Юрий Вазагов, политический обозреватель, специально для Sputnik
Неформальный лидер Грузии Бидзина Иванишвили, решивший сделать своеобразный новогодний сюрприз жителям этой республики в виде добровольной отставки главы правительства, по всей видимости, продолжает линию по дальнейшему кадровому обновлению власти.
По информации ряда грузинских СМИ, помимо премьер-министра Гарибашвили, кабинет министров могут покинуть еще четыре министра — образования и науки, культуры и охраны памятников, финансов и внутренних дел. Ротация коснулась и заместителей министров в ряде ведомств. Кроме того, по сообщению газеты "Алия", жертвами кадровых перестановок могут стать несколько влиятельных чиновников экономического блока.
По мнению большинства грузинских экспертов, кадровые изменения в рядах чиновников от "Грузинской мечты", свидетельствуют об одном — начавшейся предвыборной гонке. За 10 месяцев до парламентских выборов Иванишвили и его команда взялись за улучшение заметно пошатнувшегося рейтинга коалиции. В числе причин падения рейтинга "Мечты" чаще всего обозначаются неудачная социально-экономическая политика, провальные инфраструктурные проекты, падение курса лари и инфляция, проблемы с восстановлением справедливости в отношении жертв режима Саакашвили, рост преступности и непотизм — таким модным словцом сейчас называется традиционное грузинское кумовство и др.В списке кандидатов на "вылет" тифлисский градоначальник Давид Нармания, который пользуется низкой популярностью среди жителей грузинской столицы. В конце декабря Нармания уже получил выговор от нового премьер-министра и членов политсовета "Грузинской мечты". Тбилисскому градоначальнику дали определенный срок, чтобы выправить ситуацию, в противном случае не исключена его отставка.
В качестве примера можно привести тот факт, что в прошедшем 2015 году, по сравнению с 2014, количество грабежей выросло на 23%, фактов преступления против здоровья граждан стало больше на 23%, а количество посягательств на сексуальной почве выросло на 63%, случаи домашнего насилия увеличились на 88%.
В стране увеличивается количество лиц, проживающих за чертой бедности, в некоторых регионах эта категория составляет практически половину населения. Это явно не то, о чем "Мечтало" население Грузии в 2012 году.
По данным социологического опроса, опубликованного 21 декабря 2015 года грузинским филиалом Национального института демократии (NDI), большая часть населения Грузии выражает несогласие с нынешним курсом развития страны, а разрыв в рейтинге правящей "Грузинской мечты"и "Единого национального движения", по-прежнему, сокращается.
Согласно результатам исследований, 44% населения Грузии считает, что страна движется в неправильном направлении. В апреле этот показатель составлял 37 процентов. "Грузинская мечта" набрала в ходе опроса 18% голосов, а следом за ней расположилась партия экс-президента Грузии Михаила Саакашвили "Единое национальное движение", набравшая 14%.
При этом зафиксирован высокий уровень тех, кто отказались принимать участие в выборах — 36%, а 50% из числа граждан, готовых пойти на выборы, не знают, за кого будут голосовать. Такая ситуация таит в себе опасную неопределенность перед выборами, создавая возможность для появления третьей силы, либо же для неожиданного успеха оппозиции в случае серии удачных шагов, могущих привлечь электорат.По данным апрельского соцопроса NDI за "ГМ" были готовы проголосовать 24% респондентов, а за ЕНД — 16%.
Грузинские эксперты, в частности политолог Гия Нодия отмечают, что за 10 месяцев до выборов рейтинг "Грузинской мечты" очень низок. По его мнению, в правящей команде поняли, что необходимо принять какие-то меры, чтобы переломить нарастающее разочарование в обществе политикой "ГМ", убедить людей в скорых изменениях.
Вместе с тем, большинство экспертов опять-таки сходятся во мнении, что смена премьер-министра не приведет к кардинальным изменениям в сфере внешней и внутренней политики страны, а реальная власть, по-прежнему, будет принадлежать Бидзине Иванишвили.
Правда многие связывают осторожные надежды с личностью самого нового премьера, который характеризуется куда более положительно, чем его предшественник. Так член "Клуба независимых экспертов" Рамаз Сакварелидзе называет Георгия Квирикашвили серьезным профессионалом в экономике, который на посту министра иностранных дел стал хорошо разбираться во внешней политике.
Гарибашвили чаще всего отличался чрезмерной резкостью и агрессивностью в отношениях с оппонентами, неправительственными организациями и СМИ. Его преемник наоборот характеризуется как очень уравновешенный и спокойный политик. Так в своем выступлении в парламенте Грузии перед утверждением он призвал оппонентов прекратить "гладиаторские бои". "Мы, политики, стали частью какого-то большого спектакля. У меня ощущение, что все мы гладиаторы, на которых каждый вечер по телевизору смотрят наши сограждане. Я считаю, что это должно закончиться", — сказал Квирикашвили.
Прекратить "гладиаторские бои" в грузинском парламенте у нового премьера вряд ли получится, но вот наладить более конструктивные отношения с неправительственными организациями, СМИ и различными политическими силами, с которыми регулярно и бурно ссорился его предшественник, для Квирикашвили может оказаться вполне выполнимой задачей.
Правящая коалиция явно делает расчет на то, чтобы при невозможности произвести коренные изменения в социально-экономической ситуации в стране за такой короткий период, укрепить свои позиции за счет привлечения новых союзников и избежать протестного голосования со стороны обиженных слоев общества. К тому же, за 10 месяцев, оставшиеся до выборов избиратель вряд ли успеет окончательно разочароваться в новоиспеченном премьер с положительной репутацией.
Попытки привлечь союзников уже предпринимаются. В частности, ведутся переговоры с партией "Свободные демократы" Ираклия Аласания, с которыми Иванишвили и Гарибашвили успешно рассорились осенью 2014 года, о возвращении в состав коалиции. Возможность присоединения к "ГМ" не исключает партия "Социал-демократы за развитие Грузии", а также "Партия зеленых".
Другой задачей нового премьера является налаживание нормальных рабочих отношений с президентом Грузии. При Гарибашвили отношения между главой правительства и формальным руководителем государства часто доходили до карикатурных скандалов, вызывая иронию и сарказм у оппонентов и общественности. Каждый выезд за границу во главе делегации становился предметом для выяснения вопроса кто «главнее» в Грузии и, кто должен представлять страну на международных площадках. При этом в роли арбитра в подобных конфликтах приходилось выступать Бидзине Иванишвили. Помимо этого, премьер и президент регулярно пытались вставлять палки в колеса друг другу.
Пока Маргвелашвили пытался с помощью президентского вето затормозить принятие ряда законопроектов, правительство Гарибашвили грозилось выселить его из резиденции, считая ее слишком роскошной для "свадебного генерала", которым стал президент Грузии. Премьер также неоднократно игнорировал желание президента принять участие в заседаниях правительства и более того сам игнорировал заседания Совета безопасности, проводимые Маргвелашвили.
Эти разногласия, разумеется, успешно использовали в своих целях конкуренты «ГМ». Теперь, похоже прежние конфликты между двумя институтами власти в Грузии могут остаться в прошлом, способствуя укреплению авторитета "Мечты".
Начавшийся предвыборный пиар затронул и сферу борьбы с преступностью. Глава МВД Грузии Георгий Мгебришвили заявил об ужесточении борьбы с криминалом. "МВД и я, с моей обновленной командой, при поддержке правительства Грузии, продолжаем и еще более ужесточаем борьбу против преступности. Мы противопоставляем ей политику непримиримости. Наша цель внедрение еще более эффективных методов борьбы с преступностью и еще более высоких стандартов безопасности", — сказал Мгебришвили, обещая наказывать преступников, не взирая на лица и поддержку со стороны различных должностных лиц.
Единственная сфера, где новое правительство не обещает резких изменений — это внешняя политика. Здесь, судя по первым заявлениям Квирикашвили, нынешнее правительство "ГМ" будет действовать также осторожно, продолжая наращивание экономических связей с Россией и одновременно сохраняя курс на евроинтеграцию. «Внешний вектор Грузии — евроатлантическая интеграция, а в политике с Россией мы — сторонники прагматизма", — отметил новый премьер.
В то же время, учитывая быстро усложняющуюся ситуация в Кавказском регионе, продолжение подобной политики становится все более трудным занятием, вызывая негативную реакцию со стороны главных игроков в регионе. Если во внутренней политике Квирикашвили пытается избежать роли гладиатора, то во внешней ему явно придется побыть канатоходцем, а без поиска новых подходов и отказа от безнадежно устаревших постулатов времен Саакашвили долго балансировать грузинскому правительству вряд ли удастся.
Это обстоятельство в полной мере относится и к вопросам урегулирования отношений с Абхазией и Южной Осетией. Пока что заявления теперешнего премьера в данном вопросе не отличаются новизной. "Все те блага, которые будут созданы в стране, в первую очередь будут доступны нашим братьям в Абхазии и Южной Осетии. У нас, властей, есть огромное обязательство — завершить процесс примирения, и мы призваны предпринять смелые шаги для этого. У батоно Пааты разработан целый ряд хороших идей, часть которых заслуживают нашего интереса", — заявил Квирикашвили.
В чем именно будет заключаться смелость шагов нового премьера в отношении Южной Осетии и Абхазии пока неясно, но ссылка на "идеи батоно Пааты" позволяет достаточно скептично отнестись к степени его возможной смелости. За все время пребывания на должности госминистра по делам примирения Закареишвили запомнился южным осетинам, главным образом, упорным желанием открыть вблизи границ республики очередной восточный базар. Если "смелые шаги" Квирикашвили не пойдут дальше этих "идей" и не коснутся хотя бы попыток отменить пресловутый закон "об оккупированных территориях" и подписать соглашение о неприменении силы, сколь-нибудь значимого эффекта от них точно не будет.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.