ЦХИНВАЛ, 10 мар — Sputnik, Мария Котаева. Патриарх югоосетинской политики Знаур Николаевич Гассиев внес большой вклад в политическую историю Южной Осетии. Вместе с соратниками он принимал решения в страшном 1991 году, закладывал основы молодого государства, за что ему будет благодарно еще не одно поколение.
Директор центра информационных технологий "Интеллектуальные ресурсы" Коста Дзугаев, проработавший со Знауром Николаевичем длительное время, поделился со Sputnik своими воспоминаниями.
"Он был первый и пока единственный, кто непрерывно учил свой коллектив искусству политического анализа. Помню, как он нас собирал при каждом удобном случае, чертил на листе схемы интересов тех или иных политических сил, разбираясь вместе с нами в клубке противоречий вокруг провозглашенной республики. Он был сильный аналитик, с высокой культурой мышления", — говорит Дзугаев.
Он шел бок о бок со своим народом, прислушиваясь к разным мнениям. Когда начала расти напряженность в грузино-югоосетинских отношениях, он не отошел в сторону, а наоборот — встал рядом со своим народом. Его слово весомо звучало в 1989—1990 годах. После похищения Тореза Кулумбегова грузинскими вооруженными формированиями именно Знаур Николаевич стал тем человеком, которому народ доверил свою судьбу.
"Хорошо помню тот день. Собрание бурлило, один за другим выступали ораторы, но когда на трибуну вышел Знаур Николаевич, он поднял руку и негромко сказал: "Послушайте меня. Я старый человек"… все голоса сразу замолкли и выслушали его простые и проникновенные слова, все спорящие объединились и смогли преодолеть новые испытания", — вспоминает прошедшие дни Дзугаев.
Его спокойный ровный голос имел магическое влияние на общество. У него было поразительное умение разговаривать буквально с каждым на понятном ему языке, от рафинированных интеллигентов до уголовников, от командиров боевых групп до женщин-активисток.
"Для каждого он находил нужные и доходчивые слова. Когда надо бывало, не стеснялся и вставить крепкое словцо. Он понимал необходимость сугубо коллегиальной работы, совместного обдумывания и принятия всех без исключения важных решений. Это чрезвычайно ценное качество для руководителя", — говорит политолог.
Политическим завещанием Знаура Николаевича была необходимость объединения осетин на юге и севере в Осетию. Материальный и духовный результат его работы — сохраненная Южная Осетия. Он с полным правом, наряду со своими соратниками, мог бы сказать, что ему это удалось.
Дзугаев сказал, что считает политическим завещанием патриарха югоосетинской политики его слова, сказанные на одном из заседаний в медиа-центре "Ир". Выслушав выступления молодых и неопытных участников встречи, он решительным тоном сказал, что если "некоторые хотят увековечить отношения между Южной Осетией и Россией как государствами, то это будет наша погибель, и не к этому мы стремимся".
"Нам не нужна Северная и Южная Осетии, нам нужна единая Осетия, этого можно достичь единственным путем — принять Южную Осетию в состав России и объединить ее с Северной Осетией в одну республику. Даже при самом благосклонном отношении к нам России я бы не желал Южной Осетии существовать в статусе независимого государства", — процитировал политолог слова Знаура Николаевича.