы и неуклонное движение в сторону европейских институтов на деле привело к ежегодно растущей зависимости внутреннего рынка от Турции и, соответственно, усилению турецких, а не российских или европейских позиций в Грузии.

Граница Южной Осетии и Грузии - Sputnik Южная Осетия
Эксперт: угроза эпидемии для Южной Осетии исходит от Грузии

Так называемый "закон об оккупированных территориях" в этом контексте изначально был неадекватен реалиям хотя бы потому, что Россия в нем называется "страной, осуществляющей военную оккупацию". В таком случае, Грузия является едва ли не уникальным примером государства, пытающимся экономически сотрудничать с врагом и публично выражающим заинтересованность в развитии такого сотрудничества. Препятствуя прямым контактам международных организаций с Южной Осетией и Абхазией, Грузия ведет политику, не адекватную сложившимся реалиям и интересам государств региона, и в первую очередь своим.

Очевидно, что никаких иных серьезных рынков, кроме стран СНГ, у грузинской экономики в обозримом будущем не будет. Нынешний внешнеторговый статус-кво из-за кризиса с большой долей вероятности изменится в сторону увеличения дефицита торговли: Грузия вряд ли сохранит имеющееся на сегодняшний день присутствие на внешних рынках. "Закон об оккупированных территориях", в свою очередь, не отвечает интересам не только Южной Осетии, Абхазии, но и самой Грузии. Скандал с российским депутатом Гавриловым, формальной основой которого он являлся, за пять месяцев обошелся грузинскому бюджету в 350 миллионов долларов. С учетом особенностей политической культуры Грузии, отличающейся излишней экспрессивностью, подобные скандалы не исключены и в будущем.

Дмитрий Медоев - Sputnik Южная Осетия
Тбилиси получает большие деньги для "борьбы с коронавирусом" в Южной Осетии - Медоев

Важно понимать, что "закон об оккупированных территориях" является не основой антироссийского курса грузинских элит и общества, а его следствием. Пророссийским государством Грузия в обозримом будущем не станет ни при каких обстоятельствах, этот вопрос никак не связан с так называемой "территориальной целостностью" страны. С экономической точки зрения страна, однако, далека от европейских рынков и зажата в пространстве между Россией и Турцией с Азербайджаном. Грузинская внешнеторговая статистика позволяет сделать следующий вывод: всякое обострение отношений с Россией приводит к дальнейшему усилению в Грузии турецких позиций. На уровне политических деклараций Грузия может бесконечно двигаться от России в сторону Европы, но экономически, то есть реально, она двигается в сторону Турции.

Развитие экономических отношений со странами СНГ и ЕЭС, и прежде всего Россией, является, таким образом, экономически выгодным Грузии. Так называемый "закон об оккупированных территориях" является для этого серьезным препятствием. Он также препятствует полноценной работе в регионе международных организаций, имеющих опыт реализации в том числе и экономических проектов. Некоторые из них также имеют опыт работы в Южной Осетии в период грузино-осетинского конфликта, но теперь, после признания государственного суверенитета республики, лишены такой возможности из-за деструктивной политики Грузии.

Экономическое развитие всякого региона возможно только в случае взаимного признания интересов составляющих его стран. Деструктивная позиция, которую занимает Грузия в отношении Южной Осетии и Абхазии, негативно сказывается на экономических перспективах региона, логистически связанного с российским рынком через Осетию, и блокирует транспортный транзитный коридор направления "Север-Юг".

Денежные купюры России - Sputnik Южная Осетия
Южная Осетия выдержит финансовые потери от карантина

Магистраль "Восток-Запад" (по территории Грузии проходит от границы с Азербайджаном до порта Поти) в большей степени смещает движение товаров, услуг, людей и капитала в сторону Турции, которая и является основным бенефициаром ее модернизации. Грузинское правительство регулярно декларирует цель превращения страны в транспортный и логистический хаб, но при этом блокирует транзитное направление "Север-Юг" через Южную Осетию.

Несоответствие грузинской политике экономическим реалиям и интересам Южного Кавказа с каждым годом становится все более очевидным. Отмена так называемого "закона об оккупированных территориях" станет признаком определенной политической зрелости грузинского государства, продолжение нынешней деструктивной политики - показателем излишней экспрессивности вопреки экономике и здравому смыслу.

Лента новостей
0