Язык, похожий на пение: академик Клавдия Джусоева рассказала об истории осетинского языка

© Sputnik / Natalia Airiyan День памяти Нафи Джуссойты в школе №6
День памяти Нафи Джуссойты в школе №6 - Sputnik Южная Осетия, 1920, 21.02.2022
Подписаться
В Южной Осетии, как и во всем мире, 21 февраля отмечают Международный день родного языка. Дата была учреждена Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.
ЦХИНВАЛ, 21 фев – Sputnik, Элина Габараева. Предки современных осетин – аланы – говорили на языке, который немного отличается от современного осетинского языка, рассказала Sputnik кандидат филологических наук, академик Международной педагогической академии, доцент СОГУ Клавдия Джусоева.
Аланы были кочевыми ираноязычными племенами скифо-сарматского происхождения. Это предки осетин, а аланский язык – предшественник современного осетинского языка.
Из исторических источников следует, что в конце четвертого века часть аланов была задействована в Великом переселении народов, а часть племен перешла к оседлости в предгорьях Кавказа.
Профессор-культуролог Ричард Фольц - Sputnik Южная Осетия, 1920, 17.06.2019
Ричард Фольц: осетинские традиции безусловно живы - особенно в Южной Осетии
Вследствие татаро-монгольского нашествия группа уцелевших аланов укрылась в районе Центрального Кавказа и в Закавказье. Здесь аланы сыграли определенную роль в этногенезе и культуре других народов Северного Кавказа, а местные племена также повлияли на жизнь предков современных осетин.
"В результате татаро-монгольского ига аланы вынужденно перебрались на высокогорье, другая часть - на равнины. В низине проживали и другие народы (на месте современной Северной Осетии) и, в результате их взаимодействия и ассимиляции, зародился осетинский язык. Потому он делится на два диалекта – осетинский и дигорский", - отметила Джусоева.
Она привела слова российского осетиноведа Вольдемара Пфаффа, который рассказывал, что на Кавказе живут племена, язык которых похож на пение.
"Когда аланы еще были сильны, у них не было в языке твердых звуков, например: "хъ, пъ, цъ…" и других подобных звуков", - рассказала она.
Джусоева подчеркнула, что дигорцы, оставшиеся в горах, сумели лучше сохранить исторический язык, и он больше схож с аланским.

"Так сложилось, что форма языка зависит от места проживания, и соседствующие народы влияют на него. Так, в нашем диалекте сожительствует многое из русского или грузинского языков. Кроме того, под влияние попадают культура и обычаи", - уточнила доцент, добавив, что в чистом виде не сохранился ни один язык в мире.

Она поделилась, что ее знакомые ученые рассказывают о селах за пределами Осетии, где дети разговаривают на чистом кударском говоре.
"Когда их спросили, как так получилось, что они владеют осетинским языком, то они рассказали, что являются потомками алан и давно живут там. Теперь меня интересует, действительно ли они потомки древних алан, и говорили ли аланы на кударском", - делится Джусоева.
Дампалет - Sputnik Южная Осетия, 1920, 26.01.2022
Для чего моему ребенку осетинский язык?
Что касается состояния современного осетинского языка, доцент отметила, что его положение не совсем оптимистично.
"Младшее поколение перестало говорить на родном языке. Это трагедия, ведь если нет языка, нет и народа. Чтобы не потерять язык, нам нужно разговаривать и в семье, и в обществе на нем, многое зависит и от СМИ. Телеведущие должны нам показывать пример красивого языка – с верными ударениями и правильной интонацией", - подытожила она.
Лента новостей
0