Диана Козаева, Sputnik
Гурам признается, что и не предполагал, что в этом году даже апрель будет настолько занят и забит, поскольку большинство туристов обычно начинали планировать поездки с мая. Он предполагает, что из-за того, что большая часть россиян никуда не может выехать, в Южную Осетию начали ездить целенаправленно. По его словам, туристы уже достаточно хорошо изучили Северный Кавказ, и теперь можно смело сказать, что республику стали открывать, и ему "очень приятно знакомить россиян с Южной Осетией".
– Если коротко подвести итоги предыдущих двух лет, когда практически все границы были закрыты из-за пандемии коронавируса… Какими были эти сезоны?
– Несмотря на то, что половину 2020 года мы сами были отрезаны от внешнего мира и граница открылась только 15 сентября, к нам уже на следующий день начали приезжать. То есть, те, кто хотел приехать в Южную Осетию, держали руку на пульсе. В том году осень выдалась затяжная, поэтому гости в республику приезжали аж до декабря.
И 2021 год тоже показал себя довольно результативно. Но в нынешнем году я жду больше людей. Пока не знаю, как, потому что уже много отмен. Но это больше со стороны турфирм, с которыми я работаю, так как у них не получается набирать туры и укомплектовать свой пассажиропоток. У нас сейчас находится семья из России, они приехали сами, им турфирма не нужна. А у турфирм цена уже фиксированная, и порой она не низкая. К примеру, я предоставляю только услуги гида-экскурсовода, а там включается все: проживание, питание, трансфер. И из-за скачка цен люди начали экономить на отдыхе, поэтому очень много туров отменяется. Это плохо.
– Туристы, которые к нам ездят, это большей частью "дикари" или люди, которые предпочитают турфирмы, чтобы как-то застраховаться?
– Как бы я не считал, что мы хорошо стараемся, все-таки этих мощностей и оборотов не хватает для привлечения туристов. Да и сама республика не готова пока принимать большое количество. И те люди, которые к нам приезжают, большей частью, действительно, "дикари", потому что надо еще постараться найти в Интернете, правильно поискать туры в Южную Осетию.
– А как правильно их найти?
– Я сам пытался это сделать по тегу "туры в Южную Осетию". Поисковик сразу ничего не показывает, где-то что-то можно найти на странице десятой. В этом плане срабатывает сарафанное радио.
– Насколько тебе помогает это сарафанное радио?
– Слава сарафанному радио. Это то, что сыграло не последнюю роль в моей деятельности. Видимо, я неплохо работаю. Коллеги на Северном Кавказе меня уже практически все знают, я дружу с ними, мы "делимся" клиентами. И естественно те, кому у нас понравилось, уже передают другим. Мне часто звонят со словами: "Мне вас порекомендовал такой-то". А я порой даже не могу вспомнить, о ком речь. Если порекомендовали, то это уже ключик к моему сердцу.
– На носу жаркие дни. Начинается летний туристический сезон. Какие от него ожидания?
– Я всегда хочу большего. Большего не в количестве, а в качестве. И я для себя констатирую, что моя работа с каждым годом становится качественнее. Я сам больше узнаю, открываю новые нюансы в своей профессии – как общаться с людьми, как вести бизнес. В этом плане надо расти и набираться опыта.
Другое дело, что вокруг ничего не меняется. Я уже не говорю про государство. Я всегда говорю местным людям, чтобы вместо открытия очередного убыточного магазинчика, они отремонтировали свой домик в деревне. Но у нас привыкли быстро вложить деньги и быстро снять прибыль. Но туризм – это долгосрочная перспектива, а в это многие не верят до сих пор. Хотя я уже более шести лет доказываю, что это, может быть, не главная экономическая перспектива, но очень важная ее составляющая.
Кроме того, туризм – это большая пропаганда Южной Осетии, которая поможет и нашему признанию. Мы напрямую доносим нашу историю. Многие после нас попадают к нашим соседям, и настолько бывают ими очарованы… Но я не стараюсь быть лучше или хуже них. Мы есть те, кто мы есть. Мы – осетины. И вот вам наша культура, наша кухня, традиции. Принимаете? Классно. И многие принимают эту не наигранность, искренность, без лишнего пафоса. Наши соседи этого не умеют, они расстилают ковры.
– В последние годы в Южной Осетии появились небольшие частные гостиницы, эта сфера услуг потихоньку развивается. Но наши туристы – это люди, предпочитающие после прогулки в горах отдохнуть в теплой, уютной гостинице, или же провести ночь в том же сельском домике, если он есть?
– Даже если ты ночуешь в горах, это должно быть комфортно. Комфорт в первую очередь. Тепло, чисто и уютно должно быть везде. Я всегда предупреждаю своих гостей, что мы только становимся на ноги, и не надо ждать какого-либо Куршевеля или Монако. Возможно, когда-то это у нас будет. Пока что мы принимаем в меру своих возможностей.
Сейчас у нас одна из гостиниц занята беженцами из Донецка. Это уже сужает возможности приема туристов. На майские праздники часто бывает так, что мест не бывает не только в гостиницах, но и в частных гостевых домах. Улучшать надо.
Комфорт и безопасность в первую очередь. Если комфорт я не всегда могу гарантировать, то в плане безопасности, если нас слушают люди далеко за пределами Южной Осетии, у нас все в порядке.
– Если к тебе приехали туристы, а их негде разместить. Есть люди, частники, к которым ты можешь обратиться и которые могут помочь с размещением гостей в своих домах?
– Если бы мне позволяли квадратные метры, я бы мог размещать их у себя. Были случаи, когда люди приезжали наугад. Например, к нам приезжали в дни празднования признания независимости в 2018 году, и в городе реально вообще нигде не было мест. Ни в одной гостинице. И нам повстречалась одна бабушка, которая предложила разместить гостей у нее, ни копейки с них не взяла, накормила. И я всегда своим гостям советую это ценить и говорю, что Южная Осетия – это, пожалуй, единственный регион, где на вас смотрят не как на кошелек, а просто как на гостя.
– Я не преувеличу, если скажу, что ты – самый известный гид и экскурсовод в республике. Остались ли в Южной Осетии места, где ты еще не побывал, которые еще не исследовал?
– Сам поражаюсь. Я думал, что я уже везде был, но буквально на днях открыл для себя крепостной комплекс. Биетская церковь. Это Цхинвальский район. Вроде уже миллион раз мимо проезжал. Это самое уникальное архитектурное сооружение, что я нашел за последние годы.
Осталось еще ущелье, в котором я вообще никогда не был – это Дзомагское ущелье. И остается еще изучить верховья реки Малая Лиахва – Медзыда-ком и Лехура-ком. Это частично Ленингорский, частично Цхинвальский районы. Выше середины я дошел.
– Один или с туристами?
– Нет, когда я изучаю маршруты, я туристов с собой не беру. Поскольку не знаю, какие неприятности меня ждут в дороге. Я пока должен проверить безопасность и доступность маршрута.
Нет такого района в Южной Осетии, который я не включил бы в маршруты. Да, есть топовые, зрелищные места. Но есть люди, которые к нам уже двадцатый раз приезжают. И их все труднее и труднее чем-то удивить. Они-то и будят во мне азарт находить что-то новое.
У меня на прицеле порядка 20 объектов, о которых я услышал. Пока понятия не имею, где они находятся, но я их найду.
– Ты заговорил о топовых направлениях. Топ пять мест, которые советует посетить главный экскурсовод Южной Осетии?
– Я называю их "Уау!" места. В высокогорье не каждому под силу подняться и, конечно, когда оттуда посмотришь вниз – это потрясающе красиво. Но я рекомендую Синагур, плато Эрцо, Бубская скала, Билуртский хребет, Джерская церковь. И то, от чего совсем недавно забилось мое сердце – это село Кусджыта.
Многие думают, что у нас на равнине ничего нет. Как ни странно, я тоже так думал. Просто у каждого времени года свои оттенки. В некоторых местах зимой и осенью серо. Но когда я туда попал зимой, когда травка зеленее, я был в восхищении, – это местность Зиулет, Бакъаты-кау. Озеро, цветочки, небольшие холмы, церковь на пригорке. Это было очень красиво. Я не художник, но мне захотелось эту картину написать. Поэтому я хочу, чтобы у нас Знаурский район раскрылся.
– Пока у нас выигрывает Дзауский…
– Дзауский и Ленингорский районы. Меньше Цхинвальский. Недавно открыл для себя святилище Усанет. Это прямо там, где граничат два района. Там открывается умопомрачительный вид. И, естественно, Кельское плато – само Кельское озеро, озера-близнецы и Дзимырское ущелье.
Года два-три назад у меня была семейная пара из Голландии, им было по 85 лет. Они побывали в 150 странах мира. Но я видел, как они плакали от переполнявших эмоций. Я отправился с ними в Верхний Эрман в мае, и вид был, как на картинке календаря – макушки гор еще в снегу, внизу зеленые заливные луга, одуванчики, мирно пасущийся скот, легкий ветерок и аромат цветов. Они стояли и плакали. Это дорогого стоит.
– Все мы люди, мы устаем, у нас бывает плохое настроение, когда, действительно, хочется самому уйти в горы, чтобы тебя неделю никто не виде. Вот представь: ты устал, и физически, и морально, но экскурсия уже запланирована, гости ждут, а настроения нет. Как ты себя мотивируешь в такие моменты?
– Я называю это приступами одиночества. Такое редко выдается в последние годы, но если случается, то я люблю Шихантурские леса, где речки. Беру палатку, выключаю все, насколько у меня есть время, и слушаю только природу, дышу воздухом.
Но если ты занимаешься турбизнесом, то у тебя должны быть крайне крепкие нервы. Тебе каждый раз приходится все начинать заново с новыми людьми – сегодня одна группа, завтра другая. Это как в фильме "50 первых поцелуев". Но один и тот же маршрут с разными людьми проходит тоже по-разному. Я смотрю на своих гостей и понимаю, как они все оценивают. Порой я уже в сотый раз проезжаю по этому маршруту, но вдруг кто-то из гостей замечает что-то новое. Это очень интересно. И очень важно заинтересовать также своих гостей, если получается, значит, все не впустую. И когда ко мне садятся в машину, я так и говорю: "Я сегодня ваш родственник, брат, сват, на ближайшие 12-15 часов".
– Часто попадаются туристы, которым все не так и все не то?
– А не надо на это вестись. Я сам выстраиваю настроение. Не надо сразу включать "клиент всегда прав". Бывают клиенты, которых хочется сразу же высадить. Но прежде я стараюсь их осадить. Потому что один человек может испортить день не только мне, как экскурсоводу, но и своим спутникам.
– Секрет удачной экскурсии – в…
– Я всегда анализирую в конце дня. И когда я не заползаю домой, а хочется не отпускать людей, с которыми этот день провел, настолько ты заряжаешься энергией – значит, это была удачная экскурсия. Когда все на позитиве, веселые и добрые.
И, естественно, когда очень много зрелищ, надо и хлеба. А хлеб у нас всегда хороший – красное-полусухое, белое-полусладкое, осетинские пироги.
Хочется обратить внимание на необходимость разнообразить национальную сувенирную продукцию, не ограничиваясь обычными магнитиками, а придумать небольшой эксклюзивчик.