Никому больше России мир на Кавказе не выгоден. Шатров о встрече Путина, Алиева и Пашиняна

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Президент России Владимир Путин в понедельник провел переговоры в Сочи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном. В итоговом заявлении руководители трех государств подтвердили прежние договоренности: взаимное признание суверенитета, отсутствие территориальных претензий, воздержание от угроз, делимитация границ и открытие всех коммуникаций.
Итоги переговоров для радио Sputnik прокомментировал руководитель экспертного совета российского Фонда стратегического развития Игорь Шатров. Он также поделился мнением о том, как стороны могут достичь компромисса и прийти к окончательному миру и почему в этом процессе Россия играет главную роль.
– Очень сложные переговоры. В этом признался российский президент. Он сказал, что часть ранее согласованных сторонами пунктов были исключены из итогового совместного заявления. Это говорит о том, что все-таки переговоры происходили в живом режиме, результаты не были заранее оговорены. И поэтому вышло так, как вышло.
Президент России и премьер Армении провели переговоры в Сочи
Стороны имеют свои противоположные точки зрения на ситуацию, поэтому договориться окончательно еще не удалось. Окончательной договоренностью, конечно, было бы подписание мирного договора между Арменией и Азербайджаном. Но мы видим, что пока это вопрос будущего. Ситуация неоднозначна. Даже сейчас, когда все рассчитывали на завершение истории, нельзя сказать, как долго будет продолжаться переговорный процесс.
Вопрос в том, что каждая сторона по-своему толкует исход событий, которые случились некоторое время назад, до последней войны. Дело в том, что в Армении считают, что отступление и потери, которые Карабах имел по результатам этих событий, – это временная ситуация, и Карабах будет восстановлен в своих границах, а российские миротворцы призваны неким образом обеспечить этот мирный процесс и дальнейшее отсутствие возможного продвижения азербайджанских войск.
Азербайджанская сторона трактует произошедшие события совершено по-другому, и об этом сказал президент Алиев, когда беседовал с Путиным перед началом переговоров. Азербайджан считает, что он восстановил свою территориальную целостность, вернул Карабах в состав страны, а мандат российских миротворцев толкует, как мандат тех сил, которые будут обеспечивать этот процесс мирного возвращения Карабаха в состав Азербайджана и не будут позволять происходить каким-то силовым действиям уже со стороны Армении.
То есть мы видим совершенно противоположный взгляд на ситуацию. И понятно, что, встретившись так за одним столом, нельзя было договориться, стороны должны были сблизить свои позиции.
Игорь Шатров
У меня, например, есть понимание того компромисса, которого им следует достигнуть. Мне кажется, именно этот компромисс им предлагает российская сторона, но будем смотреть, как будут развиваться события дальше. Я думаю, что мы еще длительное время будем наблюдать за этим переговорным процессом.
– В заявлении особо подчеркивается недопустимость применения силы и угроз ее применения. Как вы думаете, насколько обе страны будут придерживаться этого, пока не подписан мирный договор?
– Ну, они могут придерживаться этого, но дело в том, что каждая из сторон, имея совершенно разные трактовки, может осуществлять какие-то свои действия. Например, мы видим, что Азербайджан, на уже считающим своей территорией Карабаха, ведет какое-то строительство, открыл аэропорт, ведет хозяйственную деятельность. Совершенно невзирая на позицию и мнение Армении, подготавливает работы по строительству коридора в сторону Нахичевань. Два коридора: из Армении в Карабах и из Азербайджана в Нахичевань, имеются в виду в пакете мирных документов. Но мы опять возвращаемся к тому, что эти договоренности еще не подписаны. И никакая из сторон не может осуществлять в одностороннем порядке никакие действия, потому что другой стороной они могут быть восприняты, как силовые, даже если они будут вестись без применения вооруженных сил.
Что я имел в виду, когда говорил, что вижу путь решения этой проблемы? Компромисс – это всегда уступки: и той, и другой стороне придется уступать. В чем заключаются эти уступки? Каждая из сторон, как бы она сейчас не строила хорошую мину при плохой игре, видит Карабах своим. То есть этнически чистым или от азербайджанцев, или от армян.
Надо притушить амбиции и договориться: политолог об отношениях Баку и Еревана
А компромиссом было бы восстановление Карабаха практически в том виде, в каком он был во времена Советского Союза, где проживали и армяне, и азербайджанцы. А это возможно только при наличии на этой территории российских миротворцев, которые гарантировали бы невозможность этнических чисток. Но это значит, что контингент там должен находиться не пять лет, не десять, а десятки лет. По той простой причине, что 30 лет процесс фактически двигался в одну сторону.
Мы не будем сейчас разбирать, кто прав, а кто виноват в этой ситуации. Вопрос в том, что из многонационального Карабах превратился в армяно-язычный субъект. Сейчас, если начнется возвращение туда азербайджанцев, то произойдет естественный отток армян, и он станет азербайджано-язычный субъект. Ни то, ни другое не является справедливым. Только присутствие российских войск длительное время там обеспечило бы тот самый компромисс.
Мне кажется, Владимир Путин готов согласиться с таким предложением, если оно поступит с обеих сторон. И тогда мы сможем говорить о подписании мирного договора, процессе примирения. И это будет честно. Тогда мы будем видеть, что стороны действительно исходят из позиций справедливости по отношению друг к другу.
– Насколько важную роль играет Россия в мирном урегулировании конфликта между Азербайджаном и Арменией?
– В контексте всего сказанного, только Россия способна решить эту проблему. Она играет ведущую роль. И мы видим, что несмотря на то, что Запад активно вмешивается в этот процесс, тем не менее, стороны по первому приглашению Путина сразу же приехали в Сочи.
На тех условиях, которые предлагает Запад, договориться невозможно. Это чистая калька решений и международных документов, которым в будущем году исполнится 30 лет. Это четыре резолюции Совбеза ООН от 1993 года. При всем уважении к нормам международного права, эти резолюции отражают реалии того времени, когда события только-только произошли. За эти годы произошли очень серьезные изменения. Поэтому сторонам придется идти на компромисс и учитывать сегодняшние реалии.
Я не хочу разбираться, насколько невольно действует Запад или насколько намеренно. Но действие Запада по соблюдению сухой буквы закона без внутреннего содержания в итоге вызовет не мирный процесс, а новую эскалацию. Вот до чего можно дойти, если слушать Запад, который не живет на Кавказе, не понимает глубины процесса, или наоборот: понимает глубину и готов разжечь еще один костер. А нам это надо? Конечно нет.
Ереван согласен работать над урегулированием с Баку на предложенных РФ принципах – Пашинян
Только на условиях, которые сможет обеспечить Россия, есть какая-то перспектива договоренности. Поэтому роль России – ведущая.
Если говорить о результатах переговоров в Сочи, то позитивным для Россия является то, что она подтвердила свою ведущую роль в этом процессе. Ну и то, что в принципе переговоры состоялись, совместное заявление подписано, хотя и в усеченном варианте. Это очень важный момент. Но процесс еще не окончен.
– Перед встречей в Сочи руководитель пресс-службы Госдепартамента США Нед Прайс фактически призвал Армению и Азербайджан отказаться от посреднических усилий России, потому что Москва якобы не уважает суверенитет соседних государств. Можно ли рассматривать встречу в Сочи доказательством того, что две страны не намерены идти на поводу у США? Как могут повести себя Армения и Азербайджан по отношению к Западу в дальнейшем?
– Здесь вопрос сложный на самом деле. Да, Россия, созвав эти переговоры, еще раз подтвердила свою роль и место в этом урегулировании, а Азербайджан и Армения подтвердили желание в дальнейшем взаимодействовать с Россией. Однако это не значит, что они не будут использовать и другие возможности для переговоров, что не будут консультироваться в Брюсселе, не станут пытаться втянуть в процесс США. Надо учитывать геополитические расклады и связи этих стран.
Азербайджан очень тесно связан с Турцией, а она остается страной НАТО. При всем уважении к Эрдогану, при всех довольно конструктивных отношениях с Россией, это, как говорится, другое. Есть отношения с Россией, но есть и желание расширить свое влияние на Кавказе. Азербайджан для этого очень хороший инструмент.
У Армении есть серьезное лобби на Западе. Три крупные армянские диаспоры в разной пропорции распределены между Россией, США и Европой, в первую очередь, Францией. Получается, что влияние французской и американской диаспор всегда учитывается при принятии каких-то геополитических решений армянским руководством. Пашинян вынужден между этими тремя огнями ­– США, Россией и Францией – носиться. Но все-таки обеспечивает благосостояние нынешней Армении Россия. Крупнейшие армянские компании работают во взаимодействии с Россией, огромное количество армян живет в РФ, кто-то постоянно, кто-то работает. То есть завязка с Россией довольно серьезная. Поэтому здесь тоже преобладающая роль у России. Армения состоит с Россией в ЕврАзЭС, ОДКБ, у нас огромное количество межгосударственных связей. Это тоже накладывает определенные обязательства. И в этой сложной палитре иногда побеждает тот или иной аргумент. Но, в целом, никому больше, чем России, мир на Кавказе не выгоден. Значит, России и быть главным миротворцем.