Истоки зарождения концепции "новой этики" четко проследить невозможно, однако можно уверенно заявить, что "топливом" и движущей силой этой концепции является Интернет. Что же это такое - "новая этика"? В сущности, это обобщенное определение целого ряда новых социальных и культурных норм, изначально направленных на создание комфортной коммуникативной среды для представителей всех групп населения, в особенности представителей меньшинств, ранее сталкивавшихся с базовой дискриминацией и травлей в Интернете.
Западное общество давно задалось рядом вопросов, направленных на поиск путей выстраивания общественного диалога. Однако именно в последнее время мы все чаще видим, что вопросы расизма, сексизма и прочих форм дискриминации из юридической и философской плоскости проникли в сферу общественного дискурса, а там, как часто бывает, приобрели целый спектр новых оттенков.
Очевидно, что в борьбе с дискриминацией и травлей ничего плохого нет, тем более в Интернете, где у жертв травли фактически нет никаких существенных способов защиты. К тому же, жертвами травли в Интернете, по объективным причинам, часто становятся дети.
Однако, как гласит старое крылатое выражение "благими намерениями устлана дорога в ад", за последние несколько лет, принципы "новой этики" перестали быть неким сводом правил поведения в "безопасном интернете", а вошли в повестку общественного и политического дискурса. Все бы ничего, но по каким-то загадочным причинам, которые, вероятно, будут анализировать антропологи и историки будущего, благие намерения, которые были направлены на искоренение дискриминации, в итоге стали зеркальным отражением тенденции, с которыми были призваны бороться.
Как верно замечал в своем произведении "По ту сторону добра и зла" философ Фридрих Ницше: "Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем". К сожалению, в последнее время сложилась тенденция, при которой приверженцы "новой этики" из позиции защищающихся часто переходят в наступление. Парадоксально, но в рамках "новой этики" позиция жертвы стала своеобразным преимуществом, основанием для агрессии и, если угодно, оружием, которым можно вооружиться в социальных баталиях.
Каждый из нас может проследить становление "новой этики" через главные инфоповоды последних лет и общую смену контекста дискуссий на эту тему. Сложилась ситуация, когда борьба "новой этики" с институциональной дискриминацией приобрела формы, которые изначально были свойственны "чудовищу", с которой "новая этика" боролась.
Так, борьба с расизмом переросла в агрессивные формы, при которой представители расовых меньшинств устраивают погромы и безнаказанно высказывают настолько экстремистские высказывания, за которые представители "большинства" подверглись бы социальному остракизму. Легко можно ознакомиться с подобными прецедентами, изучив скандальные действия и высказывания представителей организации BLM (black life matter), борющейся за права чернокожего населения США. Парадоксально, но борьба за доступ к общественным благам и за равенство перед законом переросла в систему квотирования, при которой, зачастую, состав профессиональных коллективов в крупных корпорациях, лауреатов различных премий и учащихся высших учебных заведений составляется не на основе объективных достижений и заслуг, а из соображений расовой, половой и гендерной пропорции.
Самым очевидным примером смены парадигмы "новой этики" можно назвать форму борьбы ее приверженцев в той среде, с которой изначально все началось – в Интернете. Печально наблюдать, когда неуместное высказывание, не вписывающееся в нормы "новой этики", становится причиной травли его автора. Огромное количество скандалов, когда людей вынуждали увольняться с работы или извиняться за высказывание и сообщения, часто написанные много лет назад, только подтверждает эту смену ролей. В последнее время для подобной травли даже появилось название – "культура отмены".
Известным примером подобной "отмены" стал прецедент с травлей писательницы Джоан Роулинг, высказавшейся против общих туалетов для представителей всех гендеров и полов. Писательницу, которая к слову была ярой сторонницей борьбы за права меньшинств, было предложено "лишить авторства" написанного ею цикла романов о Гарри Поттере, прекратить упоминать ее в СМИ и кинопрокате, иначе говоря, как-бы "отменить" ее заслуги ретроспективно.
Не травля ли это и манипуляция? Не стали ли жертвы, с молчаливого согласия нейтрального большинства, агрессорами? К сожалению, ситуация сложилось так, что агрессивная масса начала травить людей с другими взглядами, часто не принципиально отличающимися, что "белым" теперь запрещено играть и даже озвучивать чернокожих персонажей, что глупое или неуместное, с точки зрения "новой этики", высказывание вызывает непропорциональную жестокую травлю. Борющийся с чудовищем все же стал им же самим? Остается только ждать, когда новая культурно-социальная парадигма сделает еще один виток и на сцену выйдет новая "новая этика".