Sputnik, Инга Чехоева
Одному из офицеров подразделения связи Минобороны Южной Осетии гвардии подполковнику Николаю Гучмазову указом президента республики Анатолия Бибилова было присвоено почетное звание "Заслуженный работник связи Республики Южная Осетия". Военнослужащий национальной армии удостоен высокого звания за заслуги в области связи и многолетний плодотворный труд.
- Как началась ваша служба в Минобороны?
- Впервые с армейской жизнью познакомился в ноябре 1989 года – призвали на срочную службу в ряды Советской армии, стойко переносил все тяготы и лишения армейской службы до декабря 1991 года (учебное подразделение в Нахабино по специальности "младший специалист инженерных войск"). Затем была служба в Белорусском военном округе начальником радиостанции, коротковолновых радиостанций малой мощности. По увольнении из Советской армии, в 1992 году поступил на службу в ОМОН, одно из самых боеспособных и дисциплинированных подразделений Южной Осетии.
- Расскажите о службе в рядах армии Южной Осетии на начальном этапе. Какие обстоятельства сопутствовали вашей профессиональной деятельности в тот период?
– В министерстве обороны и чрезвычайных ситуаций в 2004 году была создана отдельная рота связи МО и ЧС. В феврале 2005 года туда и поступил на службу, так как имел соответствующие профессиональные знания. Тот период характеризовался острой нехваткой специалистов, как в роте, так и в Минобороны, и почти вся нагрузка по обеспечению связи МО и ЧС легла на это подразделение. А недостаток средств связи и личного состава - в один период в 2005 году в роте было всего семь военнослужащих, – еще больше усугублял ситуацию. Но хочу отметить, что все ребята-связисты, несмотря на сложные обстоятельства, работали с полной отдачей, не жалели себя, осознавали всю ответственность.
- Что было самым сложным в вашей работе?
- В 2006-2007 годах подразделению была поставлена задача восстановить шесть командно-штабных машин (КШМ). Наверно, это был самый напряженный период службы. Не было ни инструментов, ни расходных материалов, ни приборов. Оборванные пучки проводов соединяли дедовскими методами. Работали и по выходным.
- Имеется много вопросов по обеспечению связи в 2008 году. Насколько полноценно была обеспечена связь в войсках?
- Согласно разведданным, противник планировал предпринять военные действия против нашей республики, поэтому в начале 2008 года была поставлена задача обеспечить централизованной качественной связью все подразделения Минобороны. Но устаревшие образцы военной техники и дороговизна их обслуживания не позволили сделать этого. Было принято решение использовать ретрансляторную связь. Так как это дешево, доступно и не требует большого количества личного состава в обслуживании. Большую работу в этом направлении провели начальник подразделения связи Инал Келехсаев и командир роты Георгий Гиголаев. Было установлено порядка пяти ретрансляторов. Конечно, они не могли заменить военные виды связи, но максимально старались использовать, что имели. Большую помощь тогда оказали и сотрудники компании "Мегафон". Надо понимать, что хорошая военная связь тогда была слишком дорогим удовольствием для нашей республики.
- После августовской войны был проведен анализ, в том числе, деятельности службы связи. К каким выводам вы пришли (если это не секретные сведения)?
– Что бы ни говорили об обеспечении связью во время августовских событий, скажу только одно: из строя был выведен один ретранслятор, который сгорел во время пожара и вышел из строя минут на 30-40. Все остальные работали без перебоев. Не была организована подзарядка аккумуляторов самих радиостанций. Слабо было организовано взаимодействие между подразделениями и группами. Не было организовано взаимодействие и с российскими войсками. Очень хорошо во время этих событий показали себя связисты разведывательного батальона. Ретрансляторную радиосеть не сравнить с военной радиосвязью, но исходя из того, что у нас было, оценку, по моему мнению, можно поставить удовлетворительную. В нынешних условиях, с теми средствами РЭБ, которые находятся на вооружении у противника, ретрансляторы будут сразу же выведены из строя.
- Как ведется работа с молодыми военнослужащими? Насколько хорошо они осваивают это направление деятельности?
- Работаем в соответствии с планами, проводим теоретические и практические занятия, в том числе, в полевых условиях. Несколько граждан Южной Осетии проходят обучение в российских военных вузах по нашему направлению.
- "Заслуженный работник связи" – серьезное признание ваших заслуг. Каковы впечатления?
- Каковы впечатления? А еще не верится! И еще хочется всем сказать спасибо за службу, за труд, за помощь, за терпение и поддержку. Заслуги? Делал свою работу не за какие-то дивиденды, а просто за то, что она есть.