https://sputnik-ossetia.ru/20220112/tokaev-ne-yanukovich-politolog-razobral-situatsiyu-v-kazakhstane-i-otsenil-rastuschuyu-rol-odkb-15188653.html
Токаев не Янукович: политолог разобрал ситуацию в Казахстане и оценил растущую роль ОДКБ
Токаев не Янукович: политолог разобрал ситуацию в Казахстане и оценил растущую роль ОДКБ
Sputnik Южная Осетия
Политологи в своих прогнозах говорят о вероятности возникновения новых конфликтных ситуаций в 2022 году. О том, грозит ли постсоветскому пространству... 12.01.2022, Sputnik Южная Осетия
2022-01-12T17:11+0300
2022-01-12T17:11+0300
2022-01-12T17:42+0300
в мире
политика
интервью
общество
беспорядки в казахстане
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/07e6/01/06/15139772_0:130:3180:1919_1920x0_80_0_0_e379efa9dcaff8a34232b0193c3ea452.jpg
Политологи в своих прогнозах говорят о вероятности возникновения новых конфликтных ситуаций в 2022 году. О том, грозит ли постсоветскому пространству разморозка старых и появление новых конфликтов, и какую роль может сыграть Организация Договора коллективной безопасности (ОДКБ), в интервью Sputnik говорил политолог Антон Бредихин.– Казахстан пережил самый тяжелый кризис за всю историю своей 30-летней независимости. Откуда появились эти деструктивные силы и можно ли говорить о попытке реализовать украинский сценарий?– Они появились не вчера и не сегодня. Таковые силы, выступающие сегодня авангардом не то что революционного движения, я бы даже сказал, авангардно-гражданского противостояния и гражданской войны, начали возникать на территории Казахстана еще в 90-е годы. На протяжении десятилетий они находились в формате спящих ячеек, которые при необходимости организованно вышли на улицы в разных частях страны при координации извне и сделали то, что мы можем наблюдать в последние дни.Как таковой фактор – а фактором выступает как раз повышение цен на газ – был лишь предлогом. Его ждали, его дождались и им воспользовались. Очень важно то, что, несмотря на свою стабильность, которой гордился Назарбаев, все же республика перешла в такую агонию, которая, пожалуй, на Украине не всегда прогнозировалась. Действительно, мы можем видеть ряд параллелей с теми сценариями и революциями, которые произошли за последние 30 лет на постсоветском пространстве. Безусловно, опыт Украины был использован, был использован Евромайдан. Но замечу, что если Евромайдан имел такую длительную историю, люди митинговали не один день, не одну неделю и даже не один месяц, то здесь все произошло крайне быстро. Как будто зажгли спичку, она полыхнула, но полыхнула так, что охватила всю страну.Здесь даже есть параллели с белорусским сценарием, недавним кстати, но, вместе с тем, белорусский сценарий не привел к прямому военному противостоянию. А в Казахстане мы видим, что со стороны протестующих выступают хорошо организованные группы людей, которых президент страны называет террористами. Которыми они, по сути, и являются. Мы знаем, что они проходили очень мощную подготовку за рубежом, проходили боевую и идеологическую подготовку и прекрасно понимают, что наступит день "Х", когда потребуется их сила, и именно они выйдут на улицы, чтобы дестабилизировать ситуацию в стране, убрать действующую власть, возможно, уничтожить государственность как таковую, разделив Казахстан на разные части. При этом рассматривался вариант раздела по жузам. Безусловно, люди знали, куда они идут, имели четкую координацию, финансирование, и это не только "печеньки Нуланд". Им раздавали энергетики, после которых у них просто не было (адекватного) восприятия реальности.Мы можем понимать, что в произошедшем заинтересована немалая часть казахской элиты. То, что (экс-глава комитета нацбезопасности Казахстана Карима) Масимова сейчас обвинили в госизмене и целый ряд чиновников находится под следствием, самоубийства крупных руководителей правоохранительных органов говорят о том, что была мощная поддержка и изнутри. Сколько все-таки центров было изнутри - неизвестно. Скорее всего, не один. Но всех их использовали.Мы столкнулись с ситуацией, когда нужны были четкие действия от властей. И они произошли очень быстро, организованно. (Президент Казахстана Касым-Жомарт) Токаев показал, что он не (бывший президент Украины Виктор) Янукович, и готов отстаивать не только свою власть, но и суверенность государства до конца. И в этом был его выигрыш. Он заранее победил, только начав это сражение.Поэтому, действительно, есть много параллелей, есть вытекающие производные. Мы можем говорить о той самой преемственности "цветных революций", которые происходят из одного центра управления на одни и те же деньги, в том числе Фонда Сороса, и которые могут вспыхнуть в любой момент в любой части постсоветского пространства.– Это уже такой механизм сетевых войн.– Он уже отработан. Он был отработан в Грузии, когда к власти пришел Михаил Саакашвили, уже несколько раз отрабатывался в Киргизии, но там что-то чересчур перемудрили, поэтому какой бы ни был президент Киргизии, он всегда будет за евразийскую интеграцию. Вариант на Украине понятный. Еще один пример – Армения и (премьер-министр) Никол Пашинян, точно так же пришедший к власти прозападный политик. Даже то, что он сегодня возглавляет ОДКБ, ничуть не отменяет его прозападности и верности в служении Вашингтону и Брюсселю. Поэтому мы говорим о том, что модель отработана, применялась неоднократно, и с каждым разом она становится все более агрессивной. То, что в Казахстане использовались именно боевые подразделения со стороны протестующих, говорит о том, что модель все же отклоняется от своей классической производной – "цветной революции", и переходит в стадию обычной революции и обычной гражданской войны.– Президент Казахстана заявил, что миротворческая миссия ОДКБ успешно завершена. Как вы оцениваете первый опыт проведения такой операции, и способны ли инструменты и миротворческий потенциал организации выполнять задачи такого рода?– Я думаю, что пример все прекрасно видят. Сработали очень четко и быстро, не уходили в бюрократическую волокиту, а сразу после обращения Токаева к ОДКБ было принято решение. Начали работать четко, потому что знали территорию и неоднократно участвовали в учениях в разных частях страны. Позволили казахским властям и представителям правоохранительных органов самим разбираться с протестующими. При этом миротворцы в боевых действиях не участвовали. Их функция была одна – охранять стратегические объекты. Миротворцы показали на своем примере, как они могут четко, быстро, слаженно работать, выполнять задачу, поставленную перед ними. Их миссия уже имеет позитивный исторический пример, мы можем его применять к другим конфликтам на постсоветском пространстве. Например, в ДНР и ЛНР.В то же время, на мой взгляд, еще рано говорить о том, что миротворцам пора покидать территорию Казахстана. Какой-то контингент нужно оставить, и он останется. И борьба именно с тем подпольем, которое на протяжении не одного десятка развивалось на территории страны и в итоге переросло в такую мощную силу, это дело не одного дня. Поэтому воинский контингент ОДКБ останется после завершения миротворческой миссии.– На внеочередном заседании Совета ОДКБ президент Беларуси заявил, что уроки из ситуации в Казахстане должны быть извлечены, в первую очередь, в Узбекистане. Какие еще страны могут попасть в этот список?– Киргизия, потому что мы уже сейчас видим, что на территории Казахстана активно задерживаются люди, имеющие гражданство Киргизии. Вместе с тем, и Киргизия, и Таджикистан имеют большую угрозу извне – это Афганистан. Отмечается, что идет скопление представителей радикальных исламистских организаций вдоль границы данных республик. Центральная Азия еще будет полыхать. И мы это очень скоро увидим.Вместе с тем, конечно, полыхнет Украина. Обстрелы в Донецке говорят о том, что пламя революции, давно перешедшее в гражданскую войну, может зажечься и полыхнуть серьезно. Есть угроза и для приграничных российских регионов. И это также часть миссии наших миротворцев – чтобы эти беспорядки не перешли на территорию Оренбургской, Челябинской областей России. Ведь Казахстан – это ворота в Сибирь, к нашим нефтяным и газовым ресурсам, всему тому, что занимает первые места на мировом рынке и тому, что так активно покупают Европа и США, и к обладанию чему они стремятся.И здесь Россия тоже должна иметь четкое понимание того, что граница как таковая, между странами Евразийского союза достаточно условная, и любые протестные движения могут перейти и на территорию нашей страны.– Создается такое ощущение, что воплощение плана бывшего советника президента Трампа по нацбезопасности Джона Болтона (разморозить конфликты в российском Ближнем зарубежье) проявляет с каждым годом все яркие очертания. Будет ли 2022 год спокойным или угроза разморозки какого-либо конфликта на постсоветском пространстве сохраняется до сих пор?– Сохраняется и в Донбассе, и Приднестровье. Если говорить о Южном Кавказе, то вопрос с Южной Осетией и Абхазией закрыт, скажем прямо. Россия признала независимость, и, соответственно, конфликта между Грузией, Южной Осетией и Абхазией не будет.Но есть вопрос Нагорного Карабаха. С Карабахом сейчас видится перспектива нового экономического ренессанса на Южном Кавказе. И действительно, Карабах сейчас становится символом того, что заклятые враги, а именно таковыми сегодня выступают Азербайджан и Армения, постепенно находят точки для диалога.Я недавно был в Баку, выступал в местной Академии наук. Докладчики со стороны Азербайджана подчеркивали, что пора переходить к формированию единых экономических интеграционных цепей, транспортных коридоров, пора реализовывать более быстрыми шагами площадку "три + два", пока без участия Грузии, но с участием Турции, Ирана, Армении, Азербайджана и России. Именно эта площадка может выступать частью большого евразийского проекта, частью евразийского союза. После карабахской войны происходит переосмысление системы перемещения не только товаров, но и людей – отмена визового режима в каком бы то ни было формате, формирование нормальных добрососедских отношений. Например, между Турцией и Арменией уже ведется диалог, и это большой прорыв, которого за последние 30 лет на Южном Кавказе добились очень быстро, и в том числе благодаря деятельности наших миротворцев.Хочу подчеркнуть, что за последнее время российские миротворцы действительно стали флагманом нашей внешней политики. И по их успехам можно говорить об усилении России именно как крупного геополитического центра.Поэтому о том, что Карабах скоро полыхнет, говорить нельзя. Могут быть различные провокации, но их можно пресечь. Если не полыхнет сама Армения изнутри, если народ будет и дальше принимать Пашиняна, то войны не будет. Но если будут происходить внутренние конфликты, что вполне возможно – ведь американцы работают и в Армении, причем вполне открыто – то Казахстан может стать примером и для Армении. И это вполне то действие, которое может совершиться очень скоро.
https://sputnik-ossetia.ru/20220111/yugoosetinskiy-ekspert-predpolozhil-chto-bylo-by-v-kazakhstane-v-sluchae-uspekha-gosperevorota-15172494.html
https://sputnik-ossetia.ru/20220112/mirotvortsy-odkb-rasskazali-kak-okhranyayut-strategicheskie-obekty-v-kazakhstane-15183254.html
https://sputnik-ossetia.ru/20220111/prezident-kazakhstana-nazval-sroki-vyvoda-mirotvortsev-odkb-15170441.html
https://sputnik-ossetia.ru/20220110/prezident-rossii-nazval-sobytiya-v-kazakhstane-rezultatom-vmeshatelstva-izvne-15163771.html
https://sputnik-ossetia.ru/20220106/kedmi-ideya-vstupleniya-v-nato-ukrainy-gruzii-i-moldovy-budet-pokhoronena-15137986.html
https://sputnik-ossetia.ru/20220111/revolyutsiyu-orkov-sily-bezopasnosti-rk-prospali-nesluchayno-chto-dalshe-15173488.html
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2022
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_OS
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/07e6/01/06/15139772_225:0:2956:2048_1920x0_80_0_0_02ee4394cf8d625829cab5382aa1065d.jpgSputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
в мире, политика, интервью, общество, беспорядки в казахстане
в мире, политика, интервью, общество, беспорядки в казахстане
Политологи в своих прогнозах говорят о вероятности возникновения новых конфликтных ситуаций в 2022 году. О том, грозит ли постсоветскому пространству разморозка старых и появление новых конфликтов, и какую роль может сыграть Организация Договора коллективной безопасности (ОДКБ), в интервью
Sputnik говорил политолог Антон Бредихин.
– Казахстан пережил самый тяжелый кризис за всю историю своей 30-летней независимости. Откуда появились эти деструктивные силы и можно ли говорить о попытке реализовать украинский сценарий?
– Они появились не вчера и не сегодня. Таковые силы, выступающие сегодня авангардом не то что революционного движения, я бы даже сказал, авангардно-гражданского противостояния и гражданской войны, начали возникать на территории Казахстана еще в 90-е годы. На протяжении десятилетий они находились в формате спящих ячеек, которые при необходимости организованно вышли на улицы в разных частях страны при координации извне и сделали то, что мы можем наблюдать в последние дни.
Как таковой фактор – а фактором выступает как раз повышение цен на газ – был лишь предлогом. Его ждали, его дождались и им воспользовались. Очень важно то, что, несмотря на свою стабильность, которой гордился Назарбаев, все же республика перешла в такую агонию, которая, пожалуй, на Украине не всегда прогнозировалась. Действительно, мы можем видеть ряд параллелей с теми сценариями и революциями, которые произошли за последние 30 лет на постсоветском пространстве. Безусловно, опыт Украины был использован, был использован Евромайдан. Но замечу, что если Евромайдан имел такую длительную историю, люди митинговали не один день, не одну неделю и даже не один месяц, то здесь все произошло крайне быстро. Как будто зажгли спичку, она полыхнула, но полыхнула так, что охватила всю страну.
Здесь даже есть параллели с белорусским сценарием, недавним кстати, но, вместе с тем, белорусский сценарий не привел к прямому военному противостоянию. А в Казахстане мы видим, что со стороны протестующих выступают хорошо организованные группы людей, которых президент страны называет террористами. Которыми они, по сути, и являются. Мы знаем, что они проходили очень мощную подготовку за рубежом, проходили боевую и идеологическую подготовку и прекрасно понимают, что наступит день "Х", когда потребуется их сила, и именно они выйдут на улицы, чтобы дестабилизировать ситуацию в стране, убрать действующую власть, возможно, уничтожить государственность как таковую, разделив Казахстан на разные части. При этом рассматривался вариант раздела по жузам. Безусловно, люди знали, куда они идут, имели четкую координацию, финансирование, и это не только "печеньки Нуланд". Им раздавали энергетики, после которых у них просто не было (адекватного) восприятия реальности.
Мы можем понимать, что в произошедшем заинтересована немалая часть казахской элиты. То, что (экс-глава комитета нацбезопасности Казахстана Карима) Масимова сейчас обвинили в госизмене и целый ряд чиновников находится под следствием, самоубийства крупных руководителей правоохранительных органов говорят о том, что была мощная поддержка и изнутри. Сколько все-таки центров было изнутри - неизвестно. Скорее всего, не один. Но всех их использовали.
Мы столкнулись с ситуацией, когда нужны были четкие действия от властей. И они произошли очень быстро, организованно. (Президент Казахстана Касым-Жомарт) Токаев показал, что он не (бывший президент Украины Виктор) Янукович, и готов отстаивать не только свою власть, но и суверенность государства до конца. И в этом был его выигрыш. Он заранее победил, только начав это сражение.
Поэтому, действительно, есть много параллелей, есть вытекающие производные. Мы можем говорить о той самой преемственности "цветных революций", которые происходят из одного центра управления на одни и те же деньги, в том числе Фонда Сороса, и которые могут вспыхнуть в любой момент в любой части постсоветского пространства.
– Это уже такой механизм сетевых войн.
– Он уже отработан. Он был отработан в Грузии, когда к власти пришел Михаил Саакашвили, уже несколько раз отрабатывался в Киргизии, но там что-то чересчур перемудрили, поэтому какой бы ни был президент Киргизии, он всегда будет за евразийскую интеграцию. Вариант на Украине понятный. Еще один пример – Армения и (премьер-министр) Никол Пашинян, точно так же пришедший к власти прозападный политик. Даже то, что он сегодня возглавляет ОДКБ, ничуть не отменяет его прозападности и верности в служении Вашингтону и Брюсселю. Поэтому мы говорим о том, что модель отработана, применялась неоднократно, и с каждым разом она становится все более агрессивной. То, что в Казахстане использовались именно боевые подразделения со стороны протестующих, говорит о том, что модель все же отклоняется от своей классической производной – "цветной революции", и переходит в стадию обычной революции и обычной гражданской войны.
– Президент Казахстана заявил, что миротворческая миссия ОДКБ успешно завершена. Как вы оцениваете первый опыт проведения такой операции, и способны ли инструменты и миротворческий потенциал организации выполнять задачи такого рода?
– Я думаю, что пример все прекрасно видят. Сработали очень четко и быстро, не уходили в бюрократическую волокиту, а сразу после обращения Токаева к ОДКБ было принято решение. Начали работать четко, потому что знали территорию и неоднократно участвовали в учениях в разных частях страны. Позволили казахским властям и представителям правоохранительных органов самим разбираться с протестующими. При этом миротворцы в боевых действиях не участвовали. Их функция была одна – охранять стратегические объекты. Миротворцы показали на своем примере, как они могут четко, быстро, слаженно работать, выполнять задачу, поставленную перед ними. Их миссия уже имеет позитивный исторический пример, мы можем его применять к другим конфликтам на постсоветском пространстве. Например, в ДНР и ЛНР.
В то же время, на мой взгляд, еще рано говорить о том, что миротворцам пора покидать территорию Казахстана. Какой-то контингент нужно оставить, и он останется. И борьба именно с тем подпольем, которое на протяжении не одного десятка развивалось на территории страны и в итоге переросло в такую мощную силу, это дело не одного дня. Поэтому воинский контингент ОДКБ останется после завершения миротворческой миссии.
– На внеочередном заседании Совета ОДКБ президент Беларуси заявил, что уроки из ситуации в Казахстане должны быть извлечены, в первую очередь, в Узбекистане. Какие еще страны могут попасть в этот список?
– Киргизия, потому что мы уже сейчас видим, что на территории Казахстана активно задерживаются люди, имеющие гражданство Киргизии. Вместе с тем, и Киргизия, и Таджикистан имеют большую угрозу извне – это Афганистан. Отмечается, что идет скопление представителей радикальных исламистских организаций вдоль границы данных республик. Центральная Азия еще будет полыхать. И мы это очень скоро увидим.
Вместе с тем, конечно, полыхнет Украина. Обстрелы в Донецке говорят о том, что пламя революции, давно перешедшее в гражданскую войну, может зажечься и полыхнуть серьезно. Есть угроза и для приграничных российских регионов. И это также часть миссии наших миротворцев – чтобы эти беспорядки не перешли на территорию Оренбургской, Челябинской областей России. Ведь Казахстан – это ворота в Сибирь, к нашим нефтяным и газовым ресурсам, всему тому, что занимает первые места на мировом рынке и тому, что так активно покупают Европа и США, и к обладанию чему они стремятся.
И здесь Россия тоже должна иметь четкое понимание того, что граница как таковая, между странами Евразийского союза достаточно условная, и любые протестные движения могут перейти и на территорию нашей страны.
– Создается такое ощущение, что воплощение плана бывшего советника президента Трампа по нацбезопасности Джона Болтона (разморозить конфликты в российском Ближнем зарубежье) проявляет с каждым годом все яркие очертания. Будет ли 2022 год спокойным или угроза разморозки какого-либо конфликта на постсоветском пространстве сохраняется до сих пор?
– Сохраняется и в Донбассе, и Приднестровье. Если говорить о Южном Кавказе, то вопрос с Южной Осетией и Абхазией закрыт, скажем прямо. Россия признала независимость, и, соответственно, конфликта между Грузией, Южной Осетией и Абхазией не будет.
Но есть вопрос Нагорного Карабаха. С Карабахом сейчас видится перспектива нового экономического ренессанса на Южном Кавказе. И действительно, Карабах сейчас становится символом того, что заклятые враги, а именно таковыми сегодня выступают Азербайджан и Армения, постепенно находят точки для диалога.
Я недавно был в Баку, выступал в местной Академии наук. Докладчики со стороны Азербайджана подчеркивали, что пора переходить к формированию единых экономических интеграционных цепей, транспортных коридоров, пора реализовывать более быстрыми шагами площадку "три + два", пока без участия Грузии, но с участием Турции, Ирана, Армении, Азербайджана и России. Именно эта площадка может выступать частью большого евразийского проекта, частью евразийского союза. После карабахской войны происходит переосмысление системы перемещения не только товаров, но и людей – отмена визового режима в каком бы то ни было формате, формирование нормальных добрососедских отношений. Например, между Турцией и Арменией уже ведется диалог, и это большой прорыв, которого за последние 30 лет на Южном Кавказе добились очень быстро, и в том числе благодаря деятельности наших миротворцев.
Хочу подчеркнуть, что за последнее время российские миротворцы действительно стали флагманом нашей внешней политики. И по их успехам можно говорить об усилении России именно как крупного геополитического центра.
Поэтому о том, что Карабах скоро полыхнет, говорить нельзя. Могут быть различные провокации, но их можно пресечь. Если не полыхнет сама Армения изнутри, если народ будет и дальше принимать Пашиняна, то войны не будет. Но если будут происходить внутренние конфликты, что вполне возможно – ведь американцы работают и в Армении, причем вполне открыто – то Казахстан может стать примером и для Армении. И это вполне то действие, которое может совершиться очень скоро.