Сносить или делать пешеходным: в Цхинвале снова обсуждали судьбу Старого моста

Выездное совещание премьера у Старого моста в Цхинвале
Выездное совещание премьера у Старого моста в Цхинвале  - Sputnik Южная Осетия, 1920, 31.08.2022
Подписаться на
НовостиTelegram
ЦХИНВАЛ, 31 авг – Sputnik, Диана Козаева. Будущее одного из главных символов югоосетинской столицы – Старого моста – стало главной темой прошедшего в Цхинвале круглого стола. Его организаторы из министерства культуры Южной Осетии решили выслушать мнения представителей общественности, комиссии по государственной историко-культурной экспертизе, экспертов в области строительства, депутатов парламента и членов правительства. В обсуждении принял участие и премьер-министр Константин Джуссоев.
Мост был построен в 1893 году, тогда это была деревянная конструкция с так называемыми "каменными быками", спустя десять лет мост реконструировали. А в 1910 году деревянный настил стал бетонным. После того, как состояние моста начало вызывать опасения, по нему ограничили движение большегрузов. Впрочем, этот запрет нередко нарушался.
Вновь о судьбе Старого моста заговорили после того, как мероприятия по его реконструкции – читай сносу и строительству нового – были внесены в Инвестиционную программу содействия социально-экономическому развитию Южной Осетии. Мнения приглашенных экспертов и специалистов разошлись так же, как и мнения жителей города.
Глава Минкультуры Рада Дзагоева напомнила участникам, что есть три основных мнения по судьбе архитектурного памятника: снести его и строить новый, отреставрировать, или же сделать пешеходным, а новый построить в другом месте.

"Мы против сноса"

Было также отмечено, что есть единый госреестр памятников архитектуры, в который внесен и обсуждаемый объект, но поскольку в свое время этот документ не был утвержден правительством, он не имеет юридической силы. На это, напомнил глава Минстроя Эдуард Дзагоев, указала и генеральная прокуратура, которая также занималась этим вопросом.
С заключениями российских специалистов участников круглого стола ознакомила начальник отдела Минкультуры по охране памятников Лариса Багаева. Она привела мнение инженера-реставратора высшей категории Ивана Стрельбицкого, который отмечал, что никаких трещин, свидетельствующих о неудовлетворительном состоянии моста, не отмечено.
Кроме того, при движении транспорта не установлено заметной вибрации, а предполагаемые планы по замене существующего моста на более широкий приведут к неизбежному сужению дороги за мостом в сторону центра, так как там пространство ограничено стоящими по обе стороны домами. Таким образом, считает Стрельбицкий, расширение моста не решит проблему увеличения транспортного потока, более того, его появление поставит под угрозу состояние и даже возможный снос исторических зданий со стороны центра города, что приведет к катастрофической утрате исторического облика.
Багаева перечислила рекомендации архитектора, которые, по его мнению, помогут сохранить объект.
Она также рассказала, что в августе в республику приезжала группа специалистов из РСО-Алания, в числе которых были историк-краевед и архитекторы-реставраторы. Осмотрев мост, они также пришли к заключению, что построенный почти сто лет назад объект должен быть сохранен: никаких трещин, указывающих на серьезные повреждения опор, не наблюдается, нет аварийных зон.
Свое мнение высказала и прежний глава отдела по охране памятников Нелли Табуева, которая тоже считает, что мост необходимо сохранить, как один из последних символов столицы Южной Осетии.

"Если мы не остановим снос этого моста, я скажу, что у меня умер город. Останутся провинциальные дачные домики, и город не будет иметь ни одного символа старого города", – сказала Табуева.

Она отметила, что в том же районе находится старый музей, под которым есть подземные ходы, которые еще не изучены, и "еще много чего". Табуева попросила найти возможность укрепить мост, облагородить его и оставить как есть.
Жители Левобережного района придерживаются такого же мнения. Они напоминают, что этот мост выдержал землетрясения, наводнения, две войны, он расположен в исторической части города, свой последний путь по нему прошли 13 коммунаров.
Не отличалось и мнение директора Научно-исследовательского института Южной Осетии Роберта Гаглойты, который отметил, что республика теряет слишком много памятников.
"Я лично против сноса этого моста", – подчеркнул он.
Старый мост - Sputnik Южная Осетия, 1920, 08.04.2021
Старый мост в Цхинвале: спасти нельзя разрушить

Рухнет через неделю или простоит еще полвека?

Премьер-министр Южной Осетии Константин Джуссоев рассказал, что несколько лет назад он внес предложение о полной реставрации всего Еврейского квартала, и этот проект у него хранится до сих пор.
Он также заметил, что архитекторы-реставраторы, давшие заключения, не являются в то же время конструкторами, и не могут судить о несущих конструкциях моста.

"Мы много разговаривали и в Москве. Нам просто сказали, "если вы не хотите, мы просто эти деньги уберем, и мост останется". Я бы с удовольствием его сохранил. Но у нас есть заключения экспертизы, согласно которой мост признан аварийным на 70 процентов. Да, он может простоять и 50, и 70 лет, но он может и рухнуть через неделю. Никто этого не знает", – сказал Джуссоев.

Он отметил, что до этого момента людей по таким вопросам никто не спрашивал, но сейчас такого быть не должно. По словам премьера, сейчас задача – сохранить то, что еще осталось от Еврейского квартала и "привести это в божеский вид".
Редактор газеты "Республика" Андрей Кочиев, который уже много лет поднимает вопрос сохранения исторического облика старой части Цхинвала, предложил сделать мост пешеходным, а новый построить в другом месте. Такое же мнение высказали еще несколько спикеров – общественный деятель Тимур Цхурбаты, журналист Фатима Турманова.
Выездное совещание премьера у Старого моста в Цхинвале  - Sputnik Южная Осетия, 1920, 03.08.2022
Как соблюсти баланс: премьер Южной Осетии провел совещание у Старого моста в Цхинвале

"Этот мост уже прожил свое"

Инженер-дорожник Олег Гаглоев, на счету которого строительство не одного моста, утверждает, что Старый мост устарел и не сегодня-завтра разрушится.

"Есть такое понятие, как старение материала, старение конструкции. Этот мост уже прожил свое. Мосты в среднем строятся на сто лет. Потом там происходят процессы старения, никто не знает, что там происходит внутри. Он разрушится, через месяц, год или два. Я знаю это стопроцентно", – сказал он.

Глава КомАвтодора Константин Елдзаров отметил, что как житель этого города тоже хотел бы, чтобы мост сохранился, но учитывая экспертизы и заключения специалистов, он не считает возможным сохранить его в качестве проезжего моста.
"Но это именно та артерия, которая должна соединять правую и левую сторону города. Он находится в том месте, где он больше всего нужен, и если сегодня сделать из него пешеходный, мне кажется, это сильно усложнит жизнь водителям. Я не эксперт в этом деле, но я смотрю на уже сделанные заключения. Нельзя вынести решение согласно визуальному осмотру", – отметил он.

Доводы Минстроя

Министр строительства Эдуард Дзагоев напомнил, что в 2019 году в соответствии с предложениями комитета по эксплуатации автодорог был предложен проект "Реконструкция Старого моста" на заседании российско-югоосетинской Межправкомиссии. Это предложение было принято, после чего организацией "Севосетинавтодор", имеющей большой опыт работы, было проведено предпроектное исследование.
"Это было не визуальное обследование. Это была серьезная работа, которая не проводилась в течение одной недели или двух", – заметил министр.
Он привел некоторые выдержки из заключения экспертов, согласно которым "прочность бетона железобетонной плиты проезжей части, сборных железобетонных поперечных балок гораздо ниже, чем требуется в соответствии с нормативными документами данных конструкций". Дзагоев обратил внимание, что такое обследование проводится в наиболее укрепленных местах, а не там, где есть трещины и прочие повреждения.
"Такая же ситуация по пролетному строению. Есть разрушения защитного слоя арок с оголениями коррозии арматуры, трещины большого раскрытия от 3 до 10 миллиметров, выщелачивание бетона. Толщина защитного слоя бетонно-арочных конструкций недостаточна, арматура просвечивает, на отдельных участках оголена. Арочные конструкции в нижней части имеют разрушения с обнажениями коррозии арматуры. Бетонно-арочные конструкции вследствие частого увлажнения и воздействия климатических факторов местами разрушены с обнажением коррозии арматуры", – рассказал Дзагоев.
Старый мост - Sputnik Южная Осетия, 1920, 22.07.2022
Глава Минстроя Южной Осетии разъяснил ситуацию вокруг Старого моста на улице в Цхинвале
По словам министра, техническое состояние опор моста также оценивается как неудовлетворительное, их использование в нынешнем виде при последующей эксплуатации – нецелесообразно. То же самое касается и проезжей части.
Он отметил, что согласно этому заключению, износ моста составляет более 70 процентов, что указывает на неремонтопригодность сооружения. При этом, при превышении 50-процентного порога износа необходимо строительство нового сооружения.
Министр привел еще несколько пунктов заключения экспертов, которые свидетельствуют о том, что необходима либо полная реконструкция моста, либо строительство нового.
Он пояснил, что полная реконструкция моста подразумевает "восстановление прочностных и несущих характеристик инженерного сооружения до нормативных".

"Для того, чтобы провести полную реконструкцию существующего сооружения и восстановить его несущую способность, надо разработать проект, который будет предусматривать устройство дополнительных металлических опор. Надо будет проезжую часть с элементами арки брать в некие металлические обоймы и скреплять между собой. Получится настолько уродливое сооружение, что вы себе даже не представляете", – сказал Дзагоев.

Министр также рассказал, что в соответствии с рекомендациями проектировщиков, был подготовлен проект. Работы, которые предполагалось проводить по сооружению нового моста, должны были проводиться щадящим методом. Но проектировщики выбрали способ устройства опор на буронабивных сваях, чтобы сохранить каменную стену и близлежащие дома, относящиеся к историческим памятникам.
При этом он обратил внимание, что вопрос о внешнем виде нового моста до сих пор остается открытым, и его надо согласовать с Минкультуры.
Дзагоев также отметил, что была изучена и возможность строительства моста в другом месте. Однако остальная часть набережной представляет собой плотную частную застройку, поэтому нет возможности убрать десяток частных владений и на их месте построить мост.
Единственное место, где можно перекинуть мостовой переход, это территория бывшего Мехзавода, и с другой стороны – на улице братьев Губаевых в районе детской площадки – можно соблюсти какой-то радиус поворота, говорит министр.
"Но есть два момента. Мост по улице 13 Коммунаров не строился как часть транспортной артерии, для выезда транспорта, в том числе большегрузного, из Цхинвала в восточном направлении. И если бы мы пришли к такому мнению, чтобы строить мост южнее, около Мехзавода, то он переходит на улицу братьев Остаевых, затем разворачивается в северном направлении, и дорога опять идет по улице 13 Коммунаров. Прошу учесть, что эта улица от пяти до шести метров, может, местами шире. К тому же есть письмо от жителей Левобережья, которое подписали почти 150 жителей, и они против того, чтобы по улице братьев Губаевых направить транспортный поток, в том числе большегрузы", - отметил Дзагоев.
Художник Хсар Гассиев на фоне старого моста - Sputnik Южная Осетия, 1920, 13.04.2021
Старый мост Цхинвала сквозь призму времени и искусства - фото
Он сказал, что есть еще и заключение одного из ведущих конструкторов, согласно которому дальнейшая эксплуатация этого моста невозможна.

"По идее, мы этот мост сегодня должны закрыть и для транспорта, и для пешеходов. Если бы мы в прошлом году пришли к какому-либо мнению, у нас бы к этому времени мост был уже открыт и люди бы им пользовались. Пока у нас понимания друг друга нет. Но ни один человек не возьмет на себя ответственность за возможное обрушение моста просто под собственным весом. И ни один специалист не даст вам гарантии, что этот мост может простоять, допустим, еще пять лет", – добавил министр.

Дзагоев признался, что, увидев это заключение, он подсознательно боится теперь проезжать по мосту.
Он также подчеркнул, что при обсуждении этого вопроса с российскими коллегами, было указано, что этот объект согласовывался Межправкомиссией, как объект стратегического значения, "а не как пешеходный переход или место работы художников". При этом министр заверил, что строительство моста никак не повлияет на здания, расположенные по обе стороны объекта.
"Нам сказали, что, если назначение этого объекта меняется, средства, выделяемые на него, будут переброшены на другое мероприятие", – сказал министр.
Старый мост - Sputnik Южная Осетия, 1920, 17.04.2021
Старый мост – под бульдозер? Как мы своими же руками уничтожаем историю Цхинвала

Закон нарушать нельзя

Депутат парламента Давид Санакоев отметил, что, если бы в свое время Инвестпрограмма, в которую было внесено обсуждаемое мероприятие, была принята в соответствии с законом, этих разговоров сегодня бы не было.

"Если износ моста на самом деле составляет 70 процентов, то преступниками являются те, кто не закрывает этот мост для передвижения", – заявил он.

Премьер со своей стороны заверил, что новый мост, если он будет построен, сохранит свой исторический облик и этот вопрос будет согласован с Минкультуры.
Министр строительства добавил, что на сегодняшний день есть два варианта – построить новый мост, которым будут пользоваться все, или же сохранить нынешний, но он будет закрыт и для пешеходов, и для машин, на него "можно будет просто смотреть".
Он предложил подготовить протокол встречи и отразить в нем мнения основных выступающих, "чтобы страна знала и своих героев, и не героев".
От главного редактора газеты "Республика" поступило еще одно предложение: разработать схему развития и возрождения старого города, чтобы там прекратилась любая застройка, мост закрыть до лучших времен, а новый построить в другом месте.
В заключение министр культуры Рада Дзагоева отметила, что в ходе обсуждения прозвучало множество мнений, из которых можно сделать хотя бы один вывод – мост надо закрыть и для транспорта, и для пешеходов, потому что его дальнейшая эксплуатация представляет опасность.
Лента новостей
0