https://sputnik-ossetia.ru/20230302/zakat-epokhi-oon-chto-ne-tak-s-organizatsiey-i-est-li-svet-v-kontse-tonnelya-21717261.html
Закат эпохи ООН: что не так с организацией и есть ли свет в конце тоннеля
Закат эпохи ООН: что не так с организацией и есть ли свет в конце тоннеля
Sputnik Южная Осетия
Олег Джагаев, Sputnik 02.03.2023, Sputnik Южная Осетия
2023-03-02T11:16+0300
2023-03-02T11:16+0300
2023-03-02T11:52+0300
в мире
политика
оон
россия
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/180/96/1809643_0:146:3119:1900_1920x0_80_0_0_6414e270e2e628d7e7b26ecef5159e00.jpg
Олег Джагаев, SputnikОрганизация Объединенных Наций (ООН), как известно, вот уже на протяжении почти восьми десятилетий является крупнейшим международным институтом, основными целями которого являются поддержание и укрепление международного мира, а также развитие сотрудничества и диалога между государствами. Однако, несмотря на большое количество участников (193 стран-членов), имеющих возможность высказывать свою позицию в стенах организации, в последние годы деятельность ООН, как главного универсального международного института, подвергается все большей критике.Что не так с ООНСоздание ООН, Устав которой был подписан 26 июня 1945 года в американском городе Сан-Франциско пятью десятками стран, стало одним из определяющих событий XX века. Организация была призвана не только сохранить международный мир, но и сделать его лучше для всего человечества – то, что не получилось у предшественницы ООН, Лиги Наций, просуществовавшей с 1920 по 1946 годы.Несмотря на то, что ООН по праву можно считать намного более успешной и эффективной организацией по сравнению с Лигой Наций, это не спасло ее от многочисленной критики. В адрес ООН, чьей фундаментальной задачей провозглашалось решение различных проблем международного мира и безопасности, будь то разоружение или борьба с терроризмом и экстремизмом, предупреждение конфликтов или поддержание мира и мироустройства, уже в конце XX века начали звучать критические отзывы о деятельности организации и необходимости ее реформирования.Многие из тех, кто надеялся, что ООН сможет стать той самой уникальной площадкой, на которой государства сообща смогут решать различные проблемы, касающиеся всего человечества, стали обвинять организацию в недостаточной эффективности и неспособности оперативно и качественно реагировать на возникающие вызовы и угрозы международного мира и безопасности. Причин такого изменения отношения международного сообщества к ООН множество, и все они имеют под собой определенные основания.Изменившиеся реалииГоворя о необходимости реформирования ООН, эксперты обычно выделяют три основные причины. Первые две заключаются в необходимости укрепления авторитета ООН в глазах международного сообщества, а также повышения уровня легитимности организации и обеспечения большего представительства в ее главном органе – Совете Безопасности. Последней, третьей причиной, эксперты считают необходимость адаптации ООН и всех ее структур и учреждений к современным мировым реалиям.Действительно, с момента создания ООН прошло уже более 75 лет. Многие из ныне живущих людей не застали учреждение данной организации. За эти десятилетия утекло слишком много воды. Достаточно бросить беглый взгляд на состав ООН – если в 1945 году членами организации являлись 50 государств, то в настоящее время их число составляет 193. Это дает понять, насколько сильно изменились мировые реалии за 78 лет существования ООН.В 1945 году основные принципы ООН были продиктованы необходимостью устройства послевоенного мира и созданием условий, при которых появление такого государства, как фашистская Германия, стало бы невозможным. Однако сейчас человечество живет в XXI веке и закрыть глаза на то, что ООН в качестве главной международной организации, призванной решать проблемы международного мира и безопасности, нуждается в серьезных изменениях, представляется довольно затруднительным, если не невозможным.Бессилие Генеральной АссамблеиГенеральная Ассамблея является главным совещательным, директивным и представительным органом ООН, представляющим собой площадку, на которой все страны-члены организации могут обсудить весь спектр вопросов международного характера. Все это написано в Уставе ООН. Однако в реальности дела обстоят таким образом, что решения Генассамблеи не обладают нормативной силой.В результате ООН в целом и Генеральная Ассамблея в частности, призванные обеспечивать мир во всем мире, не раз и не два допускали ситуации, при которых локальный конфликт перерастал в кровопролитную войну, причем подобные ситуации происходят с самого начала функционирования международной организации.На протяжении всей второй половины XX века в мире происходило множество конфликтов, в которых ООН почему-то занимала позицию обычных сторонних наблюдателей, а не миротворцев, стремящихся не допустить большого количества человеческих жертв. Корейская война, где погибло от 1,5 до 3 млн человек, война во Вьетнаме (4 млн погибших), геноцид в Руанде (1 млн погибших за всего лишь 100 дней) – все это яркие примеры, когда ООН провалила свою основную миссию по обеспечению мира во всем мире.С наступлением XXI века ситуация не стала лучше. Вторжение США в Афганистан и Ирак, война в Южной Осетии, события "арабской весны" – все это примеры бездействия ООН, когда у многих в мире возникал вопрос – где же ООН, когда она так нужна?На протяжении последних 30 лет неоднократно звучали предложения по повышению эффективности работы всей системы ООН и Генассамблеи в частности. Особенно четко такие идеи прозвучали в начале 2000-х годов в виде двух принятых Генассамблеей резолюций. В соответствии с этими документами, основными мерами в целях улучшения функционирования ООН назывались усиленная подотчетность Совбеза Генассамблее и тесное взаимодействие этих двух органов. Однако с момента принятия этих резолюций прошло уже почти 20 лет, а "воз и ныне там".Отсутствие инклюзивности в Совете БезопасностиЕще одной широко обсуждаемой проблемой в рамках ООН является вопрос реформирования Совета Безопасности. Совбез – это ключевой орган ООН, основной задачей которого является поддержание международного мира и безопасности. В настоящее время в СБ ООН входят 15 членов – пять постоянных, обладающих правом вето (Россия, Великобритания, Китай, США и Франция), и десять непостоянных, избирающихся на срок в два года.Первый и единственный раз структура Совбеза претерпевала изменения в 1964 году – тогда число членов органа увеличилось с 11 до 15. С тех пор реформирование Совета Безопасности не проводилось, несмотря на неоднократные призывы к этому.В частности, генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш еще в 2018 году заявил, что Совбез в существующем виде не может решить международные проблемы современного характера, и подчеркнул, что реформа должна коснуться как Совбеза, так и самой ООН в целом."У нас есть структурная проблема в Совете Безопасности. Он представляет не сегодняшний мир, а тот мир, который сложился после Второй мировой войны, Совбезу необходимо больше соответствовать сегодняшнему миру. Без реформы Совета Безопасности не будет полной реформы ООН", – сказал он.На сегодняшний день в той или иной мере все члены ООН согласны с тем, что необходимость реформирования СБ ООН давно назрела. Свое видение будущего Совбеза представляли некоторые обособленные группы стран ("группа четырех", "Единство во имя согласия", Африканский союз), однако никому пока еще не удалось представить тот самый вариант реформы, который бы устроил большинство стран-членов организации. Как отметил несколько лет назад глава МИД России Сергей Лавров, в ближайшем будущем ожидать, что государства ООН достигнут консенсуса по вопросу реформы Совета Безопасности, не стоит.Проблемы финансирования и бюрократизмаЕще одной проблемой для ООН является вопрос формирования ее бюджета, в частности, неравномерности взносов стран-членов организации.Размер взноса каждого государства высчитывается по утвержденной Генассамблеей формуле, которая учитывает средний ВВП уровень доходов на душу населения. В соответствии с ней самый большой взнос в бюджет ООН вносят США (22%), в тройку лидеров также входят Япония (9,7%) и Китай (7,9%). На Россию приходится всего лишь 3% бюджета организации.Такое неравномерное распределение финансового бремени приводит к разногласиям между странами-членами ООН, что отрицательно влияет на деятельность организации. Некоторые развитые страны, в частности Япония, взносы которой превышают взносы некоторых постоянных членов Совета Безопасности (Китай и Россия), считают, что размер взносов в ООН должен соотноситься с ролью, которую страна играет в ключевом органе организации.Успешному функционированию ООН мешает проблема бюрократии, существующая в рядах организации. По мнению генсека Антониу Гутерриша, бюрократизм является одной из наиболее серьезных проблем, затрудняющих работу ООН. По его словам, некоторые из введенных самой ООН правил и процедур сами по себе являются лучшим средством для препятствования успешному функционированию организации.Гуттериш подчеркнул, что ООН нужно быть более оперативной и эффективной, чтобы успешно выполнять свою ключевую задачу – служение интересам людей во всем мире.Позиция РоссииО необходимости реформ в системе ООН не раз заявляла и Россия. Так, глава российского государства Владимир Путин, выступая осенью 2022 года на Валдайском форуме, отметил, что в структуру ООН и, в особенности, Совета Безопасности, необходимо внести изменения, которые привнесли бы мировое многообразие в рамках организации."Стоит подумать о том, чтобы структура Организации Объединенных Наций, в том числе ее Совета Безопасности, в большей степени отражала именно многообразие мировых регионов, ведь от Азии, Африки, Латинской Америки в мире завтрашнего дня будет зависеть намного больше, чем это принято считать сегодня, и такой рост их влияния, безусловно, позитивен", – сказал он.В свою очередь, глава МИД России Сергей Лавров отметил, что реформа Совета Безопасности ООН давно назрела, а развивающиеся страны должны получить более широкое представительство в органе."Реформа Совбеза назрела, потому что ситуация, когда его половину составляют западные страны, конечно, никуда не годится. Развивающиеся страны, в частности государства Азии, Африки и Латинской Америки, должны быть сильнее представлены в Совбезе", – сказал он.О необходимости более широкого представительства развивающихся стран в Совбезе говорил и постоянный представитель России при ООН Василий Небензя, отметивший, что российская сторона считает, что Совбез должен носить более представительный характер, однако при этом орган не должен потерять свою оперативность и эффективность. Он также подчеркнул, что оптимальным вариантом будет, если в состав Совета Безопасности будут входить "20 с небольшим стран", и добавил, что развивающиеся страны Африки, Азии и Латинской Америки должны иметь более широкое представительство в органе.Суммируя все вышесказанное, необходимо отметить, что в настоящее время вряд ли можно найти кого-либо, кто бы считал, что ООН функционирует на все 100% своих возможностей и не нуждается в каких-либо реформах. Все прекрасно понимают, что с момента создания ООН прошло уже 78 лет и многое в мире претерпело изменения в то время, как ООН осталась в прошлом, отражая реалии Второй мировой войны, а не реалии сегодняшнего мира.На протяжении последних 30 лет возникали разные проекты по реформированию структуры ООН. Однако ни один из них не встретил 100% удобрения стран-членов организации. В особенности, это касается числа постоянных членов СБ ООН и идеи реформы данного органа.Тем не менее спорить с тем, что реформы всей системы ООН давно назрели, будет неразумно. И эти реформы должны происходить, прежде всего, в русле повышения эффективности этой организации, а не в направлении ее разрушения. В последние годы участились разговоры о том, что ООН необходимо заменить другой организацией – провести по сути такой же маневр как с Лигой Наций. Однако на сегодняшний день никакой замены ООН не просматривается, поэтому наиболее целесообразным выглядит концентрация как национальных, так и международных усилий для улучшения функционирования ООН и придания ей более современного статуса.
https://sputnik-ossetia.ru/20221124/mir-pravil-ukhodit-politolog-rasskazal-zachem-sovbez-oon-sozyval-srochnoe-zasedanie-20159219.html
https://sputnik-ossetia.ru/20220720/v-oon-predupredili-ob-ugroze-massovogo-goloda-v-mire-17803436.html
https://sputnik-ossetia.ru/20220426/lavrov-zayavil-chto-dlya-oon-nastal-moment-istiny-16470704.html
https://sputnik-ossetia.ru/20210926/Gensek-OON-predupredil-o-riske-yadernogo-unichtozheniya-chelovechestva-12863976.html
https://sputnik-ossetia.ru/20220416/rossiya-prodolzhit-rabotu-v-sovete-oon-po-pravam-cheloveka-16341473.html
россия
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_OS
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/180/96/1809643_196:0:2923:2045_1920x0_80_0_0_30f868ff7717b45a23210a5942d4a407.jpgSputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
в мире, политика, оон, россия
в мире, политика, оон, россия
Организация Объединенных Наций (ООН), как известно, вот уже на протяжении почти восьми десятилетий является крупнейшим международным институтом, основными целями которого являются поддержание и укрепление международного мира, а также развитие сотрудничества и диалога между государствами. Однако, несмотря на большое количество участников (193 стран-членов), имеющих возможность высказывать свою позицию в стенах организации, в последние годы деятельность ООН, как главного универсального международного института, подвергается все большей критике.
Создание ООН, Устав которой был подписан 26 июня 1945 года в американском городе Сан-Франциско пятью десятками стран, стало одним из определяющих событий XX века. Организация была призвана не только сохранить международный мир, но и сделать его лучше для всего человечества – то, что не получилось у предшественницы ООН, Лиги Наций, просуществовавшей с 1920 по 1946 годы.
Несмотря на то, что ООН по праву можно считать намного более успешной и эффективной организацией по сравнению с Лигой Наций, это не спасло ее от многочисленной критики. В адрес ООН, чьей фундаментальной задачей провозглашалось решение различных проблем международного мира и безопасности, будь то разоружение или борьба с терроризмом и экстремизмом, предупреждение конфликтов или поддержание мира и мироустройства, уже в конце XX века начали звучать критические отзывы о деятельности организации и необходимости ее реформирования.
Многие из тех, кто надеялся, что ООН сможет стать той самой уникальной площадкой, на которой государства сообща смогут решать различные проблемы, касающиеся всего человечества, стали обвинять организацию в недостаточной эффективности и неспособности оперативно и качественно реагировать на возникающие вызовы и угрозы международного мира и безопасности. Причин такого изменения отношения международного сообщества к ООН множество, и все они имеют под собой определенные основания.
Говоря о необходимости реформирования ООН, эксперты обычно выделяют три основные причины. Первые две заключаются в необходимости укрепления авторитета ООН в глазах международного сообщества, а также повышения уровня легитимности организации и обеспечения большего представительства в ее главном органе – Совете Безопасности. Последней, третьей причиной, эксперты считают необходимость адаптации ООН и всех ее структур и учреждений к современным мировым реалиям.
Действительно, с момента создания ООН прошло уже более 75 лет. Многие из ныне живущих людей не застали учреждение данной организации. За эти десятилетия утекло слишком много воды. Достаточно бросить беглый взгляд на состав ООН – если в 1945 году членами организации являлись 50 государств, то в настоящее время их число составляет 193. Это дает понять, насколько сильно изменились мировые реалии за 78 лет существования ООН.
В 1945 году основные принципы ООН были продиктованы необходимостью устройства послевоенного мира и созданием условий, при которых появление такого государства, как фашистская Германия, стало бы невозможным. Однако сейчас человечество живет в XXI веке и закрыть глаза на то, что ООН в качестве главной международной организации, призванной решать проблемы международного мира и безопасности, нуждается в серьезных изменениях, представляется довольно затруднительным, если не невозможным.
Бессилие Генеральной Ассамблеи
Генеральная Ассамблея является главным совещательным, директивным и представительным органом ООН, представляющим собой площадку, на которой все страны-члены организации могут обсудить весь спектр вопросов международного характера. Все это написано в Уставе ООН. Однако в реальности дела обстоят таким образом, что решения Генассамблеи не обладают нормативной силой.
В результате ООН в целом и Генеральная Ассамблея в частности, призванные обеспечивать мир во всем мире, не раз и не два допускали ситуации, при которых локальный конфликт перерастал в кровопролитную войну, причем подобные ситуации происходят с самого начала функционирования международной организации.
На протяжении всей второй половины XX века в мире происходило множество конфликтов, в которых ООН почему-то занимала позицию обычных сторонних наблюдателей, а не миротворцев, стремящихся не допустить большого количества человеческих жертв. Корейская война, где погибло от 1,5 до 3 млн человек, война во Вьетнаме (4 млн погибших), геноцид в Руанде (1 млн погибших за всего лишь 100 дней) – все это яркие примеры, когда ООН провалила свою основную миссию по обеспечению мира во всем мире.
С наступлением XXI века ситуация не стала лучше. Вторжение США в Афганистан и Ирак, война в Южной Осетии, события "арабской весны" – все это примеры бездействия ООН, когда у многих в мире возникал вопрос – где же ООН, когда она так нужна?
На протяжении последних 30 лет неоднократно звучали предложения по повышению эффективности работы всей системы ООН и Генассамблеи в частности. Особенно четко такие идеи прозвучали в начале 2000-х годов в виде двух принятых Генассамблеей резолюций. В соответствии с этими документами, основными мерами в целях улучшения функционирования ООН назывались усиленная подотчетность Совбеза Генассамблее и тесное взаимодействие этих двух органов. Однако с момента принятия этих резолюций прошло уже почти 20 лет, а "воз и ныне там".
Отсутствие инклюзивности в Совете Безопасности
Еще одной широко обсуждаемой проблемой в рамках ООН является вопрос реформирования Совета Безопасности. Совбез – это ключевой орган ООН, основной задачей которого является поддержание международного мира и безопасности. В настоящее время в СБ ООН входят 15 членов – пять постоянных, обладающих правом вето (Россия, Великобритания, Китай, США и Франция), и десять непостоянных, избирающихся на срок в два года.
Первый и единственный раз структура Совбеза претерпевала изменения в 1964 году – тогда число членов органа увеличилось с 11 до 15. С тех пор реформирование Совета Безопасности не проводилось, несмотря на неоднократные призывы к этому.
В частности, генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш еще в 2018 году заявил, что Совбез в существующем виде не может решить международные проблемы современного характера, и подчеркнул, что реформа должна коснуться как Совбеза, так и самой ООН в целом.
"У нас есть структурная проблема в Совете Безопасности. Он представляет не сегодняшний мир, а тот мир, который сложился после Второй мировой войны, Совбезу необходимо больше соответствовать сегодняшнему миру. Без реформы Совета Безопасности не будет полной реформы ООН", – сказал он.
На сегодняшний день в той или иной мере все члены ООН согласны с тем, что необходимость реформирования СБ ООН давно назрела. Свое видение будущего Совбеза представляли некоторые обособленные группы стран ("группа четырех", "Единство во имя согласия", Африканский союз), однако никому пока еще не удалось представить тот самый вариант реформы, который бы устроил большинство стран-членов организации. Как отметил несколько лет назад глава МИД России Сергей Лавров, в ближайшем будущем ожидать, что государства ООН достигнут консенсуса по вопросу реформы Совета Безопасности, не стоит.
Проблемы финансирования и бюрократизма
Еще одной проблемой для ООН является вопрос формирования ее бюджета, в частности, неравномерности взносов стран-членов организации.
Размер взноса каждого государства высчитывается по утвержденной Генассамблеей формуле, которая учитывает средний ВВП уровень доходов на душу населения. В соответствии с ней самый большой взнос в бюджет ООН вносят США (22%), в тройку лидеров также входят Япония (9,7%) и Китай (7,9%). На Россию приходится всего лишь 3% бюджета организации.
Такое неравномерное распределение финансового бремени приводит к разногласиям между странами-членами ООН, что отрицательно влияет на деятельность организации. Некоторые развитые страны, в частности Япония, взносы которой превышают взносы некоторых постоянных членов Совета Безопасности (Китай и Россия), считают, что размер взносов в ООН должен соотноситься с ролью, которую страна играет в ключевом органе организации.
Успешному функционированию ООН мешает проблема бюрократии, существующая в рядах организации. По мнению генсека Антониу Гутерриша, бюрократизм является одной из наиболее серьезных проблем, затрудняющих работу ООН. По его словам, некоторые из введенных самой ООН правил и процедур сами по себе являются лучшим средством для препятствования успешному функционированию организации.
Гуттериш подчеркнул, что ООН нужно быть более оперативной и эффективной, чтобы успешно выполнять свою ключевую задачу – служение интересам людей во всем мире.
О необходимости реформ в системе ООН не раз заявляла и Россия. Так, глава российского государства Владимир Путин, выступая осенью 2022 года на Валдайском форуме, отметил, что в структуру ООН и, в особенности, Совета Безопасности, необходимо внести изменения, которые привнесли бы мировое многообразие в рамках организации.
"Стоит подумать о том, чтобы структура Организации Объединенных Наций, в том числе ее Совета Безопасности, в большей степени отражала именно многообразие мировых регионов, ведь от Азии, Африки, Латинской Америки в мире завтрашнего дня будет зависеть намного больше, чем это принято считать сегодня, и такой рост их влияния, безусловно, позитивен", – сказал он.
В свою очередь, глава МИД России Сергей Лавров отметил, что реформа Совета Безопасности ООН давно назрела, а развивающиеся страны должны получить более широкое представительство в органе.
"Реформа Совбеза назрела, потому что ситуация, когда его половину составляют западные страны, конечно, никуда не годится. Развивающиеся страны, в частности государства Азии, Африки и Латинской Америки, должны быть сильнее представлены в Совбезе", – сказал он.
О необходимости более широкого представительства развивающихся стран в Совбезе говорил и постоянный представитель России при ООН Василий Небензя, отметивший, что российская сторона считает, что Совбез должен носить более представительный характер, однако при этом орган не должен потерять свою оперативность и эффективность. Он также подчеркнул, что оптимальным вариантом будет, если в состав Совета Безопасности будут входить "20 с небольшим стран", и добавил, что развивающиеся страны Африки, Азии и Латинской Америки должны иметь более широкое представительство в органе.
Суммируя все вышесказанное, необходимо отметить, что в настоящее время вряд ли можно найти кого-либо, кто бы считал, что ООН функционирует на все 100% своих возможностей и не нуждается в каких-либо реформах. Все прекрасно понимают, что с момента создания ООН прошло уже 78 лет и многое в мире претерпело изменения в то время, как ООН осталась в прошлом, отражая реалии Второй мировой войны, а не реалии сегодняшнего мира.
На протяжении последних 30 лет возникали разные проекты по реформированию структуры ООН. Однако ни один из них не встретил 100% удобрения стран-членов организации. В особенности, это касается числа постоянных членов СБ ООН и идеи реформы данного органа.
Тем не менее спорить с тем, что реформы всей системы ООН давно назрели, будет неразумно. И эти реформы должны происходить, прежде всего, в русле повышения эффективности этой организации, а не в направлении ее разрушения. В последние годы участились разговоры о том, что ООН необходимо заменить другой организацией – провести по сути такой же маневр как с Лигой Наций. Однако на сегодняшний день никакой замены ООН не просматривается, поэтому наиболее целесообразным выглядит концентрация как национальных, так и международных усилий для улучшения функционирования ООН и придания ей более современного статуса.