https://sputnik-ossetia.ru/20230116/osetinskoe-kino-istorii-gor-i-ikh-zhiteley-20942126.html
Осетинское кино: истории гор и их жителей
Осетинское кино: истории гор и их жителей
Sputnik Южная Осетия
Осетинские фильмы: история и перспективы осетинского кинематографа
2023-01-16T14:02+0300
2023-01-16T14:02+0300
2023-11-30T16:24+0300
южная осетия
северная осетия
культура
общество
искусство
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/888/66/8886604_0:104:2000:1229_1920x0_80_0_0_e18800973db64911e6407d21b875be10.jpg
Александра Цховребова, SputnikОсетинский кинематограф редко привлекает чье-либо внимание, кроме соотечественников, и не считается новым Голливудом. Однако история осетинского кино содержит не одну интересную страницу. Так, первым осетинским фильмом, вышедшим на большом экране, стала картина "Осетинская легенда" 1966 года, снятая Азанбеком Джанаевым.Начало: легендаКартина о трагической истории любви молодого мужчины и юной девушки, которым не суждено было быть вместе, наполнена деталями повседневной жизни осетин XIX века, наглядно демонстрирует традиции и доходящую порой до жестокости строгость адатов. Главный герой Урусхан гибнет в бою за свою любимую, которую решился украсть, и зритель, как и советские кинокритики, неизбежно сравнивает историю молодой пары с трагедией Ромео и Джульетты.Особенность первого осетинского фильма в том, что он полностью снят командой непрофессионалов, объединившихся из-за своей любви к кинематографу. Художник Джанаев, ставший режиссером фильма, был также и сценаристом, и оператором, и гримером. Среди исполнителей главных ролей нет ни одного профессионального актера – единственным артистом был наездник Ирбек Кантемиров из знаменитой династии Кантемировых, снявшийся в эпизодической роли.Съемки фильма продолжались шесть лет. Энтузиасты работали на свои деньги, часто снимали по выходным, чтобы не терять рабочие места. Неоценимую помощь создателям фильма оказали жители ущелий, в которых проходили съемки. Они с готовностью одалживали реквизит, снимались сами, помогали, как говорится, чем могли. Фильм был долгожданным и по праву стал любимым у зрителей Советской Осетии, хоть и незаслуженно забыт современным зрителем.Северо-Осетинская студия телефильмовВскоре после премьеры "Осетинской легенды" начала работу Северо-Осетинская студия телевизионных фильмов. Студия стала одной из крупнейших на Северном Кавказе. За годы существования в ее стенах были созданы десятки документальных и художественных картин. Первым среди них стал фильм "Возвращение Коста", вышедший в 1967 году и получивший награду Всесоюзного кинофестиваля – крупнейшего кинофестиваля Советского Союза.Еще одним, без преувеличения, знаковым фильмом стала картина "Жизнь, ставшая легендой" о герое Гражданской войны Хаджи-Мурате Дзарахохове. Легендарный командир кавалерийского отряда в начале прошлого века жил в США и Мексике, куда уехал в поисках работы. Он принимал участие в Первой мировой войне, а затем в Гражданской, награжден двумя Георгиевскими крестами и орденом Красного Знамени. Название фильма, ставшего любимым у тысяч зрителей, как нельзя лучше подходит жизни главного героя.Кинокартина "Фатима" по одноименной поэме Коста Хетагурова, "Чермен" – о народном герое Осетии, комедии "Семейная драма" и "Сюрприз" также входят в число наиболее известных и полюбившихся зрителю фильмов, снятых Северо-Осетинской студией. Среди имен, вошедших в историю осетинского кинематографа, много представителей разных национальностей. Наравне с осетинами И. Бурнацевым, Б. Дзбоевым, М. Темираевым у истоков осетинского кино стояли Ю. Чурюкин, Ю. Мерденов, М. Немысский и другие режиссеры.После Советского СоюзаСеверо-Осетинская телестудия была заморожена еще в годы перестройки, однако осетинские мастера кино продолжали творить. В 90-е годы прошлого века были сняты фильмы, особенно полюбившиеся молодому поколению: "Хохаг" ("Горец") и "Фарн" Мурата Джуссойты вышли в 1992-м и 1995 годах соответственно.Обе картины затрагивают философские темы: честность, долг, семья, поиск предназначения. Это общий лейтмотив работ осетинского режиссера: вряд ли кто сможет назвать его фильмы, полные драмы и напряжения, легкими для просмотра. Хотя, казалось бы, действие фильмов происходит в дороге, герои ищут свое предназначение, пытаются отомстить за смерть родных и сражаются с врагами. Однако легкая динамика современных приключенческих фильмов несвойственна Джуссойты, и это еще раз подтвердилось в 2016 году, когда на экраны вышел его фильм "Рудник".Премьерные показы прошли в Цхинвале, Владикавказе и Москве, и каждый раз при полном аншлаге. Верный своему стилю, режиссер показал зрителю сложности жизни в горах и строгость осетинских обычаев в срезе трагической истории одной семьи. Долгожданный фильм был тепло встречен осетинскими зрителями, большая часть которых хорошо помнит предыдущие работы автора.XXI векСреди наиболее заметных фильмов, вышедших в новом тысячелетии, нельзя не упомянуть североосетинский фильм "Ласточки прилетели". Эта социальная драма о проблеме распространения наркотиков была снята режиссером-дебютантом Асланом Галазовым и стала образцом "простого" арт-хауса, понятного всем. Рассказанная от лица главного героя история преподавателя ВУЗа, скрывающего свою наркотическую зависимость, получила несколько наград на фестивалях независимого кино и запомнилась зрителю своей тонкостью и многослойностью.В 2017 году в Южной Осетии была создана киностудия AllonFilm под руководством Григория Мамиева и на базе небольшой творческой группы, на счету которой на момент создания киностудии уже было несколько документальных фильмов – "IRON VANDEE", "Гришик" и "Семь черкесок", рассказывающих о важных страницах истории Осетии. В состав творческой группы, помимо Мамиева, входили сценарист Юлия Бестаева, помощник режиссера Сергей Цховребов, оператор-монтажер Михаил Хасиев. С момента создания киностудия выпустила еще несколько документальных и полудокументальных картин, среди них – "Горы свидетели", снятый к столетию геноцида осетинского народа, вышедший в 2020 году.А из последних осетинских фильмов, наибольшее внимание привлекла кинокартина "Разжимая кулаки" Киры Коваленко. Выпускница студии Александра Сокурова сняла картину на осетинском языке о юной девушке Аде, живущей в городке Мизур с консервативным отцом и мечтающей вырваться из-под опеки семьи. Фильм получил Гран-при конкурса авторского кино "Особый взгляд" на Каннском кинофестивале 2021 года, где и состоялась его мировая премьера. Более того, он стал кандидатом от России в номинанты на премию "Оскар-2022" в категории "Лучший фильм на иностранном языке". Однако среди осетинского зрителя восторженных отзывов картина не получила.Взгляд в будущееКино – это прекрасный инструмент, с помощью которого можно рассказать десятки, если не сотни историй, которыми богата земля Осетии. Маленькие села и горные ущелья полны рассказов, которые можно перенести на экран и показать современному зрителю. Однако и в современной Осетии найдется множество тем, которые будут интересны новым поколениям.Важную роль в киноиндустрии сейчас занимает финансовая составляющая. Если без серьезных денежных вливаний можно снять достойный фильм, для дальнейших действий уже требуется поддержка: участие в крупных кинофестивалях, реклама, продвижение. Поэтому государственная киностудия и широкая поддержка студий – идеальный способ рассказать миру об Осетии языком, понятным каждому, языком кино.
https://sputnik-ossetia.ru/20220523/vo-vladikavkaze-mozhet-byt-svoy-gollivud-perspektivy-severo-kavkazskoy-studii-kinokhroniki-16810822.html
https://sputnik-ossetia.ru/20200113/Prodyuser-Kholopa-Taymuraz-Badziev-ob-uspekhe-filma-khimii-v-komande-i-kino-v-Osetii-9891207.html
https://sputnik-ossetia.ru/20200724/Vypusknik-osetinskoy-studii-Schuki-stereotipy-o-kavkaztsakh-iz-kino-poka-nikuda-ne-uydut-10914003.html
https://sputnik-ossetia.ru/20171118/5288292.html
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_OS
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/888/66/8886604_112:0:1889:1333_1920x0_80_0_0_133817123ea9532d7ceb8fc57e9d48e7.jpgSputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
осетинское кино фильмы
Александра Цховребова, Sputnik
Осетинский кинематограф редко привлекает чье-либо внимание, кроме соотечественников, и не считается новым Голливудом. Однако история осетинского кино содержит не одну интересную страницу. Так, первым осетинским фильмом, вышедшим на большом экране, стала картина "Осетинская легенда" 1966 года, снятая Азанбеком Джанаевым.
Картина о трагической истории любви молодого мужчины и юной девушки, которым не суждено было быть вместе, наполнена деталями повседневной жизни осетин XIX века, наглядно демонстрирует традиции и доходящую порой до жестокости строгость адатов. Главный герой Урусхан гибнет в бою за свою любимую, которую решился украсть, и зритель, как и советские кинокритики, неизбежно сравнивает историю молодой пары с трагедией Ромео и Джульетты.
Особенность первого осетинского фильма в том, что он полностью снят командой непрофессионалов, объединившихся из-за своей любви к кинематографу. Художник Джанаев, ставший режиссером фильма, был также и сценаристом, и оператором, и гримером. Среди исполнителей главных ролей нет ни одного профессионального актера – единственным артистом был наездник Ирбек Кантемиров из знаменитой династии Кантемировых, снявшийся в эпизодической роли.
Съемки фильма продолжались шесть лет. Энтузиасты работали на свои деньги, часто снимали по выходным, чтобы не терять рабочие места. Неоценимую помощь создателям фильма оказали жители ущелий, в которых проходили съемки. Они с готовностью одалживали реквизит, снимались сами, помогали, как говорится, чем могли. Фильм был долгожданным и по праву стал любимым у зрителей Советской Осетии, хоть и незаслуженно забыт современным зрителем.
Северо-Осетинская студия телефильмов
Вскоре после премьеры "Осетинской легенды" начала работу Северо-Осетинская студия телевизионных фильмов. Студия стала одной из крупнейших на Северном Кавказе. За годы существования в ее стенах были созданы десятки документальных и художественных картин. Первым среди них стал фильм "Возвращение Коста", вышедший в 1967 году и получивший награду Всесоюзного кинофестиваля – крупнейшего кинофестиваля Советского Союза.
Еще одним, без преувеличения, знаковым фильмом стала картина "Жизнь, ставшая легендой" о герое Гражданской войны Хаджи-Мурате Дзарахохове. Легендарный командир кавалерийского отряда в начале прошлого века жил в США и Мексике, куда уехал в поисках работы. Он принимал участие в Первой мировой войне, а затем в Гражданской, награжден двумя Георгиевскими крестами и орденом Красного Знамени. Название фильма, ставшего любимым у тысяч зрителей, как нельзя лучше подходит жизни главного героя.
Кинокартина "Фатима" по одноименной поэме Коста Хетагурова, "Чермен" – о народном герое Осетии, комедии "Семейная драма" и "Сюрприз" также входят в число наиболее известных и полюбившихся зрителю фильмов, снятых Северо-Осетинской студией. Среди имен, вошедших в историю осетинского кинематографа, много представителей разных национальностей. Наравне с осетинами И. Бурнацевым, Б. Дзбоевым, М. Темираевым у истоков осетинского кино стояли Ю. Чурюкин, Ю. Мерденов, М. Немысский и другие режиссеры.
Северо-Осетинская телестудия была заморожена еще в годы перестройки, однако осетинские мастера кино продолжали творить. В 90-е годы прошлого века были сняты фильмы, особенно полюбившиеся молодому поколению: "Хохаг" ("Горец") и "Фарн" Мурата Джуссойты вышли в 1992-м и 1995 годах соответственно.
Обе картины затрагивают философские темы: честность, долг, семья, поиск предназначения. Это общий лейтмотив работ осетинского режиссера: вряд ли кто сможет назвать его фильмы, полные драмы и напряжения, легкими для просмотра. Хотя, казалось бы, действие фильмов происходит в дороге, герои ищут свое предназначение, пытаются отомстить за смерть родных и сражаются с врагами. Однако легкая динамика современных приключенческих фильмов несвойственна Джуссойты, и это еще раз подтвердилось в 2016 году, когда на экраны вышел его фильм "Рудник".
Премьерные показы прошли в Цхинвале, Владикавказе и Москве, и каждый раз при полном аншлаге. Верный своему стилю, режиссер показал зрителю сложности жизни в горах и строгость осетинских обычаев в срезе трагической истории одной семьи. Долгожданный фильм был тепло встречен осетинскими зрителями, большая часть которых хорошо помнит предыдущие работы автора.
Среди наиболее заметных фильмов, вышедших в новом тысячелетии, нельзя не упомянуть североосетинский фильм "Ласточки прилетели". Эта социальная драма о проблеме распространения наркотиков была снята режиссером-дебютантом Асланом Галазовым и стала образцом "простого" арт-хауса, понятного всем. Рассказанная от лица главного героя история преподавателя ВУЗа, скрывающего свою наркотическую зависимость, получила несколько наград на фестивалях независимого кино и запомнилась зрителю своей тонкостью и многослойностью.
В 2017 году в Южной Осетии была создана киностудия AllonFilm под руководством Григория Мамиева и на базе небольшой творческой группы, на счету которой на момент создания киностудии уже было несколько документальных фильмов – "IRON VANDEE", "Гришик" и "Семь черкесок", рассказывающих о важных страницах истории Осетии. В состав творческой группы, помимо Мамиева, входили сценарист Юлия Бестаева, помощник режиссера Сергей Цховребов, оператор-монтажер Михаил Хасиев. С момента создания киностудия выпустила еще несколько документальных и полудокументальных картин, среди них – "Горы свидетели", снятый к столетию геноцида осетинского народа, вышедший в 2020 году.
А из последних осетинских фильмов, наибольшее внимание привлекла кинокартина "Разжимая кулаки" Киры Коваленко. Выпускница студии Александра Сокурова сняла картину на осетинском языке о юной девушке Аде, живущей в городке Мизур с консервативным отцом и мечтающей вырваться из-под опеки семьи. Фильм получил Гран-при конкурса авторского кино "Особый взгляд" на Каннском кинофестивале 2021 года, где и состоялась его мировая премьера. Более того, он стал кандидатом от России в номинанты на премию "Оскар-2022" в категории "Лучший фильм на иностранном языке". Однако среди осетинского зрителя восторженных отзывов картина не получила.
Кино – это прекрасный инструмент, с помощью которого можно рассказать десятки, если не сотни историй, которыми богата земля Осетии. Маленькие села и горные ущелья полны рассказов, которые можно перенести на экран и показать современному зрителю. Однако и в современной Осетии найдется множество тем, которые будут интересны новым поколениям.
Важную роль в киноиндустрии сейчас занимает финансовая составляющая. Если без серьезных денежных вливаний можно снять достойный фильм, для дальнейших действий уже требуется поддержка: участие в крупных кинофестивалях, реклама, продвижение. Поэтому государственная киностудия и широкая поддержка студий – идеальный способ рассказать миру об Осетии языком, понятным каждому, языком кино.