Через аллегории и иносказания, зашифрованные в повествовании и творчестве, люди часто передают смысл более важный и глубокий, чем тот, который считывается невооруженным глазом. Имея пытливый ум и живое воображение, мы можем читать между строк, углубляясь в своем познании и открывая новые грани смыслов.
Сознание человека, как известно, склонно создавать связи и структурировать знания и информацию в группы. Подобная тенденция оказывает крайне любопытное влияние на распространение знаний и создание образов, транслируемых всему человечеству. Если в наше время для выяснения какого-либо факта или получения конкретной информации достаточно "забить" в поисковую систему пару слов, то раньше этот процесс был куда более сложным. Вместе с тем, он имел особую ценность, так как вместо скучной фактологии был украшен суммой штрихов сознаний тысяч людей, которые передавали друг другу информацию в закодированном виде, известном нам как мифы и сказки.
Эти штрихи, оттенки и детали, которые добавлял в "логос" каждый носитель информации, постепенно превращались в широкое полотно, изучение мельчайших подробностей которого раскрывает знания и образы на первый взгляд неочевидные.
Подобные символизм и образность, которые в наше время перестали быть частью мышления и общения человечества, перейдя в сферы искусства и философии, продолжают жить лишь в литературе, живописи и кино, да и то редко. Когда-то создание символических образов и связей были естественной частью рождения мифа. Собственно, трудно сказать, что первично: образ, миф или символизм.
Интересен тот факт, что древние греки, например, в своей попытке осознать природу смерти и сна и их связь с хтонической тьмой и пустотой, создают образы двух братьев, "черного" и "белого" - Танатоса и Гипноса, которые являются персонификациями смерти и сна соответственно. Братья они не просто так, ведь древние находили явное родство в процессах "умирания" и "засыпания". А что объединяет смерть и сон помимо этого? Правильно – тьма, ночь. Угадайте, богиней чего была мать Танатоса и Гипноса? Вы уже наверняка догадались, что она была богиней тьмы и ночи. Собственно слово "ночь" есть не что иное, как форма прочтения имени этой богини – Нюкты.
Конечно, сейчас трудно понять, зачем было необходимо создавать столь сложные умозрительные образы и связи, тогда как можно было просто написать: "Друзья, а не кажется ли вам, что смерть и сон чем-то схожи?" Но сознание древних людей воспринимало окружающий мир через призму мистицизма, символизма и непрерывного потока коренного знания поколений. Да и что греха таить, с письменностью у людей не всегда обстояло все так хорошо, а информацию передавать было нужно. А как можно передать философские идеи, морально-этический код народа и его религиозную духовность, если не через символические образы в легендах, мифах и искусстве? Вот и получилось так, что за многие тысячелетия человечество набрало "багаж" огромного культурного значения. Образы из мифов и преданий, перетекающие через культуру в прикладное искусство и жизнь людей, стали неотъемлемой частью информационного наследия человечества.
Задумывались ли вы о том, что в истории Ахилла, Сослана и Батрадза присутствуют три общих "закодированных" смысла. Во-первых, история рождения или становления этих героев тесно связана с созданием холодного оружия. Знающий человек, пробравшись через пелену символизма, увидит в процессе "закаливания" этих персонажей, или в их слабых местах детальное описание процесса создания мечей. Во-вторых, в сюжетах этих персонажей присутствует общий "порок" теомахии – противостояния богам, за которое герои впоследствии подвергаются "наказанию". Третий же общий "порок" этих побратимов – это гордыня, разъедающая их изнутри и являющаяся, вопреки канве самой истории, их главным непобедимым врагом.
Вот видите, насколько интересный подтекст закладывают "авторы" в простую, казалось бы, историю, дабы человек мыслящий, через труд ума и вдумчивость, сумел отделить зерна от плевел.
Примеров подобного символизма и завуалированных смыслов не счесть. Буквально в каждом серьезном произведении, мифе, сказке и картине есть подобные "пасхальные яйца", спрятанные авторами. История Адама, Лилит и Евы, повествующая о ложности дихотомии женщины-матери и женщины-блудницы и двойственности природы феминности в целом. Сам образ "древа познания", уходящий корнями в глубочайший мистицизм и гностические представления о структуре мироздания. Образ быка, связывающий в трагическом переплетении судеб Зевса, Европу, Царя Миноса, Минотавра, Дедала и его прекрасного сына Икара, который в свою очередь сам является одним из самых значимых символов античности. Даже дева с младенцем на руках и "солнечными дисками" за головой является лишь "отсылкой" к богу Хорусу, покровителю солнца и "отцу" одного и самых узнаваемых символов человечества – всевидящего ока или, если угодно, пирамиде с глазом.
Человек достаточно эрудированный и способный читать между строк подобные "коды", для которого поиск символов и загадок станет чем-то более важным, чем внешняя сторона знания, вдруг увидит, что мир и все знакомые детали в нем куда сложнее и богаче, чем кажутся. Картины станут куда интереснее и глубже, истории начнут говорить многоголосьем тысяч своих авторов, а музыка станет понятнее и ближе, чем когда-либо. Вот тогда, человек ищущий, возможно, найдет что-то очень важное для себя, там, где совсем этого не ожидал. Ведь только когда он будет готов "забрать" знание, он сможет его найти. Mendes veritas.