Магия Нового года: в Sputnik Южная Осетия прошла предновогодняя пресс-конференция

© Sputnik / Natalia AiriyanПресс-конференция с Дедом Морозом
Пресс-конференция с Дедом Морозом - Sputnik Южная Осетия, 1920, 27.12.2021
Подписаться на
ЦХИНВАЛ, 27 дек – Sputnik, Залина Кулумбегова. Как отмечается Новый год в Южной Осетии и какие обычаи сохранились из прошлого, обсудили в понедельник в пресс-центре Sputnik.
Гостями агентства стали главный персонаж Нового года - Дед Мороз в исполнении Гурама Карсанова, историк и политолог Ирина Гаглоева, инициатор и ведущая благотворительного телепроекта Елена Кулумбегова и лауреат международных конкурсов юных исполнителей Максим Зассеев.

"Новый год является древнейшим понятием, это начало новой жизни, нового хозяйственного цикла. Для наших предков это был не столько праздник, сколько сакральный символ начала начал. Современный Новый год сублимирован с течением времени из различных традиций и обрядов, и приукрашен новогодними персонажами", - сказала Ирина Гаглоева.

По ее словам, у осетин встреча Нового года была важным событием, но намного важнее в сакральном плане было понятие "Ног бон" - встреча первого дня нового года.
"Например, моя бабушка вставала рано, с первыми петухами, готовила традиционное осетинское блюдо из сыра "дзыкка" и выпекала медовый пирог. И первое, что она давала отведать нам, детям, это ложку меда и жир от "дзыкка". В этом ритуале содержалось пожелание на новый год – сладость бытия и изобилие. Это было красочной стороной обряда", - сказала она.
Молодежный форум Алания 2020 - Sputnik Южная Осетия, 1920, 10.11.2021
В любой непонятной ситуации – пеки осетинские пироги
Гаглоева отметила, что в современном обществе принято отмечать несколько праздников наступления Нового года по разным стилям и календарям. Жители республики много сил тратят на подготовку к традиционному Новому году, а старому Новому году уделяется меньше внимания, что, по ее словам, неправильно.
"Мы мобилизуем все ресурсы на подготовку к традиционному Новому году, но после мы вспоминаем, что есть и старый Новый год, но мы к нему не готовимся нужным образом. Тут вспоминаем, что надо сделать ритуальный пирог Артхурон, который является символом Солнца. Этот пирог выступал символом завершения годичного цикла в представлении наших предков. Раньше его выпекали в каждой семье", - сказала она.
По ее словам, сейчас многим кажется, что три пирога — это всего лишь обязательный атрибут осетинского застолья, но это не так.

"К приготовлению пирогов к празднику наши предки подходили с особой серьезностью. Допустим, сыр, муку, топленое масло для выпечки откладывали заранее, и эти продукты были лучшего качества. Изготовление пирогов сопровождалось определенными магическими действиями: хозяйка, выпекающая пироги, должна была быть в платке, не должна была вести праздных разговоров", - подчеркнула историк.

Она добавила, что обряды, направленные на благополучие семьи, всегда играли важную роль в жизни осетин, и их уж точно не стоит забывать. Ее поддержал и Гурам Карсанов, обратив внимание на то, что его детские воспоминания о подготовке к Новому году –одни из самых сильных, и до сих пор с ним.
"Интересный ритуал в канун Нового года проводила моя бабушка. Ближе к полуночи она обмакивала кисточку в топленое масло и рисовала крестик на стене у входа в дом, как символ благополучия. Также, за день до Нового года, было принято приносить домой чертополох. Бабушка шла через сугробы к святому месту и собирала его под снегом, и ставила колючки в доме, как оберег от нечисти", - сказала Гаглоева.
Открытие резиденции Деда Мороза в Нижнем Новгороде - Sputnik Южная Осетия, 1920, 27.12.2021
Что жители Южной Осетии попросят у Деда Мороза на Новый год – опрос Sputnik
Также Гаглоева рассказала, что раньше взрослые угощали ребятишек печеньем в форме зверюшек, и важно было набрать побольше этих сладостей. Эта ритуальная выпечка готовилась в каждом доме. Была и другая традиция для детей в Новый год - они стреляли из рогаток, отпугивая злые силы от своего дома.
По словам Гурама Карсанова, Новый год было принято встречать вместе.
"Например, у нас в селе один год праздник отмечался у одного соседа, а на следующий год – уже у другого. Там и собирались всем селом", - отметил он.
Особенно важным было, кто зайдет в дом первым в первый день нового года. Карсанов добавил, что возрождая свои традиции, народ сохраняет духовный стержень, связь с предками, историю и культуру, независимо от того, какой праздник он отмечает.
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала