Махарбек Хадарцев в политике идет своей особой дорогой, но сам себя политиком не считает. Говорит, что он гражданин России, патриот Осетии, житель Владикавказа и глава большой семьи. Градоначальник Владикавказа рассказал в интервью Sputnik Алине Болатаевой о родном городе, детях, политических взглядах.
— Махарбек Хазбиевич, у вас какая-то неправильная карьера: вы из кресла депутата Госдумы пересели в кресло градоначальника и вот уже два с половиной года руководите столицей Северной Осетии. Почему предпочли региональный уровень федеральному?
— Смысл у моего поступка был только один — вернуться в Осетию, служить республике. И, конечно, быть рядом со своей семьей, с детьми. У меня было много возможностей уехать и жить за границей или в Москве. Но я об этом никогда не думал. Даже когда еще молодым человеком жил в Узбекистане, не было ни одного дня без мысли о том, что как только будет возможность вернуться, я вернусь. Это моя земля, земля, пропитанная потом и кровью моих предков, поэтому я для себя определил, что я буду жить в Осетии, во Владикавказе.
Что касается двух с половиной лет работы, то для меня главное — выполнить обещание, данное моим избирателям — жителям Владикавказа, честно служить нашему городу. Что я и делаю, ради этого и покинул Госдуму. Это, кстати, тоже было предметом обсуждения. Когда я озвучил своим коллегам по Госдуме, что возвращаюсь во Владикавказ на должность руководителя города, они удивлялись и отговаривали. В Думе многие депутаты раньше работали главами городов, в том числе и крупных. Они мне говорили, что работали на этих должностях, пахали там по десять лет, чтобы заработать имя и попасть в Госдуму. Говорили: "Мы не понимаем твой поступок".
— Не жалеете о принятом решении? Не секрет, что функции руководителя муниципального образования сокращены.
— Есть такой момент. Даже как меня называть — это вопрос. Некоторые СМИ пишут, что я мэр, другие пишут про главу администрации, что он мэр. Также и градоначальником то меня, то его называют. Но мы должны отталкиваться от закона, а там написано: глава муниципального образования города Владикавказ, он же председатель Заксобрания, является высшим должностным лицом. Но сегодня он, к сожалению, имеет меньше прав, чем человек, который нанимается на работу в качестве сити-менеджера для управления городским хозяйством.
Что же касается полномочий, если совсем просто, то свои предложения по расходованию муниципального бюджета предлагает администрация, а утверждают бюджет — депутаты. И расходует эти деньги администрация местного самоуправления, а затем за них отчитывается перед депутатами. Сегодня об этом мало кто вспоминает, но первые вопросы относительно расходования городских денег бывшим руководителем АМС Дзантиевым поставили наши депутаты. Это наша заслуга — моя и депутатов, которые здесь трудятся.
Нельзя так поступать со своим городом, его жителями. Когда человек решает возглавить что-то, он должен осознавать, что пришел служить, а не работать на себя.
— Одной из первых инициатив Тамерлана Агузарова на посту главы было возвращение к городскому единовластию. Депутаты республиканского парламента даже за это проголосовали. Однако после того как республику возглавил Вячеслав Битаров, парламентарии свое же решение отменили. Как, в результате, складывается ваша работа с новым сити-менеджером?
— В администрацию города пришли новые люди, и во многих вопросах мы находим понимание, хотя все равно нет единения, потому что люди думают по-разному, ставят перед собой разные цели, идут разными дорогами. В любом случае, мы стараемся, потому что это надо не кому-то лично, а Владикавказу и его жителям. И это самое главное, на мой взгляд.
— Вас называют политиком-тяжеловесом. И не только потому, что с вашим мнением приходится считаться на всех уровнях власти, но и потому, что, как шутят в республике, любой общественный деятель, у которого нет олимпийской медали, страдает от скрытого комплекса неполноценности. Не могу не спросить о феномене спортсменов во власти.
— Любой человек, который становится чиновником, республиканским ли, федеральным, до этого времени чем-то занимается, растет, набирается опыта. Чиновника надо учить, воспитывать. Он должен пройти определенные ступени роста. Так же, как и хороший главный инженер, ректор института, главный врач.
Если взять сегодняшних чиновников в нашей республике, то среди них есть такие, которые вообще неизвестно откуда пришли. Сейчас, если посмотреть, у некоторых даже биографии нет, неизвестно, чем они занимались раньше. Люди, которые хотят быть депутатами парламента, к примеру, подают анкеты и там написано: безработный. Что может этот человек сделать, если он тридцать лет ничем не занимался?
А спортсмены все же показывают, что на протяжении этих лет они трудились, отстаивали честь республики и страны, преодолевали обстоятельства и учились побеждать, поднимали флаг страны. А для страны что главное? Когда весь мир видит, что она побеждает, в том числе и на спортивной арене. И люди, которые добились в спорте успехов, достигли всего не лежа на диване, не мечтая на кушетке возле моря. Они трудились, лишали себя всяких удовольствий, ставили перед собой цели, которых добивались. В политике — такие же цели.
И моя цель сегодня — заслужить уважение и доверие владикавказцев своими делами на своей должности. Хочу, чтобы меня через какое-то время вспоминали добрым словом, а не наоборот.
— Каким бы вы хотели видеть Владикавказ?
— Этот вопрос я обсуждал с каждым главой республики. Сейчас у нас третий глава за время моей работы. И каждому я говорил, что в городе живет больше половины жителей республики, и отношение власти к Владикавказу должно быть особенным.
Город живет своими доходами, которых, естественно, не хватает. Владикавказ — столица республики, город, имевший в репутации и архитектурную уникальность, и статус культурного центра, и города студентов. Но самое главное — чистого и уютного, комфортного и красивого центра Юга России. Все это надо не просто не утерять, а сохранять и приумножать. Уверен, наша задача сделать все для этого. Но город не может развиваться, если не будет достаточного финансирования, соответствующего статусу столицы.
— Да, говорят, вы умеете считать деньги. Это качество хорошего бизнесмена помогает и в управленческой работе?
— Не только бизнесменом, но еще и ребенком я записывал все свои расходы. Деньги любят счет. И когда человек имеет рубль, он должен на месяц расписать этот рубль. В детстве мама мне давала 15 копеек, и я знал, что эти деньги мне на какое-то время. И от этого я и отталкивался. А деньги начал зарабатывать совсем маленьким, так, как тогда все мальчишки зарабатывали: бутылки сдавали, макулатуру собирали. И это тоже хороший жизненный опыт.
— Вы последовательно критикуете работу министерства здравоохранения республики…
— Когда я прочитал в газете, что утвержден главврач поликлиники, обслуживающей стотысячный район Владикавказа, мне, как главе города, естественно, было не безразлично, кто будет ей руководить. Выясняется, что ему двадцать пять лет. Я заинтересовался, как может человек в таком возрасте быть главврачом и написал письмо министру Ратманову с просьбой предоставить мне, главе Владикавказа, копии документов Никиташенко. На что Ратманов отписал, что посторонним людям они не имеют право предоставлять копии документов.
Я посчитал себя не посторонним лицом, а заинтересованным, поэтому нашел возможность ознакомиться с документами назначенца. Там было написано, что он окончил Северо-Кавказскую государственную гуманитарно-технологическую академию. Я направил официальное письмо в вуз, мне ответили, что диплом Никиташенко не получал.
После этого я выложил письмо на свой сайт и написал письмо в прокуратуру, которая возбудила уголовное дело и передала его в следственное управление МВД. Мы ждем, чем это все закончится, хотя время уже идет, а решений нет. Но будем следить за ходом дела.
— Юг Осетии возглавил Анатолий Бибилов, который провозгласил курс на вхождение в состав России. Как вы относитесь к идее объединения Осетии?
— То, что осетины должны жить в одной стране — факт. Как можно разделять людей, которые являются одной семьей? Вы сказали, что я политик. Это громко сказано. Никакой я не политик. К сожалению, в политике человек не совсем свободен в своем выборе. Не совсем он может работать по совести. Политика — это долгая история, на примере Южной Осетии мы это видим.
Югоосетинский народ всегда хотел в Россию. И об этом осетины уже высказались на референдуме. Они хотят к себе домой. Как Крым пришел домой, так и южане должны прийти домой. История когда-то север и юг разделила. Но это было ошибкой предыдущих руководителей, которые брали карту и ручку и рисовали границы. Так же, как и Крым когда-то "отрисовали".
Но мы одна семья, у нас одни корни, мы едины. Мы должны быть вместе. Мы в состав России вошли как единая Осетия и этим гордимся. Этот выбор сделали наши предки триста лет назад, и никогда после этого не стоял вопрос, правильно ли они поступили. Мы всегда благодарны России за то, что мы один из регионов Российской Федерации сегодня, а тогда были частью Российской Империи.
— Хотелось бы услышать вашу позицию по Пригородному району республики, эта тема вновь стала актуальна в связи с инициативой полпредства о программе социально-экономического развития сел района.
— Последствия осетино-ингушского конфликта были ликвидированы, вынужденные переселенцы вернулись на территорию Северной Осетии в количестве большем, чем их проживало здесь до конфликта, и это беспрецедентный случай в мировой конфликтологии.
Я считаю, что жители ингушской национальности — такие же жители Северной Осетии, как и представители других ста национальностей, проживающих здесь. Ни больше и ни меньше. И Пригородный район, конечно, нуждается в социально-экономическом развитии, но точно так же, как и любой другой район республики.
Осетино-ингушские отношения — это наша история, это проблемы, которые были до нас. Пригородный — территория нашей республики, и это — факт. И все руководители должны это всегда помнить. И это надо учитывать и делать все для того, чтобы этот вопрос не обострялся. А когда это будет? Когда уровень жизни людей будет достаточно высок, и образование будет на достойном уровне. Детей надо учить хорошему. Всех и всегда.
— И, конечно, о детях. О ваших десяти и о тех, которых опекает учрежденная вами ассоциация социально активного бизнеса…
— Задача старшего поколения — создать возможности для того, чтобы дети себя раскрыли. Человеку самое главное помочь реализоваться, определить свое место в жизни.
И тогда он покажет все, на что способен. Детям надо создавать условия, и очень важно, чтобы люди, которые состоялись, помогали детям раскрыться. Наша ассоциация была с этой целью создана. Инвестиции в будущее самые долгие по отдаче, самые непредсказуемые, но и самые правильные.
Сначала даже не ассоциация была, а только наш завод помогал. Когда я стал депутатом Госдумы, оставил там директора, который продолжил эту работу. А сейчас уже многие бизнесмены, ставшие членами ассоциации, ежемесячно перечисляют определенную сумму на счет фонда помощи талантливым детям, рассматривают обращения и решают, кому помочь.
Для каждого родителя свой ребенок — самый лучший. Но я очень ценю, когда кто-то просит за другого ребенка, видит его талант. Мы поддерживаем таких детей, также выплачиваем и именные стипендии студентам.
— Недавно вы поддержали именными стипендиями наших звездочек Николь Плиеву и Алекса Дарчиева…
— Да, но это не в рамках работы ассоциации, эти талантливые ребята получили от меня личные ежемесячные стипендии. Люблю повторять слова Льва Озерова: Талантам надо помогать…
Считаю, что все дети должны иметь условия для полноценного развития не только в учебе, но и в других направлениях: в спорте, искусстве, науке и так далее.
— Как воспитываете собственных детей? Говорят, строго?
— Своих детей я учу так же, как и меня учили, поэтому я стараюсь вспоминать все, что видел у себя в доме. Как меня воспитывал мой отец, как мать делала все для того, чтобы дети получили образование. В нас воспитывали традиции семьи: есть семья, есть дети, есть старшие. Прививали уважение к старшим. И они не столько об этом говорили, сколько показывали своим отношением к старшим, соседям, к проблемам, которые были в нашем селе.
И то, что я видел, передаю своим детям. Когда младшие просят меня рассказать им сказку, я им случаи из своей жизни пересказываю. И им это интересно. Более того, хоть мы и живем во Владикавказе, но каждое воскресенье ездим в село Суадаг в отцовский дом. Дети должны понимать, что мы вышли из этого села. Здесь родился их отец, их дедушка. И, конечно же, кто-то из моих детей будет жить там.
Гаджеты есть только у старших. У сына, который ходит в десятый класс, и дочери, которая учится в девятом классе. У других нет ни телефонов, ни планшетов, ни компьютеров, потому что они приносят детям вред. Я понимаю, что сегодня без телефонов жить невозможно, но когда детям будет лет по пятнадцать, то будут с ними знакомиться. И я считаю это правильным.
— Махарбек Хазбиевич, в такой легендарной спортивной семье как ваша, неужели не подрастает будущий чемпион?
— Из старших никто профессионально спортом не занимается. Старшему сыну шестнадцать лет. Он прошелся по секциям, но нигде не остановился. Поэтому он для спорта, можно сказать, потерян. Дочек я и не планировал в спорт отдавать, это очень тяжелый и трудный путь. Думаю, кто-то из остальных мальчиков пойдет по стопам отца. Предпосылки есть. И способности. Но они есть у каждого ребенка, но, к сожалению, не у каждого получается раскрыть свои таланты. Я сам начал заниматься борьбой довольно поздно — в девятом классе. И через год стал чемпионом СССР.
Но это произошло потому, что я физически был готов: жил в деревне, дома много работали, скотины у нас было много. Почтальоном я работал, ходил каждый день как минимум 5-6 километров. И не просто гулял, а таскал тяжелую сумку с газетами и журналами. Естественно, я физически развивался, поэтому мне было легче. Но когда я начал выигрывать — сначала по юношам, потом по молодежи — то многие тренеры не верили, что из меня выйдет большой чемпион. Но я им, да и себе, в первую очередь, доказал обратное: большим чемпионом можно стать, если ты каждый день идешь к цели! И самое важное, что я понял: главный талант — это трудолюбие.
— Будущее ваших детей будет связано с Осетией?
Я каждому из детей говорю, что Осетия — это наша земля. Если даже они куда-то будут выезжать учиться, они должны вернуться и применить свои знания к развитию Осетии. Это долг каждого человека, который здесь родился. Да, он может выбрать для проживания другой город или другую страну, но долг своей республики надо отдать. Я имею в виду не только своих детей. Надо сделать все, чтобы наш регион процветал, чтобы был среди ведущих регионов России. Я это все им объясняю.
— Когда живешь по таким правилам, важно, что дети будут слышать о вас от людей, читать в интернете? Думаете об этом?
— Я с первого дня своего нахождения во власти говорю, что придет время, и каждое наше решение будет предметом обсуждения. И каждый должен быть готов к тому, что ему придется отвечать. Перед законом, или, как минимум, перед совестью, перед своими детьми. Время быстро идет, и дети быстро растут. И когда мои дети повзрослеют, и им будут задавать обо мне вопросы, они всегда смогут сказать, что их отец делал все для того, чтобы наш город был таким, каким хотят его видеть жители Владикавказа.