"За пару недель мы научим вас писать шутки, сначала у вас будет получаться плохо, а потом все наладится. Вы поймете, почему смеются люди, и офигеете от того, как это просто. Правда, потом вы офигеете от того, как это сложно. Но это невероятно интересно", — обещает он в социальной сети Facebook. Сослан Плиев рассказал корреспонденту Sputnik Алине Болатаевой о жанре Stand Up, его развитии в Осетии, а также о том, возможно ли научиться писать шутки всего за 14 дней, и должен ли комик обладать особенными качествами.
— Вы уже несколько лет занимаетесь развитием стендапа в республике: проводите концерты, даете открытые микрофоны. На ваш взгляд, существует ли на сегодняшний день такое понятие, как «Осетинский Stand Up»?
— Я могу сказать, что существует. Это очень странная вещь. Не стендап, а вообще. Когда появляется что-то настолько нехарактерное для субкультуры нашей, кажется, что это вообще невозможно, это здесь не приживется. Стендап — это тоже, в принципе, сильно не наш жанр. Пока не только не кавказский, не осетинский, но и не российский тоже, потому что традиций никаких нет. Но, тем не менее, смотри, за пару лет только у нас уже появилось двое ребят, которые попали в телевизор с этим, и появятся еще, я тебя уверяю. Появились люди, которым интересно на это смотреть. Поэтому я считаю, что уже появился такой вот маленький, микроскопический сегмент, который называется "Осетинский Stand Up".
— Вы сказали, что двое ребят из Осетии попали на телевидение. Сложно им приходится? Я имею в виду, не сравнивают ли их с комиком, выходцем из Северной Осетии, Тимуром Каргиновым?
— Много для популяризации жанра вообще в России сделал тот же Тимур Каргинов. И, в принципе, глупо говорить, что не смотрят через его призму на всех людей из Владикавказа. Смотрят. Но это нормально, потому что человек чего-то достиг уже.
— Вы тоже многое достигли: состоялись, как писатель, блоггер. Также вы сами иногда выступаете на концертах. Относите ли вы себя к стендап-комикам?
— Я не считаю, что я комик. Мне не нравится стендап читать. Мне нравится просто выходить, говорить: "Привет! Сейчас для вас выступит чувак…". Потом я вспоминаю какую-нибудь фигню: "А хотите, я вам расскажу историю?", если хотят — рассказываю.
— А бывает так, что не хотят? Есть ли вообще какие-то трудности у стендапа в Осетии?
— У нас очень маленький город. Нет заведений, которые заточены под этот жанр. Проблема в том, что нам надо организовывать не только людей, которые на сцене, но еще и которые в зале сидят. Приучать зрителя к этому, площадки подбирать. В республике культура потребления стендапа только-только начинается.
— Часто во время ваших выступлений бывают конфликты, негативная реакция на монологи? Сложная ли публика в Осетии?
— Не может быть так, чтобы к тебе пришли на площадку сто человек и все, как сумасшедшие хохотали. Нет. Всегда будут люди, которые посмотрят и скажут: "Нет, это фигня". Но они приходят в следующий раз, чтобы убедиться, что это точно "фигня" (смеется). Что касается публики…. Нет такого понятия "тяжелая" или "легкая публика". Во-первых, если люди приходят на стендап, по крайней мере, они понимают жанр. Они же знают, куда приходят. Другое дело, когда какое-то мероприятие и туда приглашают выступить стендап-комика. И здесь такое тоже бывает. Люди пришли на свадьбу, и вдруг выходит тип и начинает читать им стендап. Ну, блин, гости вряд ли его будут слушать.
— По сути, вы являетесь родоначальником стендапа в республике. Как появилась идея привезти этот юмористический жанр в Осетии?
— Совершенно случайно. Приехал Тимур Каргинов. Мы с ним болтали, и он говорит: "Было бы неплохо, конечно, если бы у нас здесь тоже такое было. Но это очень сложно".
Он это понимал, потому что уже тогда был "в теме", скажем так. Он говорит: "Слушай, у нас будет фестиваль, — это был первый Stand Up — фестиваль в России, — приезжай, посмотри". Я приехал, посмотрел. Там человек триста, участников, было. Пообщался с людьми, которые занимаются стендапом, как бизнесом. Понял, что теоретически можно. Появятся буйные, которые хотят этим заниматься.
— Именно тогда (два года назад) вы и организовали первые стендап-тренинги в республике?
— Да. Тогда я собрал пятьдесят шесть человек. Из них осталось двое.
— Почему так много людей отсеялось? Стендап оказался сложным жанром?
— Сложность не в том, что нет людей, которые стендап хотят читать. Нет.
Мы ленивые же просто очень сильно, нынешнее поколение. Хочется все и сразу, а этим же надо заниматься. Также большинство очень скромные, стесняются, не могут побороть какие-то внутренние комплексы. А главное — робость не могут побороть. Реально рабочая группа собралась из десяти человек. На мой взгляд, многие боятся заниматься стендапом, так как считают, что для этого необходимо иметь какие-то специальные навыки.
— Есть ли особые качества, которыми должен обладать человек, желающий читать стендап?
— Я считаю, что кто хочет, может читать стендап. Вообще не нужно навыков никаких иметь. Главное, иметь какой-то багаж жизненный или знаний, или опыта.
— А, если, например, человек играл в КВН? Может ли это быть преимуществом для комика?
— Чем меньше опыта игры в КВН у человека, тем лучше. Потому что КВН — совершенно другое. Это эстрадное шоу, это командная игра, в конце концов, это образы, в которых команды выступают. Именно это многих людей и подкашивает. Они думают, что напишут шуток, начнут их рассказывать. Но люди не смеются. Вот хоть тресни, не смеются. Стендап — искренний жанр. Зрители хотят, чтобы выступление комика было личностное, искреннее. Их не обманешь.
— Первый концерт новоиспеченных стендап-комиков состоится 21 октября. Реально ли за такой короткий промежуток времени (две недели) научить кого-то писать шутки?
— Да, конечно. Я тебе скажу, что первый монолог пишут практически все. Ломаются на втором. На первом монологе всегда есть чем поделиться, всегда есть, что рассказать. И это будет удобоваримо, а местами это будет прям смешно. А вот второй — это уже ступор. Все, что было в жизни недлинной уже рассказано же.
Дебют "молодых" комиков пройдет 21 октября. А пока они готовятся в усиленном режиме, чтобы впечатлить зрителей. Всего до конца года стендаперы дадут четыре "открытых микрофона".