— Арсен Сулейманович, Вы уже дважды представляли республику в Госдуме. В сентябре этого года пройдут очередные выборы в высший законодательный орган страны. Вы будете представлять партию "Патриоты России". Почему решили попробовать еще раз?
— Я иду представлять свой народ. При голосовании за кандидатов по одномандатным округам люди голосуют за личность, а не за партию, по большому счету. Говорить, что человек представляет какую-то партию, удобно тем, кто представляет партию власти. Кроме того, самовыдвиженцам для выдвижения необходимо собрать подписи, я сначала собирался идти таким путем, но партия попросила, и я согласился.
Само решение участвовать в выборах в Госдуму появилось ровно в тот момент, когда я покинул Госдуму. Мы (фракция "Патриоты России" — ред.) не случайно появились на политической арене республики. Нам многое удалось сделать в парламенте республики, у нас сильные фракции также в собрании представителей города Владикавказа и в районных собраниях. Основной критерий отбора людей во фракцию — профессионализм и желание работать для народа. Нашу работу высоко оценивают на всех уровнях.
— Что Вы сами считаете плюсом в своей работе в парламенте? Чем могли бы гордиться?
— Мы сделали акцент на работе с населением. Надо уметь чувствовать боль людей, знать их нужды. Естественно, это и законотворческая деятельность. Мои коллеги участвуют в разработке большинства законопроектов, хотя парламентское большинство не всегда нас понимает, а даже наоборот — редко понимает. Например, мы подготовили серьезный законопроект, который был связан с развитием экономики в республике. Однако нам не дали его принять в первом чтении, и отправили на доработку, несмотря на то, что одобрение правительства он уже получил.
— Арсен Сулейманович, а с какой программой Вы идете на выборы? Над чем планируете работать в главном законодательном органе страны?
— Программа пока только пишется. Для нас главное — доверие народа, будем работать над тем, чтобы людям жилось лучше. Много интересного будет, это естественно — экономика, здравоохранение, земельные вопросы.
У нас в республике катастрофическая ситуация в медицине. Я столкнулся с этим лично. В больницах нет оборудования, чтобы сделать элементарные анализы. Я чуть было не потерял двоюродного брата, совсем молодого парня. И таких примеров, к сожалению, множество.
Мы не можем ходить и говорить, что мы озолотим республику, если попадем в Госдуму. Сегодня в стране серьезные экономические проблемы. Нужно признать, что республиканской власти сейчас тяжело. Нужно стараться менять ситуацию в лучшую сторону.
— С какими политическими партиями и фракциями будете сотрудничать в случае победы?
— Я — сторонник такого подхода — сотрудничать нужно со всеми. Я уже знаю, как и с кем нужно общаться, чтобы решать вопросы. Мы придем так, как будто мы и не уходили. Для того чтобы эффективно и плодотворно работать в Думе, нужны время и опыт, а они у меня есть.
— Как Вы оценивает шансы на победу? Кого считаете главным соперником?
— Мои соперники в этой политической гонке — достойные люди. Угадать, за кого проголосует завтра народ, очень сложно. Но и, конечно, нужно учитывать возможности кандидатов решать определенные вопросы во время предвыборной кампании.
Не могу не сказать о выборах главы. Я не понимаю, зачем вообще нужны выборы главы в том виде, в котором они у нас сейчас есть в республике. Мне кажется, если нет прямых выборов главы, то его должен назначать президент страны. Но у народа должна быть возможность пожаловаться на главу, если он недобросовестно выполняет свою работу. Общенародные выборы не стоит проводить в том случае, если в регионе существует большая клановость. Наша республика всегда считалась очень цивилизованной, поэтому, думаю, мы вполне готовы к прямым выборам.
— В этой предвыборной кампании многие очень активно обсуждают Вашу открытую конкуренцию с Артуром Таймазовым, как Вы прокомментируете такую информацию?
— Мы оба — спортсмены, от этого никуда не деться. Я иногда соглашаюсь с утверждением, что спортсменам нужно заниматься спортом. Это касается нас обоих, но попробовать себя в политике может каждый. Сейчас по всей стране большое количество спортсменов баллотируется, около 20 человек, можно команду футбольную собрать.
Когда я в первый раз шел в Госдуму, нас было всего несколько спортсменов.
Для меня не менее важны выборы в республиканский парламент. Мы в свое время много чего упустили. Но со временем наша партия выстроила правильную политику.
— Как Вы думаете, чем можно оправдать желание спортсменов стать политиками?
— Большинство моих коллег по спорту — люди чести, они себе никогда не позволят сделать что-то плохое. Спортсмены много работают, ездят по стране с мастер-классами, общаются с людьми. К ним тянется народ. Они могут быть примером того, как своим трудом можно чего-то добиться. Такие люди нужны партиям.
— А что скажете о Мурате Агузарове, который также решил баллотироваться в Госдуму?
— Мурат Агузаров проводит правильную предвыборную кампанию, во время сбора подписей он общается с населением. Это — лучшая агитация. Время покажет, кого поддержит народ.
— Во время назначения Вячеслава Битарова Вы сказали: "Время очень тяжелое, республика на боку — экономически, политически. Понятно, что всем нам надо объединиться и поддержать человека, но многое будет зависеть от него. Он сегодня — первое лицо, он будет принимать кадровые решения, он будет подписывать документы. Республика находится в тяжелейшей ситуации. Только лидер во главе республики может вытащить ситуацию". Изменилась ли ваша позиция? Готова ли Ваша партия поддерживать Вячеслава Зелимхановича в сентябре или Вы выдвинете своего кандидата?
— Сегодня я готов повторить то же самое. И когда мы будем голосовать, скажу то же самое, что сказал в свое время покойному Тамерлану Агузарову, мы оставляем за собой право — всегда открыто и прямо говорить правду. Мы поддерживаем Вячеслава Битарова с момента его назначения врио главы, но есть моменты, с которыми мы не согласны. Например, не совсем понимаю, как и почему учителям будут сокращать зарплаты. С этим будем разбираться.
Что касается меня, то я никогда не ставил цели стать главой республики. Это — ошибочное мнение. Меня устраивает нынешнее положение, у нас очень сильная, профессиональная, уважаемая жителями республики фракция. Политики приходят и уходят. Я за свою политическую карьеру сменил несколько глав. Для меня главное — уважение народа.
— Считаете ли Вы себя оппозицией власти Северной Осетии сейчас?
— Я всегда буду считать себя оппозицией, если власть не работает на народ.
— Планируете ли Вы помогать развитию Южной Осетии?
— Конечно, мы всегда будем содействовать республике тем, что в наших силах. Мы делаем это и сейчас.
В свое время в Госдуме я был постоянным членом в ПАСЕ (Парламентская Ассамблея Совета Европы). На одном из заседаний Госдумы мы готовили заявление по поводу Южной Осетии. Тогда я внес поправку, в которой впервые на законодательном уровне депутаты официально признали единство Осетии с 1774 года. То есть в 1774 году в состав Российской империи вошла единая Осетия, которая не делилась на Северную и Южную. Я этим очень горжусь. Мы честно и добросовестно делали свою работу.
— Весной Вы вместе со спортсменами были в Цхинвале и тогда говорили о создании Олимпийского комитета в республике. Насколько это важно и что это может дать Южной Осетии?
— Для создания НОК в РЮО не нужны большие финансовые затраты из бюджета. Нужен сильный человек, который будет продвигать идеи, сотрудничать с Олимпийским комитетом России, с Министерством спорта, будет налаживать контакты со спортивными федерациями, чтобы решать конкретные вопросы.
Глава ОК Южной Осетии должен будет добиваться для начала возможности для осетинских спортсменов участвовать в различных соревнованиях в России и СНГ. Когда Южная Осетия будет все время на слуху, мировое сообщество гораздо быстрее привыкнет к тому, что есть такое независимое государство. И, вероятно, это упростит процедуру признания.
Но, все это должно происходить постепенно.
— Количество осетинских борцов в олимпийской сборной России на Олимпиаде в Рио будет довольно незначительным. Можно ли считать это каким-то спадом в развитии этого популярного вида спорта в республике? Как Вы оцениваете наши шансы на победу?
— Я поеду в Рио, как руководитель делегации по вольной борьбе. У нас хорошие шансы. Надеемся на три золотые медали. Все борцы сборной России очень нервничали из-за скандалов по поводу допинга.
На этих олимпийских играх от России будет выступать только один борец вольного стиля — Сослан Рамонов.
Когда-то я создал клуб "Аланы", в котором тренировались очень хорошие спортсмены. Тогда борцы из нашего клуба по уровню мастерства могли заменить сборную страны. Мы ходили к руководству республики, хотели сделать на базе бывшего общежития спортивный интернат для наших спортсменов, который был бы государственным. Мы договорились, начали оформлять документы, но на этом все остановилось.
— Есть ли надежды, что к следующей Олимпиаде наши борцы подтянутся и снова будут показывать высокие результаты?
— Кто-то уйдет, кто-то останется, появятся новые спортсмены. Над этим работать надо постоянно.
— Расскажите об акции "Утро с чемпионом", которая началась совсем недавно. Как появилась идея?
— Когда я бываю дома, в Осетии, каждое утро в семь часов мы приходим в дендрарий с друзьями, с коллегами по спорту и занимаемся физкультурой.
У нас такой распорядок — сначала мы ходим в быстром темпе, потом подтягиваемся, отжимаемся, качаемся. Все это происходит во время нашего общения. Продолжительность зарядки около часа.
Совсем недавно родилась идея создать что-то наподобие общества или движения, объединяющего людей, которые приходят в дендрарий заниматься. Я всегда поддерживаю подобные инициативы, особенно, если они связаны со спортом. Решили подумать, как и что лучше сделать. В социальных сетях даже объявили конкурс на лучшее название. Победил молодой человек Денис Зассеев, который получит от меня спортивную экипировку.
— Получается, к Вашему клубу может присоединиться любой желающий или для этого необходима какая-то начальная физическая подготовка?
— Создавать движение будем все вместе. Все те, кто не будет пропускать зарядку на протяжении, например, месяца или двух, будет получать нашу фирменную спортивную форму. Многим интересно, какие упражнения делают спортсмены, у кого-то есть желание заниматься, но людей нужно подтолкнуть немного и организовать.
Зарядка проходит и в мое отсутствие. Я каждое утро звоню, интересуюсь, как у них дела, кто пришел. Людей становится больше с каждым днем, думаю, к октябрю нас будет не меньше ста человек.
Я уверен, что со временем к нам присоединятся и другие спортсмены республики, мы должны подавать пример молодежи.
Мы с радостью примем любого желающего заниматься спортом вместе с нами. Сразу давать серьезные нагрузки не нужно, это вредно для организма.
— Что для Вас — главное в жизни?
— Главное — быть счастливым и нормальным человеком, моя семья, мои дети и внуки и Осетия, конечно. А выборы.., политика… — это все временное, приходящее…