Градация подобных существ сильно отличалась как качественно и внешне, так и силой влияния на людей и мир в целом. Циклопические чудовища, представляющие из себя ужасные и непреодолимые силы природы, могучие великаны и демоны, противопоставляемые героям и святым, таинственные злонамеренные духи, таящиеся в туманных рощах и темных углах заброшенных домов, – все они будоражили воображение и пугали многие поколения людей на протяжении всей истории человечества.
Интересно то, что со временем отношение людей к некоторым из этих чудовищ претерпевало множество различных метаморфоз и изменений. Так, если древние люди испытывали к хтоническим силам зла первородный страх и трепет, остерегаясь любых взаимодействий с потаенным миром чудовищ, то со временем, к некоторым из таинственных монстров, люди начали проявлять интерес и даже симпатию. Как же так получилось?
Дело все, как это обычно и бывает, в глубинных процессах личной и общественной психологии. Если огромные древние чудовища всегда воспринимались людьми как стихийное бедствие, да и по сути являлись их персонификацией, то некоторые из огромного множества злых потусторонних существ, начали проникать в людской фольклор и культуру в самых неожиданных ролях.
Причина этого процесса, как считают многие антропологи и психологи, заключается в том, что сознание склонно придавать человеческие качества и признаки тому, что кажется ему чем-то родственным, похожим на него. Проще говоря, чудовища, которые были похожи на человека, являясь по сути отражением его страхов, сомнений и суеверий, куда больше волновали и интересовали людей.
Мы с вами постараемся разобраться в том, как возникли образы, будоражащие кровь многим поколениям людей, а также, как эти образы видоизменились со временем, став тем, что так знакомо и близко нам.
Почему нас больше пугает то, в чем мы видим сходство с собой?
Эффект зловещей долины
С одной стороны, какой-нибудь огромный дракон или морской Левиафан – это, конечно, очень страшно, но подобная природная сила, сродни урагану, находится вне контекста человеческих переживаний и страхов, ютясь как-бы на краю сознания, как естественный источник непреодолимой угрозы. В то же время, нечто близкое, человекоподобное, обладающее злонамеренным сознанием, пугает нас значительно больше, ведь эта сила взаимодействует непосредственно с нами, играя на наших страхах и чувствах, угрожая, скрываясь и наблюдая из тени. Представьте себе огромное чудовище, похожее на осьминога, чьи щупальца и мерзкая туша высятся над вековыми деревьями и скалами. От его криков сотрясаются горы, а каждый шаг поступи этого титана меняет знакомый вам ландшафт. Страшно? Наверняка.
А теперь представьте себя в темном помещении какого-нибудь заброшенного санатория. Вы идете по коридору, в котором мигает тусклый свет, слышно каждый шорох от ваших шагов и ветра, задувающего в разбитые окна. Вдруг, перед вами, в конце длинного коридора, появляется маленькая девочка в пионерском галстуке и советской школьной форме. Для начала вам просто покажется странной данная встреча и наряд девочки, одетой явно несоответственно времени, но потом, когда она резким анатомически неправильным движением повернется к вам лицом, на котором не будет никаких черт и естественных органов – вы испытаете естественный животный ужас. Поздравляю, вы только что познакомились с эффектом зловещей долины.
Впервые данный эффект описал японский ученый-робототехник и инженер Масахиро Мори. Который обратил внимание на то, что роботы, созданные максимально похожими на людей, вызывают у наблюдателей иррациональную тревогу. Позже череда экспериментов и исследований показала, что этот подсознательный страх является общим для всех людей и базируется на диссонансе эмпатии.
Так уж сложилось эволюционно, что мы первично всегда воспринимаем человека как "своего", то есть родственное существо, что вызывает у нас симпатию и доверие. Соответственно, чем больше существо похоже на человека, тем легче и лучше мы его воспринимаем. Но при чем же тогда страх? А при том, что согласно исследованиям эффекта зловещей долины, чем больше существо похоже на человека, тем сильнее диссонанс в случае проявлений чего-то "неправильного". Именно с этим столкнулся Масахиро Мори, когда роботы, максимально похожие на людей, своей неестественной мимикой и резкими движениями вызывали у наблюдателей тревогу и страх. Именно этот эффект сделал человекоподобных чудовищ главными героями народного фольклора и фильмов ужаса нашего времени.
Продолжение следует.