В ходе своего развития, любой процесс, идея или учение естественным образом видоизменяется под воздействием факторов окружающей среды и других идей. Например, в ходе подобного процесса, религиозное учение, приобретая новые черты, видоизменяется и "кристаллизируется" во что-то совершенно новое, при этом оставаясь самобытным и уникальным. Однако, когда критическая масса нововведений или заимствований становится существенной, религиозное учение приобретает синкретический характер.
Религиозный синкретизм – это сумма заимствований элементов различных религий в одной, либо изначально многосоставное учение, собранное из различных философских и религиозных концепций. По сути своей, религиозный синкретизм не представляет собой ничего плохого, ведь по мнению специалистов, каждая религия на определенном этапе становления подвергалась влиянию других учений, а значит, в любом случае, имеет в себе синкретический аспект. Так, например, большинство религиоведов считают христианство практически полностью синкретической религией, так как следы влияния иудаизма, зороастризма и даже древнеегипетских верований "видны" в нем "невооруженным глазом". Тем не менее, в полной мере, синкретизм имеет место скорее в бытовой и обывательской религиозности, которой часто свойственно отхождение от религиозных канонов. У каждого из нас, наверняка, есть знакомая, позиционирующая себя православной христианкой и при этом увлекающаяся мистицизмом и гороскопами. Множество раз мы сталкивались с традиционно-религиозными разночтениями, основа которых, на поверку, оказывается различной трактовкой или восприятием инородных нововведений. Все дело в том, что традиционные взгляды населения, даже в том случае, когда новая религия крайне критична к любым формам народоверия, просто так не искоренить, и они, в любом случае, продолжат существование в скрытой или явной форме. Хорошим примером подобного "народного синкретизма" являются такие изначально языческие праздники, как масленица или новруз, которые христиане и мусульмане регулярно празднуют, хотя ни один из них не является каноничным праздником их религий. Вообще, если углубиться в поиск заимствованных обрядов и различных аспектов культа, множество традиционных религий предстали бы в совершенно ином ключе. Однако, так как тема щепетильная, подобный анализ и религиозный поиск должны быть личным делом каждого верующего.
К слову, религиозный синкретизм, не всегда является естественным следствием смешения народных и религиозных традиций. Иногда синкретические включения являются следствием сознательных действий миссионеров, включающих персонажей и обряды традиционной веры новообращенных в ходе миссионерской деятельности. Например, в ходе миссионерской деятельности, буддистские монахи, путешествующие по Японии, абсолютно бесхитростно спрашивали местных, где живут их боги, и после посещения этих мест, вернувшись через какое-то время, радостно сообщали, что их бог принял буддизм. Таким образом, кстати, помимо традиционного японского синтоизма и "новопринятого" буддизма, в Японии сложился один из самых ярких примеров религиозного синкретизма – Синто-буддизм, сочетающий в себе каноны и обряды обеих религий.
Из примеров более близких нам, можно указать на сформировавшийся под воздействием культов зороастрийского бога Митры образ воина, поражающего дракона (зло), который позже, с христианизацией восточноевропейских и южных народов, стал отождествляться с мучеником Георгием Победоносцем. Помимо этого примера, можно вспомнить, как в ходе христианизации Руси, множество славянских богов и духов стали переименовываться и отождествляться с христианскими святыми: Перун, свойства и качества которого в народном сознании были как-бы "переданы" Святому Илие, почитавшемуся впоследствии как покровитель ветров, дождей и гроз, от которых в свою очередь зависел урожай, или женское божество Макошь, отождествляющаяся со Святой Параскевой, а также чудотворные места и иконы, принявшие на себя роль местных богов-покровителей и святилищ, – примеров подобного синкретизма полно. Все эти примеры наверняка очень знакомы и легко узнаваемы для осетин, чьи народные верования и культы, практически на всех уровнях имеют синкретические аспекты, на которые, к слову, не раз указывал знаменитый Васо Абаев. Поиск подобных примеров, опять же, оставим на суд и волю читателей.
Чаще всего, проблематика религиозного синкретизма обсуждается в обществе в контексте критики различных сект и деструктивных культов, таких, например, как "аум синрике", телема и саентология. Однако, на самом деле, если религиозный синкретизм не содержит в своей основе манипулятивные и спекулятивные интенции, ничего плохого в нем нет. Ведь сам механизм взаимозаимствования и смешения идей – абсолютно естественный процесс эволюции философской мысли. Разнообразие и разноцветие различных идей и взглядов часто создают нечто принципиально новое и интересное. Так, в свое время, возникли религия вуду, растафарианство, суфизм, манихейство, гностицизм и многие другие мистические культы и религии, число последователей которых исчисляется десятками миллионов. Если задуматься, любой родник питается из множества источников и, если ни один из них не будет загрязнен, жажду из него можно будет утолить без какого-либо опасения.