То, что жизнь каждого из нас полна иллюзий и ошибок – абсолютно нормально. Однако существуют заблуждения, которые в определенных обстоятельствах могут существенно повлиять на нашу жизнь. Одним из самых распространенных таких заблуждений является – систематическая ошибка выжившего.
Систематическая ошибка выжившего – это когнитивная и статистическая ошибка отбора, при которой индивидуальный и групповой опыт экстраполируется как системный стандарт, позволяющий добиться успеха или избежать поражения. Проще говоря, в случае, когда субъект добивается успеха в каком-то деле определенным образом, ему свойственно считать, что именно этот метод является универсальным для достижения успеха в этом деле.
Свое название "ошибка выжившего" приобрела во время Второй мировой войны, в период которой и была впервые описана. Дело в том, что в ходе воздушных баталий с немцами американские бомбардировщики несли огромные потери, ставящие под угрозу перспективы успеха "второго фронта". Ввиду сложившейся ситуации и огромных потерь среди личного состава, американским командованием была инициирована программа, в ходе которой предполагалось усиление брони самолетов в тех местах, куда чаще всего приходились удары вражеских снарядов.
Казалось бы, решение вполне резонное, потому как покрыть самолет броней, словно танк, не представлялось никакой возможности, а вот закрыть самые уязвимые места – вполне реально. Все бы ничего, но венгерский математик Абрахам Вальд, который участвовал в этой программе, выдвинул интересное предложение, в будущем спасшее тысячи жизней. Он указал на неочевидную поначалу статистическую ошибку. Так, Вальд заметил, что места, в которые чаще всего поражали самолеты, не так жизненно важны, ведь анализировалась та техника, которая, хоть и в поврежденном виде, все же возвращалась на аэродром. А вот места, куда приходилось меньше повреждений, как раз и были наиболее важны, ведь пораженные в эти части самолеты попросту не возвращались в строй.
Таким образом, преодолев логическую и статистическую ошибку, Вальд спас множество жизней и описал "систематическую ошибку выжившего". Из того, что удалось доказать Вальду, следует, что в статистике происходит систематическая ошибка, потому как анализируется опыт успешных прецедентов (выживших), при этом обратный опыт, по понятным причинам, может не учитываться, так как зачастую о нем попросту некому сообщить.
Еще одним интересным примером действия "ошибки выжившего" являются, не удивляйтесь, дельфины, а вернее, убеждение о том, что они часто спасают тонущих, вынося их на берег. Подобный миф представляет собой классическую ошибку выжившего, сложившуюся на основе прецедентов, когда дельфины действительно выносили на берег тонущих людей, а они, в свою очередь, восхищались интеллектом и нравом этих чудесных созданий. Однако, к сожалению, не все так радужно. Дельфины ввиду своей природной игривости и любопытства часто играют с незнакомыми им существами, и в ходе этих забав иногда утаскивают "счастливцев" с собой в плавание. Иногда это "плавание" направленно в сторону берега, а иногда, к сожалению, наоборот. И вот, удачливые "игроки" рассказывают о чудесном спасении, а чуть менее удачливые – не рассказывают ничего. Вуаля, миф – готов.
В нашей обыденной жизни систематическая ошибка выжившего, как вы понимаете, представлена повсеместно. Родители, применяющие в воспитании детей свой жизненный опыт и взгляды, люди, продвигающие бесчисленные методы достижения романтического успеха, и прочие "выжившие", транслирующие свой индивидуальный опыт и воспринимающие его как универсальный. Самым живописным примером систематической ошибки выжившего в нашей жизни, можно считать армию "коучей", "тренеров жизненного роста" и бизнесменов, издающих множество книг и видеоуроков, где они рассказывают на примере своей биографии, как достичь успеха в жизни и бизнесе.
И все бы, как говорится, хорошо, наверняка, что-то полезное из всей этой информации и можно почерпнуть, даже вдохновиться, однако, к сожалению, в случае подобных "уроков успеха" "учителя", неосознанно или злонамеренно, вводят "ученика" в заблуждение. Проблема в том, что индивидуальный опыт успешных бизнесменов, что, возможно, неочевидно для них самих, не всегда применим к другим людям. Знакомства, обстоятельства жизни, время и период становления – все это значимые переменные, которых в "формуле" жизни "ученика" может просто не быть, и через это все детали становления автора методики не более, чем систематическая ошибка выжившего.