Не только геополитика: эксперт о вопросе референдума по вхождению Южной Осетии в состав РФ

© Sputnik / Григорий Сысоев / Перейти в фотобанкГосударственные флаги РЮО и РФ
Государственные флаги РЮО и РФ - Sputnik Южная Осетия, 1920, 04.04.2022
Подписаться
Президент Южной Осетии Анатолий Бибилов на минувшей неделе заявил, что республика предпримет юридические шаги для вхождения в состав РФ. Он отметил, что в Южной Осетии необходимо организовать всенародное голосование по этому вопросу.
О том, в каком статусе может войти РЮО в состав РФ, насколько это своевременно и схожи ли между собой ситуации Южной Осетии и Крыма – Sputnik узнал у ведущего научного сотрудника Института международных исследований МГИМО МИД России, главного редактора журнала "Международная аналитика" Сергея Маркедонова.
Флаги Южной Осетии и России - Sputnik Южная Осетия, 1920, 01.04.2022
Минус будет один: эксперт оценил возможные последствия вхождения Южной Осетии в состав РФ

В чем особенность ситуации Южной Осетии

"Если мы посмотрим на историю Южной Осетии, то, в отличие от Крыма, в начале 90-х годов она была вовлечена в кровавый этнополитический конфликт. Начинался он в последние годы существования Советского Союза. Здесь можно вспомнить так называемый "ноябрьский марш" грузинских националистов на Цхинвал в 1989 году и историю января 1991 года", - говорит эксперт.
Маркедонов отметил, что Крым довольно долгое время существовал в составе политического пространства Украины, и, несмотря на попытки президента Крыма Юрия Мишкова в 1994 году переопределить статус полуострова, там не было кровопролития.

"Югоосетинский конфликт можно отнести к первому поколению постсоветских конфликтов - тех, которые были зарифмованы самим процессом распада Советского Союза. Крымская история – это второе поколение конфликтов", - пояснил он.

Вопрос о статусе Южной Осетии – не только геополитика

Маркедонов отметил, что пока не стал бы говорить о вхождении Южной Осетии в состав России как о деле решенном. По словам эксперта, обычно вопрос о статусе Южной Осетии или других частично признанных республик привязывают к большой геополитике.
"Но это не только геополитика. Анатолий Бибилов – лидер партии с известным названием "Единая Осетия". Эта партия довольно долго и последовательно шла к идее о вхождении в состав России", - подчеркнул он.
Эксперт отметил, что идея проведения референдума по этому вопросу была близка в 2017 году, когда Бибилов выиграл президентские выборы, но голосование так и не состоялось.
"Я бы рассматривал историю с референдумом как двухплановую картину. Анатолий Бибилов этим заявлением выбивает козыри у всех своих оппонентов, потому что этот вопрос в значительной степени достаточно консенсусный. У Бибилова сейчас появляется большое информационное преимущество, и даже если он прекратит избирательную кампанию, все равно о нем будут писать. Помимо этой истории, есть и большая геополитика, и здесь последнее слово будет за Москвой", - сказал он.

Реакция Грузии и мирового сообщества

"Реакция Грузии будет негативная, что совершенно очевидно. Получат определенное преимущество сторонники Саакашвили (Михаил Саакашвили - экс-президент Грузии, прим. ред.), это та группа, которую принято называть "мишистами". Они будут участвовать в уличных протестах, ну а Саакашвили получит свою долю пиара", - прогнозирует Сергей Маркедонов.
Денис Пушилин - Sputnik Южная Осетия, 1920, 01.04.2022
У жителей Донбасса такая же мечта: глава ДНР о вопросе вхождения Южной Осетии в состав РФ
Он отметил, что международное сообщество отнесется к вопросу о вхождении Южной Осетии в состав РФ негативно, но его степень будет несравнима с тем, как это было на Украине, которая привлекает больше внимания, так как ее рассматривают как Европу.
"Южную Осетию, как приоритет, не рассматривают, но все дежурные заявления про "аннексию" и "оккупацию" будут сказаны", - сказал он.
Эксперт отметил, что довольно осторожно относится к перспективе начала военных действий на фоне вхождения республики в состав РФ.
"Я не думаю, что в случае вхождения Южной Осетии в состав России мы получим какой-то полный конфликт здесь и сейчас, но то, что ситуация станет гораздо более сложной – очевидно. Поэтому у меня скептические отношения к тому, чтобы проводить референдум быстро, здесь и сейчас", - заключил он.
Лента новостей
0