ЦХИНВАЛ, 25 окт — Sputnik, Диана Козаева. В октябре в Екатеринбурге вручали ежегодную Международную литературную премию имени известного детского писателя Владислава Крапивина. В конкурсе участвовали более двухсот авторов, но лишь четверо из них стали лауреатами премии. Среди них — Влада Харебова и ее первый роман "Страница один".
Влада родилась в столице Южной Осетии — Цхинвале, в творческой семье, практические все ее родные — известные не только в Осетии, но и за ее пределами деятели культуры и искусства. Ее отец — не только признанный мастер кисти, но и вокалист Валан Харебов, мама — тележурналист Галина Харебова. Дядя Влады — один из основателей легендарной группы "Бонварон" Вадим Харебов, другой отцовский брат — народный артист Северной и Южной Осетии Тимур Харебов. Еще один гений в семье Харебовых — ее брат Давид, выдающийся художник, получивший в этом году премию молодых художников Северной Осетии имени Заурбека Абоева.
"Я родилась в Цхинвале, на улице Тбилисская (ныне Лужкова — ред.), и первая в моей жизни подруга жила в соседнем доме, ее звали Мзия. Это была семья грузинских евреев. В романе "Страница один" Мзию заменил мальчик Якоб, да и все действующие лица другие, но адреса остались прежними", — рассказывает Влада.
По словам автора, роман рассказывает о жизни простых интеллигентных людей чудесного города Цхинвал — того, каким он был до войны, о семье Гаглоевых, об их соседях разных национальностей, о детях, которые любят и дружат.
"Это история о мистических явлениях, которые были — я в это верю — органичной частью того, довоенного, Цхинвала. А потом началась война — и все изменилось…", — сказала она.
Влада говорит, что роман сам "попросился на бумагу", когда она ни о чем таком и не думала. Она писала его почти 13 лет, работа шла тяжело, поскольку семья много раз переезжала с места на место, родились дети, забота о которых также не оставляла много времени для творчества. Роман удалось дописать лишь полтора года назад.
"А потом еще почти год бесконечной редакторской правки, которая, впрочем, еще будет продолжаться", — говорит писательница.
Она рассказывает, что за круглым столом на вручении премии Крапивина члены жюри назвали роман эпопеей, было сказано много хороших слов об этом произведении "таких, от которых мороз по коже", но книга так пока и не издана.
До того как принять участие в конкурсе, Влада отсылала рукопись в десятки издательств, но ответов на запросы практически не было.
"Было ощущение тихой катастрофы: жизнь прожита зря. Свет в конце тоннеля появился, когда я получила письмо от организатора премии Крапивина Тамары Сон. Я стала обретать почву под ногами. А уже в Екатеринбурге почувствовала себя нормальным человеком, частью писательского сообщества, профессионалом, у которого есть еще перспективы в жизни. Это потрясающее чувство, которого я была лишена многие годы, и я очень надеюсь, что оно не потеряется в круговороте повседневных проблем", — говорит Влада.
Она надеется, что книга будет в скором времени издана. К тому же, это своего рода семейное произведение, прекрасные иллюстрации и обложка — плоды труда ее отца и брата.
"Иллюстратор — Валан Харебов — известный и признанный в Осетии художник, мой отец, а дизайнер обложки — Давид Харебов, мой младший брат, также профессионал высокого уровня. Я считаю, что эти иллюстрации нельзя отделять от текста романа, они созданы в одной экспрессивной стилистике", — уверена автор.
Из Цхинвала семья Влады уехала много лет назад, долгое время они жили в Северной Осетии, где она окончила школу, а затем и факультет журналистики в СОГУ, поработала в местной молодежной телестудии.
Журналистом, а также редактором и переводчиком, Влада стала работать сразу после окончания университета, более 20 лет работала в разных изданиях. Кроме публикаций в СМИ, писала на заказ книги на самые разные темы, начиная от танцев живота, заканчивая романом по мотивам кинофильма "Сталин-лайф".
В 1997 году семья переехала в Москву. По словам Влады, этот переезд был вызван катастрофическим состоянием медицины, от которой зависит ее жизнь. Она считает, что в Осетии много прекрасного, но там надо быть очень здоровым человеком с хорошими связями.
"О Цхинвале и Южной Осетии, где прошло мое раннее детство, у меня остались сказочные воспоминания, наверное, самые светлые в жизни. Может быть, просто не пришлось столкнуться там со взрослыми проблемами", — говорит она.
В Москве, где ее семья прожила около 15 лет, родились двое детей — девочка и мальчик.
Влада росла в творческой атмосфере, и стихи писать она начала еще в детстве. Многие из них позже публиковались в журналах в Осетии и Москве. Став старше, она занялась поэзией более серьезно — поступила в Московский институт журналистики и литературного творчества.
"Тогда я поняла, как не надо писать. После этого стихи у меня появляются очень редко — я ведь сразу себя редактирую, с первой строчки. Вы спрашиваете, откуда приходит вдохновение, и о чем нравится писать? Вдохновение — это практически постоянное мое состояние, ему не надо приходить, оно просто есть", — говорит Влада.
Но, чтобы все это реализовать, продолжает она, нужно проводить много времени в уединении и сосредоточенности, что не всегда получается — семья, дети, о которых нужно заботиться каждый день, зарабатывать на хлеб насущный. И не забывать при всем этом о себе, заниматься спортом и танцами, чтобы сохранить себя физически.
Влада не всегда решает сама, о чем ей писать: "либо это заказ издательства, либо, если это чистое творчество, — заказ откуда-то свыше". Но одно она знает точно — ей не даются традиционно "взрослые" книги.
"Там же непременно должен быть, например, секс. Или политика. Или крутые ВИП-персоны. Или криминал. Или бизнес. На такие темы я писать не способна, это абсолютно не мое. Думаю, моя следующая детская повесть — о красивом древнем городке Цесисе, который находится в Латвии. Этот городок — сам по себе уже сказка. Особенно зимой, особенно под Рождество… Мы прожили там какое-то время, и впечатления просто необходимо превратить в лирическую прозу", — рассказывает о своих планах Влада.
Она говорит, что Латвия и Осетия — очень разные и, прежде всего, это проявляется в отношениях между людьми. Если в Осетии соседи, то и дело, ходят друг к другу в гости, иногда безо всякого предупреждения, то в Латвии, наоборот, люди живут изолированно друг от друга и в общении очень сдержаны.
"То, что произошло в Латвии в сороковые годы, а потом то, что случилось в начале девяностых, сильно разобщило два народа — латышей и русских. Приезжему человеку это странно видеть и чувствовать. Мне очень жаль, что это так. В наличии нерешенных национальных проблем я вижу параллели между Южной Осетией и Латвией", — делится она своими наблюдениями.
Еще одно творческое призвание Влады Харебовой — живопись. Однако этим она перестала заниматься, когда начала работать над своим романом.
"Пришлось выбирать: маленькие дети, работа, литература, живопись — для меня одной слишком много. Живопись пришлось принести в жертву, иначе я бы физически не справилась", — говорит она.