Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации — для Sputnik
Объявление России "холодной войны 2.0" со стороны США устами Барака Обамы привело к тому, что старые, уже давно заржавевшие механизмы, созданные еще в советский период, вдруг, к удивлению западных партнеров, вошли в рабочий режим. В результате российское население мобилизовалось и вместо "войны всех против всех" (именно так, по замыслу креативной группы в Вашингтоне, должны были сработать изоляция и санкции) демонстрирует довольно устойчивые признаки консолидации.
Помимо этого расчет на то, что т.н. "Великий Шелковый путь" будет проложен в обход России, едва ли оправдается из-за серьезной турбулентности в регионах, где его пытается проложить КНР. Уже очевидно, что "проблема ИГ" (или любой иной структуры, которая придет ей на смену — несколько уже явно изготовились заменить ИГ, если России удастся уничтожить ее инфраструктуру в Сирии, а США — в Ираке) распространится на Афганистан, Пакистан и другие регионы.
В результате ОДКБ придется развивать военную инфраструктуру и даже наращивать присутствие в странах — членах Организации, в отношении которых радикальные исламисты могут проявить агрессию и попытаться свергнуть существующие там режимы.
А ЕАЭС придется развивать финансовые институты для того, чтобы оказывать ощутимую поддержку и стабилизировать политические системы, которые гарантируют в регионах порядок и социальный статус населения.
Политического оформления ЕАЭС в ближайшей перспективе, конечно, не получит: сохраняется крайняя озабоченность со стороны стран-партнеров по альянсу усилившейся геополитической ролью России. И Нурсултан Назарбаев, и Александр Лукашенко, в свою очередь, стремятся повысить собственную геополитическую капитализацию и выйти на новые рубежи. Так, Назарбаев объявил о готовности Казахстана принимать участие в миротворческих операциях ООН, а Лукашенко принял условия партнерства с ЕС — перед самыми президентскими выборами. Поэтому Россия в 2016 году будет озабочена выравниванием возможностей Армении и Киргизии и созданием более или менее сбалансированного экономического поля.
На треке дальнего зарубежья Россия будет интенсивно развивать отношения с Вьетнамом, Японией и Южной Кореей, одновременно пытаясь также осторожно восстановить свои позиции на европейском рынке. Для этого, скорее всего, будет применяться тактика "разделяй и властвуй": игнорируя Брюссель, Россия продолжит работать с Европой по отдельным направлениям (странам). В результате вполне вероятно возвращение к проекту "Южный поток". Ситуация в Болгарии уже разворачивается, в том числе, благодаря ошибке Реджепа Эрдогана с Су24М и изменениями, произошедшими в российско-турецких отношениях.
"Сирийский трек", по мере успехов российского оружия (двойной эффект: геополитический и усиление ВТС в результате успешного применения новых видов вооружений), привлечет к России и ее партнерам по ЕАЭС новых союзников в Азии, Америке, Африке и, конечно, в ЕС.
Очевидно, что третья мировая война уже началась и, поименованная "гибридной", приняла форму острого экономического противостояния, с целым рядом локальных конфликтов. Закончится она созданием новой глобальной экономической системы, более или менее сбалансированной, с несколькими центрами силы.
На смену глобальным институтам (МВФ, ВТО и т.п.) придут более эффективные региональные союзы — ШОС, ЕАЭС, Транстихоокеанское партнерство и др.
Вполне вероятно, что будет усилен и институт ООН, а состав постоянных членов Совбеза ООН расширен за счет стран, которые в результате своего развития займут место геополитических игроков, окончательно развалив ныне разрушающуюся монополярную политическую систему.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.