Аслан Засеев, Sputnik
Интерес к народной музыкальной культуре в Осетии только набирает обороты. По обе стороны кавказского хребта молодежь все чаще обращается в своем творчестве к аутентичному звучанию и осетинским национальным мотивам.
Формирование народной музыки, как широкого пласта национальной культурной парадигмы, невозможно отнести к конкретному историческому периоду или эпохе. Народная музыка – это последовательный импульс общенародного творчества, своего рода, компиляция из идей и воззрений людей, связанных между собой сквозь века, как раз через этот самый импульс.
Основными источниками народной музыки можно смело назвать обрядовую музыку и религиозные песнопения, в которых у каждого народа можно четко отследить некий уникальный стиль и индивидуальность. При этом, даже если обряды уже давно забыты, эта индивидуальность не исчезает бесследно, а скорее естественным образом перетекает в новые формы, мимикрируя под новое время, но не теряя своего уникального звучания.
Несмотря на общемировую тенденцию к глобализации и единоподобию в музыкальной индустрии и очевидный исторический и сугубо локальный характер, народные мотивы и приемы не теряют актуальности. Этническая музыка все чаще находит применение в творчестве современных музыкантов, использующих как отдельные элементы, так и полностью обращающихся в своем творчестве к народным мотивам и устному творчеству.
Чаще всего, современный меломан может услышать этнические мотивы в электронной музыке, в которую они встроены отдельными фрагментами, служащими открывающими или декоративными элементами. Кроме того, все популярнее становятся исполнители и группы, полностью основывающие свое творчество на народной музыке. Возможно, благодаря популярным историческим фильмам и сериалам, или же потому, что городские жители просто истосковались по старине и культуре предков, интерес к традиционной культуре заметен по всему миру и имеет очевидный тенденциозный характер. Помимо государственных ансамблей, в музыкальной индустрии широко представлены современные независимые музыкальные группы.
Аутентичное звучание скандинавской музыки успешно популяризируется такими известными группами, как Garmarna и Wardruna. Еврейские религиозные мотивы находят своих слушателей через группы Orphaned land и Atzmus. Балканские народные песни в исполнении ансамбля Bulgarian voices Angelite и вовсе можно услышать практически в любом историческом или фэнтезийном фильме.
Не обошла популярность народной музыки и Россию. Так, например, ансамбль Хуун-Хуур-Ту успешно гастролирует по всему миру, знакомя иностранцев с уникальными народными песнями тувинцев.
Какова ситуация с этнической музыкой в Осетии? Есть ли запрос на традиционную музыку у современной осетинской молодежи? О перспективе развития и актуальности народной музыки в Осетии Sputnik поговорил с молодыми музыкантами, начавшими свой творческий путь именно в этом направлении.
Начинающий музыкант Сослан Гаглоев рассказал, что среди людей, которые его окружают, 30-40 процентов хотят овладеть традиционными музыкальными инструментами.
"Многие впервые заинтересовались этнической музыкой, услышав норвежскую группу Wardruna, но найти что-то подобное у нас они не смогли. Вся национальная музыка представлена в основном торжественными и танцевальными композициями, а хотелось чего-то более лирического, более этнического", - комментирует сложившуюся ситуацию Сослан.
По мнению основателя музыкального проекта RÆGHAW Давида Батагова, осетинская музыка стоит у подножья горы, на которую ей предстоит еще долго взбираться. Связано это с тем, что запрос на национальную музыку есть, и достаточно большой, но пока нет его качественного воплощения.
"Все, что мы сейчас видим с названием "осетинская народная музыка", мы видим через призму гармошки, которая осетинским инструментом не является, либо через призму советской эстрады, в которой нет ничего, что могло бы облагородить осетинскую музыкальную культуру", – не без возмущения отметил Давид.
Давид считает, что связано это с тем, что мастерство изготовления традиционных музыкальных инструментов в Осетии представлено крайне скромно и зачастую поддерживается лишь инициативой отдельных энтузиастов.
"На данный момент, благодаря таким мастерам, как Олег Ходов и Таму Березти, формируется среда, которая будет рождать конкурентоспособность между мастерами, создающими инструменты. Как следствие, повышение конкурентоспособности рождает качественную музыку, а для слушателя - это важнее всего", - пояснил Давид.
Очевидно, что влияние народной музыки, как суммы творчества множества поколений людей, объединенных географическим, культурным и национальным контекстом – невозможно переоценить. Современные слушатели и музыканты, словно вступая в диалог сквозь века, могут прочувствовать эмоции и проникнуть в контекст того времени, перенимая что-то для себя и, тем самым, преображая актуальную музыкальную культуру.
И пусть отечественные музыканты в самом начале пути и им предстоит заново открывать давно забытые ремесла и традиционные музыкальные формы, при должной поддержке и общественном внимании перспективы восстановления и развития этнической музыки в Осетии – самые многообещающие.