https://sputnik-ossetia.ru/20230127/uchenyy-rasskazal-o-tragedii-1993-goda-na-transkame-i-o-tom-chto-vliyaet-na-skhod-lavin-21171322.html
Ученый рассказал о трагедии 1993 года на Транскаме и о том, что влияет на сход лавин
Ученый рассказал о трагедии 1993 года на Транскаме и о том, что влияет на сход лавин
Sputnik Южная Осетия
ЦХИНВАЛ, 27 янв — Sputnik, Диана Козаева. Тридцать лет назад на Транскавказской магистрали под снежную лавину попал автобус. В тот день под снегом оказалась и... 27.01.2023, Sputnik Южная Осетия
2023-01-27T13:02+0300
2023-01-27T13:02+0300
2023-11-30T16:41+0300
южная осетия
северная осетия
общество
дороги
транскам
происшествия
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/346/51/3465161_0:448:2047:1599_1920x0_80_0_0_ae7f5324eaa2e33c9c5754b793b2f15a.jpg
ЦХИНВАЛ, 27 янв — Sputnik, Диана Козаева. Тридцать лет назад на Транскавказской магистрали под снежную лавину попал автобус. В тот день под снегом оказалась и колонна машин, в общей сложности 27 января 1993 года на Транскаме погибло более сорока человек.Эти события помнит и доктор геолого-минералогических наук Игорь Васьков. В интервью Sputnik он рассказал о том, что произошло в тот день и что влияет на сход лавин.Примерно в это же время, по словам ученого, через Рукский тоннель проехало несколько машин, которые тоже попали под лавины. Это произошло на участке между Северным порталом тоннеля и "Чертовым мостом". Сейчас, отметил Васьков, там проходят тоннели.Он отметил, что в 1993 году орудия, которые были призваны спускать лавины, убрали с Транскама, и в этот период никто не очищал и не отвечал за безопасность на трассе.По его словам, бороться с лавинами и не допускать поражения людей можно двумя методами: техническим и административно-командным. Технический – это строительство сооружений (галереи, тоннели), которые пропускали бы лавины над дорогой, а административно-командный – это когда останавливается движение на трассе, она расчищается, лавины спускаются, в том числе принудительным образом."В последующем в Северной Осетии было создано МЧС и составлены программа и план взаимодействия между всеми, кто пользуется и обслуживает Транскам по предупреждению лавинной опасности и гибели людей. С той поры были еще снегопады, особенно в декабре 1996 года. Но тогда вовремя успели остановить движение, вывезти весь транспорт с дороги, никто не погиб. В тоннеле собралось больше трехсот автомобилей, они долго были отрезаны от мира, но все остались живы, то есть сработала административно-командная система", – рассказал Васьков.Он пояснил, что на лавины влияет, в основном, погода, поскольку климат меняется очень медленно, а погодные условия бывают разные в любое время. По его словам, лавины сходят там, где крутизна склона превышает 10-15 градусов, и склоны гладкие. То есть любой горный район подвержен воздействию лавин при выпадении снега от 20 до 40 сантиметров.Васьков отметил, что были прогнозы изменения климата, которые должны были привести к более обильным осадкам, но этого не отмечается, средний уровень осадков за эти годы не изменился.Он добавил, что Рукский тоннель сейчас реконструирован, пробиты несколько дополнительных тоннелей, галерей, продолжается наблюдение и остановка движения в опасный период.
https://sputnik-ossetia.ru/20230127/ya-nenavizhu-etot-mesyats-lavina-na-transkame-pokhoronila-muzha-i-syna-zemfiry-dzhioevoy-21169501.html
https://sputnik-ossetia.ru/20230116/v-severnoy-osetii-otkryli-protivolavinnuyu-galereyu-na-opasnom-uchastke-transkama-20956896.html
транскам
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_OS
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/346/51/3465161_0:256:2047:1791_1920x0_80_0_0_c48901b4bcff86ce00f16344278eb2a5.jpgSputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
южная осетия, северная осетия, общество, дороги, транскам, происшествия
южная осетия, северная осетия, общество, дороги, транскам, происшествия
ЦХИНВАЛ, 27 янв — Sputnik, Диана Козаева. Тридцать лет назад на Транскавказской магистрали под снежную лавину попал автобус. В тот день под снегом оказалась и колонна машин, в общей сложности 27 января 1993 года на Транскаме погибло более сорока человек.
Эти события помнит и доктор геолого-минералогических наук Игорь Васьков. В интервью Sputnik он рассказал о том, что произошло в тот день и что влияет на сход лавин.
"То, о чем вы говорите, произошло 30 лет назад. Под лавину попал автобус, который шел из Алагира в Цхинвал. Он остановился в лавиноопасном месте, не доезжая до нынешней плотины Зарамагской ГЭС. Пока водитель возился с автобусом, сошла лавина и сбросила машину вниз. Погибло 22 человека", – сказал он.
Примерно в это же время, по словам ученого, через Рукский тоннель проехало несколько машин, которые тоже попали под лавины. Это произошло на участке между Северным порталом тоннеля и "Чертовым мостом". Сейчас, отметил Васьков, там проходят тоннели.
Он отметил, что в 1993 году орудия, которые были призваны спускать лавины, убрали с Транскама, и в этот период никто не очищал и не отвечал за безопасность на трассе.
"Причина трагедии, о которой мы говорим, одна – это выпадение большого количества снега. Это физическая причина, когда к югу от Главного Кавказского хребта атмосферное давление бывает выше, чем на северном склоне, влажные теплые массы воздуха поднимаются вверх, охлаждаются, при этом идут интенсивные снегопады", – говорит Васьков.
По его словам, бороться с лавинами и не допускать поражения людей можно двумя методами: техническим и административно-командным. Технический – это строительство сооружений (галереи, тоннели), которые пропускали бы лавины над дорогой, а административно-командный – это когда останавливается движение на трассе, она расчищается, лавины спускаются, в том числе принудительным образом.
"В последующем в Северной Осетии было создано МЧС и составлены программа и план взаимодействия между всеми, кто пользуется и обслуживает Транскам по предупреждению лавинной опасности и гибели людей. С той поры были еще снегопады, особенно в декабре 1996 года. Но тогда вовремя успели остановить движение, вывезти весь транспорт с дороги, никто не погиб. В тоннеле собралось больше трехсот автомобилей, они долго были отрезаны от мира, но все остались живы, то есть сработала административно-командная система", – рассказал Васьков.
Он пояснил, что на лавины влияет, в основном, погода, поскольку климат меняется очень медленно, а погодные условия бывают разные в любое время. По его словам, лавины сходят там, где крутизна склона превышает 10-15 градусов, и склоны гладкие. То есть любой горный район подвержен воздействию лавин при выпадении снега от 20 до 40 сантиметров.
Васьков отметил, что были прогнозы изменения климата, которые должны были привести к более обильным осадкам, но этого не отмечается, средний уровень осадков за эти годы не изменился.
Он добавил, что Рукский тоннель сейчас реконструирован, пробиты несколько дополнительных тоннелей, галерей, продолжается наблюдение и остановка движения в опасный период.