Директор Североосетинского государственного театра КВН Сослан Плиев рассказал об итогах года работы на этом посту, и ситуации в Лиге Алании.
— Как так получилось, что в Международный день смеха тебя назначили директором театра КВН Алании? Это просто совпадение?
— На самом деле, скажу честно, я подгадал, чтобы подписание приказа состоялось именно 1 апреля. И сказал, что спустя год скажу, стал ли я директором в День дурака либо в Международный День смеха. Cогласитесь, это разные вещи.
А вообще этот праздник для нас, юмористов, является таким же обычным днем как все, и на искрометность шуток он никак не влияет. Так как смысл нашей работы заключается в том, чтобы производить смешной контент, то для нас шутить — это работа. Мы ее делаем круглосуточно в течение всего года.
— Расскажи, все ли удалось сделать за этот год, над чем еще предстоит поработать?
— В целом получился достаточно насыщенный год. Я предполагал, что потребуется как минимум два полных сезона (2016 и 2017) для того, чтобы что-то началось вырисовываться. При том, что 2015-й я вообще не брал в расчет. А так получилось, что мы нормально сыграли 2015 год: четыре игры, три из которых — в рамках Лиги Алания, и игра между Владикавказом, Баку и Грозным. Появились два коллектива, которые поехали на фестиваль в Сочи. По итогам фестиваля обе команды попали в хорошие лиги. Молодая команда "Сборная СОГУ" попала в Лигу Баку, где ведущим является Александр Масляков-младший, а редактором Дмитрий Колчин (редактор Высшей лиги). А старики, то есть команда "На характере", попали в Телевизионную лигу в Минске, где их снимают люди, которые делают Высшую лигу и команды форматируют под ТВ-формат. В этой Лиге редактором является Леонид Купридо, он поможет им восстановить форму. Бессмысленно было сразу лезть на Первый канал, это и финансово затратно, и творчески очень тяжело. Соответственно две команды играют в отличных лигах.
С этого года во Владикавказе действует официальная Лига международного союза КВН, Региональная лига Алания. 21 марта состоялось открытие сезона игр Лиги Алания 2016 года, которое собрало рекордное количество зрителей — около 1250, при том, что вместимость зала СОГУ — около 900 человек. Событие собрало также рекордное количество команд-участниц — 17, из них 14 — из Осетии. Кроме того, появилась еще одна команда, которая будет играть в Центральной лиге международного союза КВН, в Московской студенческой лиге — это команда СКГМИ.
Поэтому я думаю, что все-таки стал директором театра КВН в День смеха, а не в День дурака.
— Какие преимущества командам дает приобретение статуса официальной региональной Лиги Алания?
— Это позволит всем нашим командам играть в официальном статусе, и по итогам этой лиги они смогут поехать на сочинский фестиваль уже без дополнительного участия в других лигах КВН.
Чемпион получит оплаченную поездку в Сочи, так как игра в Лиге предполагает призовой фонд, который покроет расходы команды. Также команды получат возможность регистрировать свой контент на официальном сайте АМИКА, фактически это — авторские права. Если раньше были игры в удовольствие, то теперь это — такая большая ступенька в большой КВН. Если у команд будет желание — они будут играть.
При запуске Лиги Алании было принято решение, что по итогам финала выяснится поедет ли команда-победитель на фестиваль в Сочи или из участников разных команд будет создана новая команда. Так и вышло: в команду "Сборная СОГУ" вошли представители трех команд. Команда КВН "На характере" также получилась сборной. В ее составе — два игрока из команды КВН "Пирамида" (Тимур Дьяконов и Аслан Алборов), два человека из "Сборной Владикавказа" (Ахшар Хохоев и Нугзар Козаев). Они должны были поехать в Сочи в качестве редакторов, но в них сыграл боевой азарт, и они решили идти в сезон. Это достаточно серьезное решение, ведь все они уже в прошлом достигли определенных успехов в этой игре. То есть фактически они решили войти еще раз в одну и ту же воду. Получится ли это, скажу через год.
— Получается, что выигравшая Региональную лигу команда едет в Сочи и по результатам фестиваля может попасть даже в Высшую лигу?
— В Высшую лигу вряд ли. Если команда не имеет опыта игры в Телевизионной лиге, то результат в Высшей лиге будет плачевный. Команда КВН, как ребенок, должна пройти определенные этапы взросления: Региональная лига — Межрегиональная — Центральная — Телевизионная — Высшая лига. Но возможно и более форсированное развитие событий, грубо говоря, обходя все промежуточные этапы, ты можешь после участия в фестивале в Сочи попасть в Высшую лигу КВН, так как там сидят редакторы всех центральных телевизионных лиг, люди с опытом. Это люди, которые делают передачу КВН на "Первом канале", и если они увидели потенциал в какой-то из команд, значит, у нее есть шанс пройти все промежуточные этапы гораздо быстрее. Рисковать и брать команду, нестабильно играющую, никто не хочет, так как это будет срыв. В принципе, как показывает опыт, а КВН в этом году будет 55 лет, ни разу не было таких срывов и никто не хочет, чтобы они были.
— Имела ли Лига Алания ранее официальный статус?
— В 2000 году нами впервые была организована Североосетинская лига. Потребовалось пять лет, чтобы получить официальный статус, но тогда мы сразу получили статус межрегиональной лиги. Редакторами были я и Сангаджи Тарбаев (капитан команды РУДН).
Основной показатель эффективности лиги — это команды, которые она выпускает. Людям нравилось к нам приезжать, так как была хорошая редактура, мы действительно учили. У нас был хороший добрый зритель, очень честное жюри.
Сейчас, когда мы запускали Лигу Алания, приезжала команда из Дагестана, они спрашивали, есть ли у них шансы выиграть. И в финале они проиграли, уступив немножечко местной команде. Но, ни один из наших дагестанских друзей не сказал, что к ним было предвзятое отношение. Этот принцип спортивной честности в нашей Лиге будет всегда.
— Почему Лига потеряла свой статус?
— Все банально, все крутится вокруг редакторов. Отработали два сезона, потом редакторами стали ребята из "Пирамиды", они как раз закончили играть в Высшей лиге. Проработав редакторами два сезона, у них появились свои проекты в Москве. Был кризисный период — некому было редактировать, направлять. Конечный результат был таков, что у команд, которые тут играли, не было перспектив развития.
— На твой взгляд, составляют ли конкуренцию КВН появившиеся сегодня многочисленные юмористические программы, в частности Comedy?
— Конкуренция есть между ТВ программами, для КВН в этом нет ничего страшного. Это самодостаточная система, саморегулируемая, которая существует сама по себе. По масштабу и охвату ни Comedy Club, ни Stand Up, ни Comedy Battle не заменят КВН. Поэтому как проект, который готовит людей в этом жанре, он идеален. Другое дело, что как передача, возможно, она требует каких-то трансформаций.
— У Comedy Club есть большая фора перед КВН — там почти нет цензуры. КВН намного приятней смотреть — там нет пошлости. Сохранится ли это и в будущем?
— Да, это — позиция и (основателя КВН Александра) Маслякова, и "Первого канала". На данный момент я не выступаю как редактор, но я могу вмешаться в какие-то процессы в Лиге Алании, могу не пропустить какую-то шутку, если она слишком откровенна. Знаете почему? Потому что в зале, например, будет сидеть моя 12-летняя дочка — понимаете, о чем я говорю? А если ты внимательно следишь за Comedy Club, то в последних выпусках нет уже шуток "ниже пояса". Люди, которые делают его, переросли этот уровень шуток.
— Многие квнщики сегодня задействованы в Comedy, где полностью поменялся их стиль юмора. Где юморист честнее?
— Это обманчивое представление, что в Comedy разрешают шутить на любую тему. Comedy Club — это очень хороший продюсерский проект не только в масштабах нашей страны. Таких качественных передач крайне мало в мире, они делают огромное количество разного контента. Это все выверенные продюсерские ходы. По-моему, люди честнее в Stand-up. Этот жанр более личностный, выступающий отвечает за то, что говорит. Когда человек выходит в команде, он, так или иначе, в каком-то легком образе.
— По прошествии года оцените, сколько потребуется времени осетинской команде, чтобы снова попасть в Высшую Лигу?
— По творчеству, я думаю, мы будем готовы через год, а вот вопрос финансовой составляющей остается открытым. Сейчас театр КВН полностью перевел на самоокупаемость все внутренние мероприятия, которые в год у нас проводятся около пятнадцати. Вопрос поездки команд в другие города, лиги — пока открытый. Если мы сможем соединить творчество и финансы, а я уверен, что у нас это получится, то надеюсь, что скоро мы порадуем наших болельщиков. Через год мы будем у Маслякова-старшего… Ну может быть и у Маслякова-младшего — тоже неплохо.