Во Владикавказе впервые прозвучала "Концертная симфония для голоса и оркестра" Кануковой

© Sputnik / Natalia Airiyan Владикавказ
Владикавказ - Sputnik Южная Осетия, 1920, 09.11.2022
Подписаться
Председатель Союза композиторов РСО-Алания, директор Северо-Осетинской государственной филармонии, композитор и музыкант Ацамаз Макоев высоко оценил сочинения для симфонического оркестра своей коллеги – композитора, заслуженного деятеля искусств РФ Ларисы Кануковой.
В зале Союза композиторов во Владикавказе в записи прозвучали сочинения, исполненные и записанные в разные годы творческой деятельности Ларисы Кануковой. Впервые в Осетии прозвучала "Концертная симфония для голоса и оркестра" в исполнении российского национального оркестра под управлением дирижера, заслуженного артиста России, лауреата международного конкурса Фонда Г. Карояна, дирижера заслуженного коллектива Академического оркестра Петербургской филармонии Николая Алексеева.
Прозвучала "Музыка для 14-струнных" в исполнении камерного оркестра Татарстана под управлением Федора Глущенко – народного артиста Украины и РФ, дирижера Венской академии музыки и драмы. Это произведение – лауреат первой премии международного конкурса композиторов в Берне. Оба сочинения были записаны в Центральном Московском Доме радио. Ранее "Музыка для 14-струнных" уже звучала в концертном зале филармонии Северной Осетии в исполнении Северо-Осетинского государственного симфонического оркестра.
В заключение прозвучала увертюра "Празднество" в исполнении Московского государственного оркестра под управлением Вероники Дударовой. Запись была произведена в Большом зале Московской государственной консерватории. Ранее увертюра неоднократно звучала и в Осетии, и в других регионах России.
© Из архиваКомпозитор, заслуженный деятель искусств РФ Лариса Канукова
Композитор, заслуженный деятель искусств РФ Лариса Канукова - Sputnik Южная Осетия, 1920, 08.11.2022
Композитор, заслуженный деятель искусств РФ Лариса Канукова
Коллеги Ларисы Харитоновны впервые смогли услышать сочинение "Концертная симфония для голоса и оркестра". По словам Ацамаза Макоева, "Концертная симфония для голоса и оркестра" – это высокопрофессиональное произведение, в котором много тайн:
"Я смело ставлю эту симфонию в один ряд с сочинениями таких выдающихся композиторов, как Эдисон Денисов, София Губайдулина, Гия Канчели. Эта симфония из этого ряда – очень высокого. А исполнили ее потрясающие музыканты.
Музыка Кануковой, конечно, опережала всегда время. Педагоги Ларисы Кануковой – Арам Хачатурян и Альберт Леман – легендарные, выдающиеся личности, но все-таки, консерваторы из классического направления. А Лариса всегда двигалась вперед. Ее музыка сложная и для восприятия, и, особенно, для исполнения. Когда вы слушаете музыку Ларисы Кануковой, вы понимаете, что это осетинская музыка, но звучит она в преломлении музыкальных новаторств и жанровых новшеств. Лариса Канукова – выдающийся композитор и педагог. Она создала свою школу (Государственная музыкальная школа композиции – ред. ), и сегодня все молодое поколение композиторов Осетии – это все ее ученики. Лариса очень много работает, занимается просветительской деятельностью, очень хорошо знает хор. Практически все произведения, которые исполняет хор Ольги Джанаевой, – написаны Ларисой Кануковой. Симфония "Музыка для 14-струнных" стала победителем международного конкурса композиторов в Швейцарии. Лариса – единственный композитор из Северной Осетии, имеющий такое достижение. И я с удвоенной ответственностью говорю, что если бы я решал, какой гимн нужен Северной Осетии, то тогда в 1994 году остановился бы на гимне, который написала Лариса Канукова. Это лучшее произведение в этом жанре. Это музыка, которая сразу западает в душу. Когда ее слушаешь, то сразу чувствуешь, что это – Кавказ."
Хетаг Тедеев - Sputnik Южная Осетия, 1920, 14.04.2022
Он достигнет высот: Макоев о новом дирижере "Санктъ-Петербургъ Опера" Хетаге Тедееве
Также композитор подчеркнул, что для того, чтобы в Осетии ценители музыки услышали произведения Ларисы Кануковой в "живом" исполнении, необходим большой оркестр и дирижер:
"Нужен дирижер, который поймет Ларису и который понравится ей. Это непростая музыка, но когда она воспроизводится так, как Лариса ее написала, тогда вы услышите вот это чудо, которое услышал я".
Художественный руководитель и директор Северо-Осетинской государственной филармонии Ацамаз Макоев отметил, что музыка осетинских композиторов практически перестала звучать на концертных площадках республики после того, как филармония лишилась собственного оркестра (коллектив симфонического оркестра перешел в Северо-Осетинский филиал Мариинского театра и только недавно в неполном составе вернулся на полставки в филармонию – ред.).
"Это проблема, которая коснулась всех композиторов в Осетии. Наш предшественник Татархан Кокойти (композитор, председатель правления Союза композиторов Северо-Осетинской АССР в 1939-1947 гг. – ред.) создал симфонический оркестр филармонии, и потом появился такой гений, как Павел Ядых (дирижер, руководитель Северо-Осетинской филармонии с 1959-го по 2000 год – ред. ), который отдал сорок лет своей жизни тому, чтобы классическая музыка в Осетии развивалась. В филармонии было такое правило: оркестр играл музыку всемирно известных композиторов, классиков: Бетховена, Стравинского, Рахманинова и других, но всегда на каждом концерте обязательно звучала музыка и осетинских композиторов. Поэтому национальная музыка развивалась. А сегодня мы поставлены в такие условия, что музыку наших композиторов некому исполнять.
Так и Лариса Канукова в год своего юбилея не могла удостоиться возможности показать все, что она считает нужным. Поэтому мы ограничились тем, что слушали в Союзе композиторов ее произведения в записи…".
Музыкально-литературный перформанс московской группы Круглый бенд, посвященный Коста Хетагурову - Sputnik Южная Осетия, 1920, 18.10.2022
Современный взгляд на Коста: во Владикавказе прошел перформанс группы "Круглый бенд"
О том, что музыку осетинских композиторов практически нигде нельзя услышать говорит также и ученица Ларисы Кануковой, кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры РСО-Алания, композитор Дзерасса Дзлиева:
"Я рада, что мне удалось послушать симфонические произведения известного осетинского композитора Ларисы Кануковой. Я считаю, что это значительное событие в культуре республики. Тем более, что "Концертная симфония для голоса и оркестра" прозвучала в Осетии впервые. А другие сочинения, уже звучавшие в концертных залах Владикавказа – "Музыка для 14-струнных" и увертюра "Празднество", прозвучали на этом вечере хоть и в записи, но в исполнении столичных оркестров и дирижеров.
К сожалению, музыку осетинских композиторов можно услышать не так часто, как хотелось бы. Но даже если нет возможности слушать оркестровую музыку в живом концертном исполнении, то прослушивание в записи все равно оставляет яркий след и не меньше впечатлений. Мы с удовольствием послушали произведения Ларисы Кануковой в исполнении таких крупных оркестров, как Российский национальный оркестр, а также таких именитых дирижеров, как Вероника Дударова. Хотелось бы, чтобы музыка осетинских профессиональных композиторов, которую иногда нигде нельзя услышать, почаще звучала в концертных залах республики".
Во Владикавказе открылась выставка народного художника Людмилы Караевой Преображение - Sputnik Южная Осетия, 1920, 29.09.2022
"Преображение": во Владикавказе открылась выставка народного художника Людмилы Караевой
Несмотря на указанные проблемы с отсутствием полноценного симфонического оркестра, Макоев с оптимизмом смотрит в будущее и рассказывает, что в следующем году оркестр филармонии обещали доукомплектовать:
"Уже четвертый месяц в Северо-Осетинской филармонии существует камерный оркестр из 28 человек – это струнная группа. И как нам обещали, с первого января следующего года у нас в составе появятся деревянные духовые и медные духовые. Это будет уже настоящий симфонический оркестр, и тогда уже можно будет играть всем. А пока мы выбираем произведения, где преимущественно звучат струнные и нет духовых инструментов. Я надеюсь, что с нового года мы будем потихоньку разрастаться. А наша самая главная задача – развитие осетинской композиторской школы, исполнение произведений наших композиторов".
Лариса Канукова – советский и российский композитор, заслуженный деятель искусств РФ, педагог, заместитель председателя правления Союза композиторов РСО-Алания. Автор оперы "Яблоко нартов", балета "Перед судом", трех симфоний, цикла кантат на стихи Ф.Г. Лорки, многочисленных хоровых, вокальных, инструментальных циклов, камерной и программной музыки.
Лента новостей
0