2018 год для Закавказья будет насыщен важными событиями — в Грузии, Армении и Азербайджане пройдут президентские выборы. Несмотря на то, что в каждом конкретном случае они имеют свои особенности, их значение для последующей внутриполитической конфигурации трудно переоценить.
Южный Кавказ вступает в новый год с неразрешенным нагорно-карабахским конфликтом. Противостоящие стороны по-прежнему не готовы к компромиссу, а страны-посредники не рассматривают данный вопрос как проблему, ради которой они смогли бы пренебречь имеющимися между ними противоречиями и ускорить процесс урегулирования.
Безусловно, вряд ли в 2018 году мы можем ожидать каких-то компромиссов между Россией с одной стороны и Грузией и ее западными союзниками с другой по поводу статуса Абхазии и Южной Осетии. Впрочем, на ситуацию вокруг республик могут оказать влияние внешние факторы.
Таким образом, геополитическая неопределенность и серьезные риски, включая и возможные силовые сценарии, по-прежнему останутся для Закавказья актуальными.
Выборный год
2018 год будет чрезвычайно важным для внутриполитического развития трех кавказских государств.
В Грузии всенародные президентские выборы пройдут в последний раз, хотя уже сегодня ясно, что глава государства все больше превращается в церемониальную фигуру. Провал попыток действующего президента Георгия Маргвелашвили дать бой конституционным поправкам, подготовленным правительством при поддержке парламентского большинства, это недвусмысленно подтвердил. В дальнейшем президента будет выбирать коллегия выборщиков из трехсот человек.
При этом в 2018 году завершится процесс реформы Основного закона. Особых интриг и неожиданностей на этом пути, скорее всего, не будет. Правящая партия контролирует правительство и парламент, а внешнего давления на нее "с целью предотвращения авторитарного сценария" не предвидится. США и ЕС вполне устраивает сила, продвигающая идеи евроатлантической интеграции и готовая участвовать в "сдерживании России". В Грузии они не слишком обеспокоены принятием конституционных поправок без диалога с оппозицией.
Реформа Конституции должна быть завершена и в Армении (начинался этот процесс в 2015 году). Здесь главу государства впервые выберут в парламенте. Но до того, как сложить полномочия, действующий глава государства Серж Саргсян сохранит за собой право производить кадровые назначения в правительстве. В дальнейшем же основные властные полномочия будут сосредоточены в руках премьера. Именно он будет «определять основные направления (внутренний и внешней) политики». Основной интригой, таким образом, будет формирование новой властной конфигурации и роль в ней (формальная или неформальная) покидающего свой пост Саргсяна.
Президентские выборы в Азербайджане, на первый взгляд, не будут сопровождаться какими-то неожиданностями. Нет особых сомнений в том, что Ильхам Алиев переизберется на новый срок. И дело здесь не только в пресловутом административном ресурсе, но и отсутствии авторитетных оппозиционных лидеров. Кампания 2018 года станет первой после конституционных поправок, расширяющих легислатуру главы государства до семи лет.
Крайне важным будет непубличный расклад сил во власти. Старая команда, сформированная отцом нынешнего президента и его многолетним соратником и единомышленником Рамизом Мехтиевым, теснится более молодым поколением управленцев, сделавших успешную карьеру уже при Ильхаме Алиеве.
Конфликты, геополитические риски и внешние факторы
Самой опасной точкой Кавказского региона в 2018 году, без всякого сомнения, останется Нагорный Карабах. Президентские выборы и внутриполитические изменения в Армении и в Азербайджане снизят и без того невысокие шансы на то, что политические элиты конфликтующих стран выберут путь взаимных уступок и компромиссов. Именно этим и можно объяснить интенсификацию переговорного процесса в последние месяцы 2017 года. В период выборов, когда политики склонны делать популистские заявления и демонстрировать неготовность к "отступлению", дипломатическое общение ведется, что называется, "на вырост".
Но означает ли это, что в 2018 году нагорно-карабахский конфликт будет полностью "заморожен" и погрузится в состояние полного застоя? В условиях, когда принципиальные решения по урегулированию многолетнего противостояния не приняты, наверное, такой сценарий был бы не самым худшим из возможных вариантов.
Однако выборная горячка, сопровождаемая неосторожными высказываниями и широкими обещаниями, опасна уже потому, что может провоцировать нарушения на линии соприкосновения и, что наиболее рискованно, вдоль армяно-азербайджанской госграницы за пределами Нагорного Карабаха. И от этого, к сожалению, мало эффективных рецептов. Остается надеяться только на то, что руководящие элиты побояться раскачивать геополитический маятник, исходя, в том числе, и из нежелания обострять внутриполитическую ситуацию в выборный год.
Впрочем, есть надежды и на активность стран-сопредседателей Минской группы. На сегодняшний день карабахское урегулирование — единственная площадка, где Россия и Запад взаимодействуют.
Но этого никак не скажешь об Абхазии и Южной Осетии. На первый взгляд, риски на этом направлении в 2018 году не слишком велики. Грузию не собираются принимать в НАТО. Для этого ей, как минимум, надо получить План действий по членству, который, кстати, автоматически не гарантирует стране полного членства. Но констатация данного тезиса — не повод для самоуспокоения. Вашингтон имеет все возможности наращивать свое партнерство с Грузией вне формального вступления этой страны в НАТО. Мы видим схожий алгоритм на примере Украины.
Конечно, США, могут и не использовать кавказские сюжеты как дополнительный инструмент давления на Москву. Но никаких стопроцентных гарантий нет. Между тем, любое наращивание военного сотрудничества между Вашингтоном и Тбилиси (например, размещение на грузинской территории американских объектов) может изменить нынешнее положение дел, которое выглядит сейчас как относительно стабильное и спокойное. Особенно в сравнении с Карабахом.
Следовательно, многие риски и неожиданности для Кавказа в 2018 году скрыты не только и даже не столько в самой внутрирегиональной динамике, но и во внешних факторах. Слишком непредсказуемо выглядят отношения между Россией и США, Вашингтоном и Тегераном. И опасность переноса противоречий из других регионов на кавказскую почву будет сохраняться. И требовать к себе особого внимания.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.