Ученый рассказал о трагедии 1993 года на Транскаме и о том, что влияет на сход лавин

© Sputnik / Овчинников / Перейти в фотобанкЛавина
Лавина - Sputnik Южная Осетия, 1920, 27.01.2023
Подписаться
ЦХИНВАЛ, 27 янв — Sputnik, Диана Козаева. Тридцать лет назад на Транскавказской магистрали под снежную лавину попал автобус. В тот день под снегом оказалась и колонна машин, в общей сложности 27 января 1993 года на Транскаме погибло более сорока человек.
Эти события помнит и доктор геолого-минералогических наук Игорь Васьков. В интервью Sputnik он рассказал о том, что произошло в тот день и что влияет на сход лавин.

"То, о чем вы говорите, произошло 30 лет назад. Под лавину попал автобус, который шел из Алагира в Цхинвал. Он остановился в лавиноопасном месте, не доезжая до нынешней плотины Зарамагской ГЭС. Пока водитель возился с автобусом, сошла лавина и сбросила машину вниз. Погибло 22 человека", – сказал он.

Примерно в это же время, по словам ученого, через Рукский тоннель проехало несколько машин, которые тоже попали под лавины. Это произошло на участке между Северным порталом тоннеля и "Чертовым мостом". Сейчас, отметил Васьков, там проходят тоннели.
Транскам - Sputnik Южная Осетия, 1920, 27.01.2023
"Я ненавижу этот месяц". Лавина на Транскаме похоронила мужа и сына Земфиры Джиоевой
Он отметил, что в 1993 году орудия, которые были призваны спускать лавины, убрали с Транскама, и в этот период никто не очищал и не отвечал за безопасность на трассе.

"Причина трагедии, о которой мы говорим, одна – это выпадение большого количества снега. Это физическая причина, когда к югу от Главного Кавказского хребта атмосферное давление бывает выше, чем на северном склоне, влажные теплые массы воздуха поднимаются вверх, охлаждаются, при этом идут интенсивные снегопады", – говорит Васьков.

По его словам, бороться с лавинами и не допускать поражения людей можно двумя методами: техническим и административно-командным. Технический – это строительство сооружений (галереи, тоннели), которые пропускали бы лавины над дорогой, а административно-командный – это когда останавливается движение на трассе, она расчищается, лавины спускаются, в том числе принудительным образом.
"В последующем в Северной Осетии было создано МЧС и составлены программа и план взаимодействия между всеми, кто пользуется и обслуживает Транскам по предупреждению лавинной опасности и гибели людей. С той поры были еще снегопады, особенно в декабре 1996 года. Но тогда вовремя успели остановить движение, вывезти весь транспорт с дороги, никто не погиб. В тоннеле собралось больше трехсот автомобилей, они долго были отрезаны от мира, но все остались живы, то есть сработала административно-командная система", – рассказал Васьков.
Он пояснил, что на лавины влияет, в основном, погода, поскольку климат меняется очень медленно, а погодные условия бывают разные в любое время. По его словам, лавины сходят там, где крутизна склона превышает 10-15 градусов, и склоны гладкие. То есть любой горный район подвержен воздействию лавин при выпадении снега от 20 до 40 сантиметров.
Васьков отметил, что были прогнозы изменения климата, которые должны были привести к более обильным осадкам, но этого не отмечается, средний уровень осадков за эти годы не изменился.
Он добавил, что Рукский тоннель сейчас реконструирован, пробиты несколько дополнительных тоннелей, галерей, продолжается наблюдение и остановка движения в опасный период.
В Северной Осетии в строй ввели противолавинную галерею и автостоянку площадью в 12 футбольных полей - Sputnik Южная Осетия, 1920, 16.01.2023
В Северной Осетии открыли противолавинную галерею на опасном участке Транскама
Лента новостей
0