Виртуальный мир: правила поведения и безопасности для детей

CC0 / sharpemtbr / ChildrenДети за компьютером, фото из архива
Дети за компьютером, фото из архива - Sputnik Южная Осетия, 1920, 15.06.2023
Подписаться
В последние годы все чаще ведутся споры о пользе или вреде Интернета в повседневной жизни, особенно среди подростков и маленьких детей. Разумеется, нельзя оспаривать колоссальную роль, которую Интернет и социальные сети играют в современном мире - от решения рабочих вопросов до получения образования, планирования путешествий или даже просто заказа пиццы на обед. Однако многие родители, специалисты и чиновники - среди них министр образования РФ Сергей Кравцов - считают, что детям до определенного возраста пользоваться Интернетом в целом и социальными сетями в частности вообще не следует.
"Лишать Интернета полностью, естественно, не правильно, потому что это реалии, которые нужно учитывать. И для того, чтобы дети научились правильно взаимодействовать с людьми, с окружающими, могли адаптироваться постепенно во взрослую жизнь, необходимо пользоваться соцсетями. Но нужно к этому подходить ответственно. Родители должны понимать, что они несут ответственность за своих детей. когда они находятся в Интернете", - считает российский психолог Сергей Ланг.

Полный запрет: за и против

Действительно, полное "отключение" детей от Интернета, особенно в школьном возрасте, чревато проблемами не только в старшем возрасте, но и во время учебы. Особенно это актуально стало в последние годы, когда удаленное образование и самостоятельное обучение, самостоятельный поиск информации занимают все большее место в системе образования. Для контроля за действиями, которые ребенок совершает в Интернете, многие родители используют "родительский контроль", который ограничивает доступ на определенные сайты и блокирует некоторые поисковые запросы. Однако о том, насколько этот метод действенен, можно поспорить.

"Если ребенок захочет что-то найти, он это найдет. Пути обхода есть всегда. И если просто запретить что-то смотреть, он все равно это найдет, просто будет врать об этом. Думаю, лучше объяснить ребенку, почему какие-то вещи нельзя делать в Интернете, прежде чем давать ему свободный доступ в сеть", - говорит Алиса, дочь которой пошла в третий класс, добавляя, что ее ребенок пока смотрит только YouTube и исключительно под присмотром родителей и с родительских гаджетов.

Международный день защиты детей  - Sputnik Южная Осетия, 1920, 22.07.2022
Как заменить гаджеты полезными для ребенка играми – комментарий специалиста
С этим мнением согласен и психолог: он считает, что в идеале хотя бы до 14 лет ребенок не должен иметь возможность бесконтрольно сидеть в Интернете и социальных сетях.
"До 14 лет задача родителей - научить правильно общаться в Интернете, объяснить все тонкости, сложности, опасности, объяснить, что нельзя всем доверять... Чтобы дети рассказывали открыто о том, что происходит в Интернете, и чтобы в случае, если родитель видит, что ребенок какое-то время подавленный или, наоборот, не может вылезти из Интернета, они могли как-то проконтролировать ситуацию... Нужно к 14 годам подвести таким образом, чтобы вы доверяли ребенку, и ребенок понимал, что, если возникнут сложности, можно поговорить с родителями, и они его не будут осуждать или ругать, а помогут найти выход из любой сложной ситуации", - говорит Ланг.

Реальный и виртуальный мир: правила поведения

Времена, когда в социальных сетях можно было бесконтрольно создавать десятки страниц под любыми именами, давно прошли: сейчас для регистрации на любой социальной площадке нужен как минимум номер телефона, который не купить без паспорта. Таким образом, до тех самых 14 лет контролировать общение ребенка в социальных сетях относительно просто - родители имеют или, во всяком случае, должны иметь доступ к аккаунту ребенка. Однако одного контроля недостаточно, да и "не будешь же его постоянно за ручку хватать", сетует Ольга, мать двух детей - 13 и 10 лет.

"Ну сколько я буду на его страницу лезть и истории поиска смотреть? А как только я отвернусь, он что будет делать? Надо же ребенка научить, что можно делать, а что нельзя, это же такое же общение, как и на улице или в школе, тут тоже правила есть", - считает она.

Действительно, говорит Сергей Ланг, существование правил поведения в Интернете нельзя отрицать. Обучать им ребенка так же важно, как научить его переходить дорогу на зеленый свет и не разговаривать с незнакомцами.
"Это ведь отдельный вид общения, отличный от реальной жизни. Надо учить, какие видео нельзя смотреть, нельзя реагировать на какие-то предложения, переводить деньги, не оставлять домашний адрес, не говорить в какую школу ты ходишь. То есть рассказать ребенку, на какие вопросы нельзя отвечать ни при каких обстоятельствах", - подчеркивает Ланг.
Вирус-вымогатель на экране ноутбука - Sputnik Южная Осетия, 1920, 30.11.2022
Номер телефона и электронная почта: эксперт о том, как защитить себя в Интернете
Такие правила могут уберечь ребенка от неприятных знакомств, негативного воздействия или даже похищения; могут предотвратить и другие преступления - скажем, порой дети рассказывают виртуальным "друзьям", что всей семьей уезжают на дачу или в отпуск, а зарегистрированные под детскими профилями преступники могут воспользоваться такой информацией для совершения ограбления.

Собственный гаджет и личные границы

Отслеживать виртуальное общение ребенка, несомненно, становится сложнее, когда у него свой гаджет: личный компьютер, планшет или смартфон с доступом в Интернет. Многие родители по этой причине откладывают покупку смартфона для своих детей до упора; однако бывают ситуации, когда выбора просто не остается.

"Я дочке взяла кнопочный телефон в первом классе, вбила мой номер и мужа, и номера учительницы. Думала - ну зачем ей что-то большее? А она как-то пришла со школы в слезах: засмеяли одноклассники, у них у всех крутые смартфоны были. Пыталась объяснить, что это неважно, что не надо обращать внимания, но без толку: каждый день она ходила в школу, а там над ней посмеивались. Да и сама чувствовала себя обделенной, когда дети играли во что-то все или смотрели что-то, а она не могла. Пришлось раскошелиться на айфон", - рассказывает мать, пожелавшая остаться анонимной.

Гаджет со встроенным доступом в Интернет практически гарантирует, что ребенок будет все чаще пользоваться сетью. "Родительский контроль" - один способ контролировать этот процесс, однако Ланг продолжает указывать на важность доверительных отношений родителей с чадом, особенно в вопросах личной переписки.
"Мы же спрашиваем, о чем они друг с другом общаются, вот и тут - не обязательно подробно переписки читать, можно просто посмотреть - он переписывается с детьми, одноклассниками, друзьями с секции... то есть смотреть, чтобы в переписке не было взрослых людей. Конечно, читать прямо подробности, о чем ваш ребенок говорит с друзьями - это не совсем правильно", - говорит психолог.
Преподаватель проводит онлайн-урок. Архивное фото  - Sputnik Южная Осетия, 1920, 09.06.2023
Онлайн-преподавание становится все более актуальным в Южной Осетии
Даже в условиях самых доверительных отношений с ребенком необходимо внимательно следить за его поведением, замечать необычные моменты, перепады настроения, изменения привычек. Чем старше ребенок, тем, как правило, сильнее его отделение от родителей, а для подростков стремление скрыть свою "личную" жизнь и установить личные границы часто становится чуть ли не патологическим. Если в этот момент возникает внешнее воздействие со стороны посторонних, результаты могут быть плачевными.

От мультиков к Гуглу

"У моей дочери до сих пор, в четвертом классе, стоит родительский контроль, в основном на приложения - она раньше постоянно скачивала игры всякие. И период, когда смотрели с братом всяких тиктокеров, тоже был. Но сейчас им уже за десять лет, и постепенно интерес сменяется: они стали больше гуглить разные вопросы, читать какие-то страницы на Википедии, не всегда по школьной теме, правда. Услышат что-то в разговоре или по телевизору и бегут сразу в поисковики", - говорит Алана, у которой трое детей.
Конечно, в определенный момент у детей происходит откровение: внезапное понимание объемов информации, доступ к которым дает Интернет. В этом тоже есть как плюсы, так и минусы: например, говорит Алана, ее дети стали более самостоятельными в учебе и работе над домашними заданиями, но и нервничать ей приходится больше, ведь не вся информация в сети детям нужна и полезна.
Некоторые родители спокойней относятся к этой проблеме: в конце концов, говорит Залина, "в наше время Интернета не было, но мы все равно узнавали недетские вещи в детском возрасте". С этим согласна и Ольга, которая считает, что дети так или иначе узнают "все, что я хочу от них пока скрыть".
Ребенок с игрушкой - Sputnik Южная Осетия, 1920, 07.06.2023
В помощь родителям: частные няни и детские сады в Цхинвале
Выход из этой ситуации только один, считает Ланг: необходимо выстроить доверительные отношения с ребенком, чтобы, столкнувшись с неприятными ситуациями, он пришел к родителям и рассказал правду. То же самое касается сложных вопросов: ребенок должен знать, что родители ответят ему, не станут наказывать или отказываться от разговора. Взаимное доверие и уважительное отношение друг к другу снижает необходимость постоянного контроля со стороны родителей, а ребенок, в свою очередь, меньше заинтересован скрывать какие-то действия и интересы.

"И важно, чтобы ребенок в реальной жизни занимался каким-то видом спорта, имел увлечения. Родителям надо сделать так, чтобы интернет не был его основной жизнью", - подчеркивает Ланг.

Ведь в конце концов, несмотря на бесконечность интересных страниц и безграничное обилие развлечений, Интернет остается миром виртуальным, и заменять им реальность не следует.
Лента новостей
0