Юрий Вазагов, политический обозреватель, специально для Sputnik
Если сравнивать нынешнюю предвыборную кампанию с рядом предыдущих, то накал страстей несоизмеримо ниже. В 2001-м и в 2011 годах взаимоотношения между политическими конкурентами и, по сути, и по форме перешли в разряд откровенно враждебных, в ход шли любые методы давления на оппонентов, включая силовое, черный пиар с массированными вбросами компромата и многое другое.
Сегодня ситуация в Южной Осетии заметно отличается в лучшую сторону, в чем немалая заслуга главных акторов югоосетинской политики, их сдержанности и умении ставить интересы сохранения стабильности в республике выше сиюминутной политической конъюнктуры. Тем не менее периодически можно наблюдать всплеск эмоций, прежде всего в осетинском сегменте социальных сетей и апокалиптические прогнозы касательно исхода предстоящих выборов.
Особенно популярной является версия об остром личном конфликте между двумя наиболее вероятными главными кандидатами — президентом Леонидом Тибиловым и спикером парламента Анатолием Бибиловым. Но на практике взаимоотношения между двумя ключевыми политическими фигурами Южной Осетии не выходят за рамки конструктивного рабочего подхода, несмотря на неизбежные околовластные интриги, специалистов в области которых в республике можно найти в экспортных объемах.
Зачастую за очередной этап эскалации внутриполитической напряженности выдаются обычные рабочие моменты, связанные с осуществлением функций ветвей власти. Подобные публикации и комментарии в сетях можно было наблюдать после неудовлетворительной оценки работе правительства со стороны парламента и предметной критики деятельности ряда ведомств, прежде всего экономического блока. Однако по сути задача законодательного органа и состоит в том, чтобы обращать внимание на проблемы, осложняющие жизнь населения и тем самым способствовать повышению эффективности работы органов исполнительной власти.
Такой контроль необходим независимо от того, планируют ли президент или спикер выдвигать свои кандидатуры на ближайших выборах или нет. Воспринимать каждое телодвижение как агрессию или предвыборный ход означает проявлять политическую незрелость.
К тому же Южная Осетия по ментальности населения и истории развития никогда не относилась к разряду азиатских ханств с привычной восточной деспотией, поэтому предметная рабочая критика с той или иной стороны не должна восприниматься как неприемлемое покушение на устои государства.
В целом, исходя из анализа ситуации, следует констатировать, что на сегодняшний день неофициальный этап предвыборной кампании протекает в нормальном русле. Другое дело, что всем участникам процесса целесообразнее обратить внимание на некоторые обозначившиеся негативные моменты в действиях лиц второго и третьего эшелона, которые зачастую используют неприемлемые методы, провоцируя конфликтные ситуации. Это кстати является одной из причин ситуации, сложившейся в осетинском сегменте социальных сетей, где с некоторых пор происходят главные информационные баталии между конкурирующими политическими силами республики.
За последние месяцы некоторые участники этих дискуссий перешли на откровенно грязные методы политической борьбы, когда любой, кто высказывает противоположное мнение, сразу же подвергается попыткам дискредитации в стиле матросского борделя, что крайне нежелательно и неприемлемо для такого общества как югоосетинское, где преобладают консервативные ценности.
Возможно, столь повышенная активность в социальных сетях и внимание к происходящим в них процессах объясняется несколько преувеличенным значением, придаваемым им по аналогии с другими странами. Но Южная Осетия — небольшое общество, где очень сильно развиты межличностные коммуникации. И пользователей этого народного "фейсбука" меньше всего интересуют используемые политическими оппонентами пиар-технологии.
На фоне сложного социального положения в республики, не в последнюю очередь вызванного инфляцией и другими составляющими экономического кризиса, население в основном волнует, что конкретно смогут предложить кандидаты в части развития экономики, создания рабочих мест, социальной защищенности людей и повышения качества жизни в Южной Осетии. То есть то, чем должна заниматься каждая избранная народом власть, помимо освоения средств российской финансовой помощи.
Иными словами, граждан республики можно привлечь конкретной программой действий, а не успехами в применении грязных методов политической борьбы. Исходя из этого, в интересах всего югоосетинского общества проведение такой предвыборной кампании, в ходе которой кандидаты и их сторонники будут конкурировать по части выработки предельно конкретных программ решения ключевых проблем Южной Осетии. Акцент на содержательную часть выборной эстафеты окажет положительное воздействие на дальнейшее развитие РЮО, где, к сожалению, годами наблюдается пробуксовка в решении системных проблем. Более того, есть ряд серьезных аспектов, которые вообще не значатся в повестке дня политической элиты республики. Так, к примеру, до сих пор мало кто из югоосетинских политиков обращал внимание на необходимость модернизации республики, включая реформу системы управления и политической сферы в целом, хотя этот вопрос давно назрел.