"Я ненавижу этот месяц". Лавина на Транскаме похоронила мужа и сына Земфиры Джиоевой

© Sputnik / Наталья АйриянТранскам
Транскам - Sputnik Южная Осетия, 1920, 27.01.2023
Подписаться
Диана Козаева, Sputnik
Единственная дорога, связывающая Южную Осетию с Россией, по которой в республику шла спасительная помощь в 2008 году, тем не менее унесла не один десяток жизней. Под лавинами на Транскаме погибали женщины, дети, старики. Одна из них похоронила под собой легендарных для всей Осетии личностей: Гри Кочиева и певца, композитора и поэта Валерия Сагкаева.
Одним из самых трагичных стал 1993 год. В том январе на "дороге жизни" погибли более сорока человек. Супруга и сына в тот день потеряла и жительница Цхинвала Земфира Джиоева. Даже спустя тридцать лет после этой страшной трагедии женщина не может сдержать слезы и с трудом подбирает слова, чтобы рассказать об этом.

"Это были страшные события, даже вспоминать не хочется. Каждый январь для меня – страшный месяц", – говорит она.

Сын Земфиры был студентом второго курса и учился во Владикавказе, а супруг часто уезжал туда на подработку, поскольку в Цхинвале, где только-только налаживалась жизнь после войны, найти работу было сложно. Так было и в тот злосчастный год.
Транскам - Sputnik Южная Осетия, 1920, 21.12.2021
В районе Рукского тоннеля сошла лавина, под снегом оказались люди
Ее супруг второго января уехал в Северную Осетию и пообещал, что обратно вернется вместе с сыном, у которого как раз завершалась сессия.
"Тогда было очень много снега, и я не хотела, чтобы он уезжал. Но и сына было жалко, он жил у родственников, и я понимала, что когда из близких кто-то рядом, то легче. Тогда мобильных телефонов не было, и на второй день я приехала из поселка Дзау, где у нас был дом, в город, там были стационарные телефоны, с помощью которых мы держали связь", – вспоминает Земфира.
Сын успешно сдавал экзамены, 25 января должен был стать последним днем испытаний, а на следующий день они с отцом планировали вернуться в Цхинвал.
"Но потом родственники рассказывали, что он пришел домой возмущенный, потому что ему не поставили оценку, сказали прийти на следующий день. Поэтому 26 января он пошел в институт, получил свою оценку, и 27 числа они выехали", – рассказала женщина.
Машина под лавиной - Sputnik Южная Осетия, 1920, 21.03.2022
Под лавину на Транскаме попала машина: в МЧС Южной Осетии рассказали о происшествии
Она вспоминает, что в тот день места себе не находила, очень переживала, а сердце сдавливало от плохого предчувствия. Женщина пошла на работу, но и там не могла успокоиться.

"Я все время стояла у окна, не знаю, куда смотрела и о чем думала, ни с кем не хотела разговаривать. Потом стало известно, что на дороге сошли лавины, возможности узнать еще какие-то подробности у меня не было. Но все вокруг уже знали о случившемся, а мне ничего не говорили. Я пошла на почту, позвонила в Северную Осетию, родственница мне говорит, что утром видела во дворе и сына, и мужа, а они тогда уже в морге были. Но я не поверила, если бы они были живы, то дали бы о себе знать", – говорит Земфира.

Спустя некоторое время в Цхинвал на вертолете доставили тела ее сына, мужа и других жертв лавины. Земфира говорит, что тела ее родных нашли одними из первых, многих погибших унесло течением реки, некоторые до сих пор не найдены.
"Автобус, в котором они ехали, разорвало на части. Рассказывали, что лавины пошли с двух сторон. Перед этим колонну машин, в том числе большегрузных, задержали на "Зарамаге", а потом пропустили всех, и из-за этого шума сошли лавины. Может, кто-то бы и выжил, если бы их нашли сразу. У сына голова была разбита, но у мужа были только царапины, может он был жив, но ночью замерз. Я ненавижу этот месяц", – признается безутешная вдова и мать.
Лента новостей
0