Артур Атаев, политолог — для Sputnik
Многонациональные военные учения стран и партнеров НАТО "Достойный партнер-2017" закрепили за Грузией статус южного фланга конфронтации с Россией. Для государства, демонстративно разорвавшего дипломатические отношения с Российской Федерацией, совместные маневры 3 тысяч военных из восьми стран являются знаковым событием.
За происходящими учениями внимательно наблюдали семь выскопоставленных американских генералов, в том числе начальник штаба армии США Марк Майли; начальник G3 армии США, бригадный генерал Тимати Догерти и командующий армией США в Европе Бен Ходжес.
То, что американский контингент был представлен на учениях в Грузии 1421 военнослужащим, является свидетельством прямого интереса США. Особенно важно было продменстрировать единство США и грузинского руководства на фоне девятой годовщины военной агрессии Грузии против Южной Осетии.
Ничем не лучше Саакашвили
Присутствие на учениях начальника американской базы "Хохенфельс" в Германии Антонио Агуто подтверждает статус Грузии как опорной точки НАТО. Именно на этой базе, в Центре объединенной многонациональной готовности (JMRC), проходили подготовку военнослужащие 31-го батальона третьей пехотной бригады и Батумского отдельного пехотного батальона для участия в миссии ISAF. На базе "Хохенфельс" американские инструкторы до сих пор обучают грузинских военных ведению операций против т.н. "сепартаистов". Есть все основания полагать, что аналогичная база будет создаваться на базе уже открытого учебно-тренировочного центра НАТО в Грузии.
На этом фоне в российском МИДе вынужденно констатируют, что антироссийская политика нынешних грузинских властей ничем не отличается от политики Саакашвили: "Фактор НАТО" в закавказском регионе уже приобрел доминирующе деструктивное значение. Грузия является форпостом НАТО в регионе, что подтверждается статусом и регулярностью мероприятий Североатлантического альянса в этой стране. С начала 2017 года в этом закавказском государстве прошло более 10 натовских мероприятий разного уровня: от заседания Парламентской ассамблеи НАТО до статусных международных учений "Достойный партнер-2017".
В Министерстве обороны Грузии на постоянной основе в настоящее время работает 17 военных советников альянса.
Вызовов станет больше
Политическая элита Грузии постоянно ассоциирует свою страну с евроатлантическим блоком. Единственным политиком, последовательно выступающим против натовской экспансии, является Нино Бурджанадзе, но в политических кругах ее точка зрения не принимается.
Более того, некоторые представители официальных натовских структур и европейских государств зачастую делают самые жесткие антироссийские заявления. Так, руководитель офиса НАТО на Южном Кавказе Уильям Лахью заявил, что российские базы, размещенные в Южной Осетии, Абхазии и Армении, не имеют правовых оснований для существования. Евроатлантический чиновник публично в эфире телевидения заявил, что базы созданы незаконно.
Усиление Абхазии и Южной Осетии препятствует полноценному процессу встраивания Грузии в западные военные и политические проекты. Евроатлантические чиновники понимают, что в условиях сильной России Грузия не сможет стать членом НАТО, а наличие крупных военных баз на территории Абхазии и Южной Осетии подтверждает военно-политический приоритет России в регионе. Именно по этой причине НАТО продолжает политику активного присутствия в Грузии, формируя в регионе антироссийский военный потенциал.
И политическому и военному руководству Абхазии и Южной Осетии необходимо осознавать, что качество и уровень военно-политических вызовов со стороны НАТО будут возрастать.