За новогодние каникулы фильм режиссера Клима Шипенко "Холоп" (производство продюсерской группы Yellow, Black & White (YBW) и MEM Cinema) собрал в российских кинотеатрах более двух миллиардов рублей. Ранее ту же планку преодолели картины "Движение вверх" и "Т-34". К вечеру 12 января картина уже потеснила "Т-34" и заняла второе место по сборам среди российского кино.
Об успехе картины, попадании в тему, самых важных качествах продюсера и невозможности спасти Северо-Кавказскую студию кинохроники в интервью корреспонденту Sputnik Анне Кабисовой рассказал продюсер фильма "Холоп" Таймураз Бадзиев.
– Таймураз, почему премьера фильма "Холоп" состоялась в Лондоне? Связано ли это с тем, что в Англии живет много выходцев из России, в том числе олигархов. Нет ли в этом тайного подтекста, имея в виду сюжет фильма?
– Нет, конечно. Это чистое совпадение. Лондонский фестиваль "Неделя российского кино" проходит уже не первый год и так все совпало, что наш фильм был готов к этому времени. Хотя мы очень ревностно относимся к допремьерным показам, но в этот раз мы пошли навстречу и наш фильм поехал туда. Да, все верно, выходцев из России живет там много: если я не ошибаюсь, около пятисот тысяч русскоязычных. Но это никак не связано с тем, что премьера прошла там. Мы проверили наш фильм на людях, которые уже давно не живут в России и далеки от нашего быта. В итоге в Лондоне очень тепло приняли нашу картину, и мы поняли, что доработок никаких не требуется.
– Вы писали в фейсбуке, что было бы здорово сделать предпремьерный показ в Осетии. Не получилось?
– Да, были такие попытки. Я уже начал договариваться, и все к тому шло, но так сложилось, что перед премьерой у нас было очень много работы, встреч, и я не "дожал". Но следующую картину я обязательно покажу в Осетии.
– Давайте поговорим об успехе фильма "Холоп". Ведь не случайно картина вышла в прокат на новогодних каникулах.
– Это не секрет, что самое кассовое время года в нашей стране – это новогодние праздники. Но надо отдать должное, мы выходили не первого января, а 26 декабря, и если бы фильм не был принят теми зрителями, которые посмотрели его до Нового года, то никакие прекрасные даты не сработали бы. "Сарафан" очень сильно влияет на картину и что бы ты ни делал, в какое время бы ни показывал - фильм принимают, либо нет.
Однозначно да – это самое кассовое время, люди в процентном соотношении идут больше в кинотеатры, но если картина не удалась, то она не удалась.
– А связан ли успех картины также с сюжетом, с тем, что главный герой – "мажор", папин сынок? И у нас люди уже давно устали от классового расслоения, и вот зрителям приятно смотреть, когда такого сыночка наказывают.
– Эта тема периодически обсуждается в новостях, но в основной своей массе люди не сталкиваются с некорректным поведением золотой молодежи, потому что там, где они "тусят" и проявляют свою невоспитанность (притом, что золотая молодежь бывает разной), возможности пересекаться с обычным населением нет. Но так как эта тема активно обсуждалась в СМИ – те же гонки в Москве и в других регионах, то все это было на слуху.
И конечно зрителям приятно посмотреть, как богатый чувак попадает в нестандартную для него атмосферу. Но опять-таки, изначально сработала тематика фильма, потом уже сам фильм – добрый, смешной и местами даже лиричный. Да, в тему мы попали, но я бы не сказал, что наш народ любит, когда издеваются над богатыми (смеется).
– У режиссера Клима Шипенко вышли почти одновременно два фильма – жесткая драма "Текст" и легкая комедия "Холоп". Как вы выбирали режиссера на проект?
– Мы выбрали Клима Шипенко, потому что его видение пересекалось с тем, что мы в итоге хотели получить. Да, мы понимали, что у Клима нет бэкраунда режиссера комедий, но мы были подстрахованы моими коллегами, которые написали сценарий: Дарьей Грацевич, Антоном Морозенко и Димой Пермяковым. Мы уже долгое время вместе работаем над комедийным жанром на телеканале ТНТ, и делаем большие успешные проекты.
Я как продюсер был абсолютно спокоен, что ребята проконтролируют то, что у нас будет в кадре по юмору. Ну и у Клима Шипенко чувство юмора тоже присутствует, поэтому кардинальных разногласий у нас не было. Самое главное, мы хотели, чтобы была донесена драматургия, чтобы все было правильно проинтонировано и у нас получилось кино, а не сериал.
– Почему герой попадает именно в 1860-й год, а не раньше или позже?
– По этому поводу мы не сильно заморачивались. Мы уже так делали в 101-й серии сериала "Интерны" – сняли одну серию, которая, на наш взгляд, сильно удалась, и нам не хватило 24-х минут, чтобы выдать весь материал. Поэтому мы еще раз попробовали.
– То есть, никаких глубоких смыслов, почему именно эта эпоха, искать не стоит?
– Нет. Недавно где-то в комментариях прочитал: "осетины приводят людей обратно в крепостное право" – имеется в виду, что подготавливают его возвращение. Я даже не знаю, как отвечать на такой бред. В этот момент я пожалел, что не снял "Терминатор", чтобы сказали, что я привожу людей в будущее, в век технологий – так намного приятнее (смеется).
– В интервью моей коллеге Алане Сабеевой вы говорили, что самое главное для продюсера – это собрать правильную команду и чтобы сработала химия взаимодействия. С тех пор появились какие-то новые секреты, и стало ли работать проще и легче с опытом новых проектов?
– Все стало намного понятнее, а легче никогда не становится. Со временем становится понятнее, какая команда тебе нужна в зависимости от специфики проекта. И я не отказываюсь от своих слов, что должна возникнуть "химия" между людьми. Очень много классных людей трудятся на других проектах, которые выходили с нами в один уикенд, но результаты говорят сами за себя. И это не потому, что там работают менее профессиональные ребята – они очень крутые, я ходил на все картины, которые вышли одновременно с нами, и оценил работу разных цехов.
– У вас за спиной опыт игры в КВН в команде "Пирамида", а также должность директора команды. Неслучайно же вам предложили попробовать себя в роли продюсера на ТНТ. Какие качества в вас увидели – умение общаться, чувство юмора, организаторские способности?
– Сегодня очень много ребят – выходцев из КВН – работают в "юморе", в теле- и киноиндустрии, и если говорить конкретно о продюсировании, то я знаю многих, кто продюсирует фильмы. Мне кажется секрет в том, что в КВН всегда мало денег и времени, и человек постоянно находится в стрессовом состоянии, решая большие проблемы с маленькими средствами за короткий промежуток времени. И это самая настоящая школа и подготовка к тому, чтобы потом в кино решать более серьезные задачи именно в таком же ритме. Меня позвали в продюсеры именно благодаря тому, что у меня это получалось.
– Мы видим, что у продюсеров, с прошлым в КВН, получаются успешные комедии, а может такой продюсер снять успешную драму?
– В моей фильмографии три полнометражные картины. Первая – абсолютное баловство, которую зритель не оценил – "Зомбоящик". Вторая "Купи меня" – это драма режиссера Вадима Перельмана, автора известного фильма "Дом из песка и тумана", снятая по сценарию Дарьи Грацевич. "Купи меня" – это поучительная история про девочек, которые занимаются эскортом, и она получила колоссальный отклик от женской аудитории, но очень плохо прошла в прокате.
– То есть нельзя сказать, что драма в России априори в прокате не будет успешна?
– Давайте скажем так – не шла, но сейчас народ уже начал смотреть драму. И с правильным посылом она будет успешно идти в кинотеатрах. Понятно, что люди хотят прийти и посмотреть аттракцион, отдохнуть, а не вытирать слезы, которых и так достаточно в жизни. Тем не менее, ситуация уже меняется.
– Для вас самого, как зрителя, кино – это развлечение, или возможность получить катарсис?
– Есть две категории фильмов – фильмы, которые ты смотришь, чтобы просто отдохнуть и не искать глубокого смысла, а вторая – меняющие твое сознание. Хотя вот даже в "Холоп" мы попытались заложить смысл. Для меня лично то, что я делаю, по крайней мере, на сегодняшний день, – не попытки поменять чужое сознание или кому-то поправить жизнь. Для меня это работа – я дарю людям эмоции. И мне приятно, что люди отдыхают, когда смотрят наши фильмы.
– А можете назвать пару фильмов, которые произвели на вас впечатление?
– Я не буду делать экскурс в Кубрика и в остальных, не буду умничать, так как по роду своей деятельности смотрю очень много фильмов. Из последнего, что меня сильно впечатлило, – это "Текст" Клима Шипенко. Если раньше проблема, которая поднимается в фильме, была для меня просто историей из соцсетей, на которые я не сильно обращал внимание, то благодаря фильму я задумался о происходящем – о том, как много людей реально становятся жертвами произвола правоохранительных органов. Далеко ходить не надо – во Владикавказе нашего парня "квнщика" чуть не засудили за то, что он выложил у себя на странице в социальной сети отрывок из фильма "Список Шиндлера" (студента Илью Гусоева обвиняли в нарушении части 1 статьи 20.3 КоАП (публичная демонстрация нацистской символики). Верховный суд Северной Осетии отменил наказание и прекратил административное дело – ред.).
– У нас в республике в последнее время то разгораются, то затухают разговоры о возрождении кинематографа, былой славе Северо-Кавказской студии кинохроники. В связи с успехом фильма "Холоп" при непосредственном участии осетина-продюсера, в Осетии вновь заговорили о том, что будущее киновозрождение не за горами. Что вы об этом думаете?
– Вопрос с Северо-Кавказской студией кинохроники моя больная тема… Какое-то время назад меня позвали в республику возглавить студию. Я подписал контракт с Росимуществом о том, что буду воссоздавать Северо-Кавказскую студию кинохроники. Я разработал бизнес-план на пять лет, по которому нам должны были выделить средства на полное восстановление киностудии – порядка 354 миллионов рублей. Но не получилось: у государства не оказалось этих средств на тот момент. Но я не терял надежды и сделал второй план, который не требовал от государства никаких вложений.
Планировалось продать имущество студии, это порядка четырех тысяч квадратных метров (еще лет десять и все развалится), купить 1000 квадратных метров, что вполне достаточно для современного кино, закрыть все долги, а потом подавать заявки на гранты и начать потихоньку обучать молодежь и делать кино. Но этот проект не нашел понимания в республике.
Концепцию воссоздания киностудии я писал не один – собрал команду, и мы работали над ней больше месяца, показывали ее специалистам, советовались с профессионалами. Но все, что связано с государством – тяжело идет, все прикрывают себя и не делают никаких шагов для того, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки. И это при наличии письма с указом Владимира Путина о восстановлении студии.
В следующий раз, когда мне предложат работу с государственной структурой, то я крепко подумаю и задам больше вопросов. За полтора года работы на киностудии я получил колоссальный опыт работы с государственными учреждениями, но колоссальный опыт только для меня, к сожалению. Ничего полезного для республики я не сделал, кроме того, что на время продлил жизнь студии и спас ее от банкротства.
В какой-то момент я понял, что бороться с ветряными мельницами нет смысла и мне просто нужно продолжить свою работу вне республики, как я это успешно делал десять лет. Поэтому вопрос, что нам делать, чтобы возродить студию… Помните фильм "Сюрприз"? Мне кажется, что надо всем посмотреть этот фильм и особое внимание обратить на последнюю сцену, в которой звучат такие слова: "Легче построить новый дом, чем ремонтировать старый. Ура! У нас будет новый дом! Мы будем строить новый дом!".
Мне кажется, что с Северо-Кавказской студией надо сделать именно так, как бы тяжело это не было. Да, это дом с 75-летней историей, я все ценю и уважаю, и только поэтому не вступаю в полемику со старшим поколением кинематографистов республики. Они будут продолжать ждать волшебника на голубом вертолете, а надо сделать все по-новому.