Красота – это главная эстетическая категория, обозначающая гармоничное сочетание аспектов объекта. Человечество с ранних времен вело философский и эстетический поиск красоты. С одной стороны, красота человека является естественной природной побуждающей силой, своеобразным спусковым механизмом либидо, с другой стороны, с философской точки зрения, красота является своего рода оазисом в хаосе окружающего мира, неким кратковременным сном, миражем в пустыне обыденности.
Неудивительно, что всю историю человечества самые именитые философы и художники пытались найти идеальную формулу красоты, своеобразный канон, являющий собой идеальную эстетическую монаду. Наскальная живопись, самые ранние изваяния феминных духов, образы прекрасных богинь, высеченные из благородного камня – все это, по сути, являлось бесконечным поиском красоты, попыткой приблизиться к идеалу.
Ближе всего, с позволения сказать, к канонам идеала красоты приблизились древние греки. Так, греческий философ Пифагор утверждал, что нашел идеальную формулу красоты, своеобразный код, правилам которого в равной степени подчиняется абсолютно все в природе, будь то галактики, или самый маленький жучок. Код этот – золотое сечение.
Золотое сечение – это пропорциональное деление отрезка на две неравные части, при котором меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему. Выражается это формулой AC/BC = BC/AВ, где АС — меньший отрезок, а ВС — больший.
Однако, даже если не вдаваться в каноны математики и геометрии, можно смело утверждать, что эта пропорция является самым естественным проявлением гармонии в природе. То, до чего додумались наши древние предки, сейчас подтверждается наукой. Если Пифагор предположил, что все объекты в природе существуют и подчиняются правилам золотого сечения, то современные ученные обнаруживают золотое сечение во фрактальных формах и гармоничной структуре абсолютно всего, от материальных объектов, до музыкальных композиций. В сущности, формальное обозначение гармонии и есть золотое сечение.
Тем не менее, помимо теоретического и умозрительного анализа идеальной пропорции и красоты, существует вполне практическое применение. Речь не только о скульптуре, архитектуре и изобразительном искусстве, которые без сомнения прямо зависят от канонов пропорции и композиции, речь об индустрии красоты в самом прямом смысле этого слова. Отталкиваясь от темы статьи, нельзя не упомянуть известного пластического хирурга Стивена Марквардта, который в своей практике, применил опыт и формулы, выведенные многими философами и учеными прошлого.
Дело в том, что Марквардт, много лет занимавшийся пластикой и восстановлением травм лица, в какой-то момент задался закономерным вопросом, к какой такой "норме" он приближает пропорции лиц своих пациентов. После долгих лет исследований, изучения геометрии, золотого сечения и правил композиции и пропорции, из-под руки Марквардта вышла так называемая "маска красоты", которая являлась ничем иным, как применением правил золотого сечения и композиции к лицу человека. Что самое интересное, под пропорции маски красоты, подходит непропорционально большое количество общепризнанных красавиц, а также большинство античных скульптур и красавиц с картин эпохи возрождения. К слову, пропорции, выведенные Марквардтом, широко используются в современной косметологии и индустрии красоты.
Что же получается, секрет красоты раскрыт? Теперь каждый человек должен стремиться к определенному канону и подстраиваться под строгие параметры, определяющие красоту? Вовсе нет. Гармония и совершенство, даже в понимании философского обозначения вполне конкретных канонов, даже если и отвечают на какие-то вопросы, то только в техническом смысле. Человеческое сознание устроено куда сложнее, а значит и индивидуально куда более разнообразно.
Каждый из нас сотни раз сталкивался со спорами по поводу красоты какой-нибудь актрисы, которая одному собеседнику казалась абсолютным идеалом, а другому, в лучшем случае, посредственностью. Так уж устроено, что мнимые недостатки во внешности часто являются преимуществом, неким штрихом, подчеркивающим индивидуальность и дополняющим образ.
Красота – многогранна, и у каждого она своя. Кому-то чей-то рельефный нос покажется кривым, а для другого он будет лучше любого самого пропорционально-идеального, кто-то для кого-то будет слишком тучным, а другому покажется аппетитно-пышным? И не прекрасно ли это? Ведь если подойти к вопросу логически и представить общество, в котором все подпадают под каноны идеальной красоты, можно ли будет всерьез кого-то назвать красивым в этом обществе единоподобных?
Красота человека, в отличие от цветка или ракушки, структурно куда более сложная категория, состоящая из сочетания образа, личности, самоощущения и внешних параметров. Стоит ли вообще изучать какие-то математические формулы, если дело касается такого эфемерного понятия, как красота человека? Когда речь идет о творчестве, или технологических сферах деятельности, конкретика – очевидное преимущество для базы, от которой может отталкиваться творец, однако человеческая красота куда более многовариативна и индивидуальна.
Если отсылаться к сравнению в начале статьи и воспринимать красоту, как некий мираж или сон, стоит остерегаться подобных поисков, ведь если к миражу подойти слишком близко, он обязательно исчезнет.