Масштабный характер. Во Владикавказе проходит научная конференция по нартоведению

© Картина художника Махарбека ТугановаТренировка нартских женщин
Тренировка нартских женщин - Sputnik Южная Осетия, 1920, 27.10.2023
Подписаться
Диана Козаева, Sputnik
В Северной Осетии 2023 год по указу главы республики Сергея Меняйло объявлен Годом Нартиады. В эти дни во Владикавказе проходила научная конференция по нартоведению. Замминистра культуры, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела фольклора и литературы СОИГСИ Залина Кусаева рассказала о том, что обсуждают ученые умы, сохраняется ли интерес к нартоведению и как сохранить этот уникальный памятник устного народного творчества.
– В нынешнем году 26-27 октября в Североосетинском институте гуманитарных и социальных исследований проводим VII международную научную конференцию "Нартоведение в XXI веке: современные парадигмы и интерпретации".
В связи с развитием нартоведческих исследований конференция была инициирована нашим институтом в 2011 году. С тех пор форум приобрел традиционный характер, и по настоящее время он является, собственно, площадкой для конструктивного научного диалога российских и зарубежных ученых. Важно отметить, что по итогам конференции систематически издается сборник статей, на данный период таких сборников насчитывается пять.
В этом году конференция, как и в предыдущие годы, имеет масштабный характер. Открытие состоялось вчера с пленарного заседания, также в программе конференции запланирована работа трех секций. Важно и то, что для участия в нашей конференции было подано более 30 заявок.
Ее участниками стали представители различных научных центров регионов России, Ближнего и Дальнего зарубежья. География достаточно обширна. Присутствуют ученые из Карачаево-Черкесии, Чеченской Республики, Калмыкии, Кабардино-Балкарии, Ярославля и, что очень важно, из Германии и некоторых других зарубежных стран.
Вопросы обсуждались самые разнообразные, об этом говорят и названия трех основных научных секций: "Картина мира в Нартиаде", "Язык Нартиады", "Нарты в литературе и искусстве". Нужно понимать, что наименования этих секций подразумевают исследовательские темы в контексте мифологических воззрений, особенностей лингвокультуры Нартиады, а также отражения мотивов и сюжетов в эпосе нартов, в литературе и в искусстве.
Плач Дзерассы - Sputnik Южная Осетия, 1920, 19.05.2023
О Годе Нартиады в Северной Осетии, культурных кодах осетин и эпосе, как бесценном наследии
– Вы отметили, что в конференции участвуют ученые из других стран. Действительно уже на протяжении не одного века ученые со всего мира интересуются Нартиадой. Это такие ученые, как французский лингвист Жорж Дюмезиль, английский переводчик Уолтер Мей. Участвуют ли сегодня в конференции исследователи подобной величины?
– Вы знаете, даже не обращаясь к зарубежным исследователям, вполне ответственно можно констатировать, что осетинские ученые ни в коей мере не уступают тем научным изысканиям, которые были предложены на начальном этапе нартоведческих исследований. Я бы особенно отметила научные работы известного профессора, заведующего отделом этнологии нашего института Людвига Алексеевича Чибирова. Кстати, его доклад открывал пленарное заседание, он рассказывал об "Энциклопедии осетинской Нартиады", об итогах проекта.
Также я бы отметила Бесолову Елену Бутусовну, которая также выступала со своими изысканиями на пленарном заседании, и ряд других ученых, которые внесли весьма значительный вклад в области нартоведения.
– Конференция проходит под названием "Нартоведение в XXI веке: современные парадигмы и интерпретации". Расскажите, пожалуйста, чем нартоведение в XXI веке отличается от того, как его изучали, к примеру, веком ранее?
– Под таким названием конференция организовывается с самого начала своего становления, то есть с 2011 года. Но если мы будем делать отсылку, допустим, к периоду прошлого столетия, то нужно понимать, что перед учеными, собирателями того периода стояла весьма важная задача – собирательство, систематизация изучения и последующей публикации эпических текстов. То есть и методы исследования, и подходы, безусловно, значительно отличались. Важно было сохранить на том этапе, в том виде, в котором мы сохранили эпическое наследие до XIX века, зафиксировать это состояние. Потому что мы знаем о стадиальной преемственности эпоса.
По данным современных исследований, он возник порядка 2500 лет назад в скифо-сарматской среде, и безусловно, в процессе цивилизационного развития осетинского народа эпос претерпевал свои изменения, дополнения. Поэтому у ученых прошлого столетия была задача именно фиксации систематизации и подготовки к публикации.
С развитием науки совершенствуются методы исследования, методика исследования, методология, развивается терминологический язык. Вместе с тем, важной составляющей современных исследований является междисциплинарный подход, и на современном этапе нартоведения мы не можем локально изучать тот или иной вопрос, то есть фольклористы не могут подходить к изучению эпоса исключительно с позиций фольклорного исследования. Тут, безусловно, привлекаются и другие науки. Скажем, историческая, этнографическая, археологическая.
Тем самым и отличаются современные исследования от научных изысканий наших предшественников.
Юг-Север: Нартский эпос осетин - Sputnik Южная Осетия, 1920, 12.06.2023
Радио
"Юг-Север": Нартский эпос осетин
– То есть основная новизна современных интерпретаций заключается в подходе к исследованию Нартского эпоса?
– Совершенно верно.
– Тут возникает вопрос: осталось ли что-то неизученным за это время? Могут ли быть какие-то феноменальные находки в Нартском эпосе, которые перевернут научную парадигму?
– Я бы, наверное, перефразировала таким образом, есть ли вопросы, которые на данном этапе изучены основательно. Я бы ответила отрицательно, потому что сравнила бы кадаги (сказания) о нартах с безбрежным океаном, исследования которого требует еще многовекового изучения, как современных ученых, так и последующих поколений нартоведов.
Я называю эпос сокровищницей осетинского народа и священным писанием, которое вобрало в себя все, начиная от исторических фактов да религиозно-мифологических воззрений, все, что касается культурно-исторического наследия осетинского народа. Даже календарная обрядность, все, что имеет отношение к истории, культуре, этнографии, осетин, зафиксировано в Нартском эпосе. Более того, он настолько мифологизирован, что для того, чтобы раскодировать даже небольшой сюжет осетинской Нартиады нужно провести фундаментальное исследование.
Один и тот же мотив осетинской Нартиады можно рассматривать совершенно с различных ракурсов, поэтому перед нартоведами стоит еще большая задача исследования эпических текстов.
В Северной Осетии презентовали трехтомную Энциклопедию осетинской Нартиады - Sputnik Южная Осетия, 1920, 28.06.2023
В Северной Осетии презентовали трехтомную "Энциклопедию осетинской Нартиады"
– Какие актуальные проблемы историографии и источниковедения эпоса вы могли бы назвать?
– Вопросы историографии и источниковедения – это то, что было накоплено учеными от истоков изучения эпических текстов по настоящее время. Вопросы источниковедения и историографии весьма актуальны. Мне хотелось бы сказать, что в этом году мы с моей коллегой Мадиной Дарчиевой подготовили и опубликовали в журнале "Традиционная культура" статью, которая называется "Историография осетинского нартоведения. Начало XXI века. Локальный принцип". Это краткий историографический свод сведений исследовательской и публикационной деятельности в современном осетинском нартоведении. Но это исследование включает результаты изыскания ученых СОИГСИ только с начала XXI века. Актуальность этой работы обоснована тем, что необходимо создать обобщающий свод, который будет способствовать систематизации труда в области нартоведения ученых различных отечественных и зарубежных исследовательских центров.
Это очень важно, чтобы и последующим поколениям ученых было легче работать, опираясь на все источники, все труды, которые были опубликованы нашими предшественниками. Эта работа будет составной частью общей традиции исследования северокавказского языческого наследия, и в перспективе, конечно же, представляется целесообразным развитие процессов научной интеграции в контексте создания исчерпывающего историографического свода, который будет отражать синхронное и диахронное состояние нартоведения, от истоков становления и до современной ситуации.
Мне хотелось бы отметить ученых, которые внесли значительный вклад в вопросы историографии, потому что наша теоретическая база историографических трудов основана на работах Кузнецова, Калоева, Абаева, Гаглойты, Цориевой и ряда других ученых, которые ориентировали свои исследования на историографических вопросах.
– Не можем не отметить, что Нартский эпос изучается уже более 200 лет. Расскажите, пожалуйста, есть ли интерес среди молодых ученых к нарвскому эпосу? Появляются ли такие вот молодые кадры, которые продолжают изучение данного вопроса?
– Научному нартоведению, наверное, порядка 110 лет, это собирательство, систематизация. Но поскольку эпос сохранен был до определенного периода, даже существовал институт сказительства, – это, наверное, и является иллюстрацией того, что было вами озвучено.
Что касается интереса молодого поколения, вы знаете, он достаточно высок среди ученых, в том числе. В наш институт приходят молодые исследователи в качестве аспирантов, они проявляют достаточно значительный интерес, но, конечно, этого недостаточно.
Хотелось бы, чтобы изучение эпического наследия было включено во все образовательные программы. И тогда это будет, наверное, гарантией еще большей сохранности этого уникального памятника устного народного творчества.
Лента новостей
0