Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня" специально для Sputnik
В Знаурском районе Южной Осетии 23 сентября с грузинской стороны неизвестные открыли огонь по селу Ионча. В результате этой вооруженной провокации ранение в руку получил местный житель Анзор Бишкаев. Идет следствие, однако уже известно, что стреляли со стороны села Авлев, где расположен грузинский полицейский пост (не признавая границу РЮО, охрану грузино-югоосетинской границы в Тбилиси поручили полицейским формированиям, более напоминающим армейский спецназ).
Не первый звонок
Проходит время, забывается операция по принуждению к миру августа 2008 года. Визиты в Тбилиси высоких гостей из Вашингтона и Брюсселя кружат головы грузинским политикам. И, возможно, у кого-то вновь возникает идея пострелять по жителям Южной Осетии и российским военнослужащим, которые охраняют границу РЮО на основании межгосударственного договора.
Происшествие в Знаурском районе — отнюдь не первое в ряду подобных. В 2015 году Грузия неоднократно проводила совместные учения в рамках пакета мер Грузия-НАТО, которые всегда отзывались эхом на границе с Южной Осетией. Вроде бы, ничего особенного, военнослужащие Грузии готовятся к участию в международных миротворческих миссиях. И все же июльское пограничное обострение с провокационными претензиями к России состоялось на фоне многонациональных маневров НАТО Agile Spirit (Проворный Дух) на грузинской военной базе Вазиани (8—22 июля 2015 года). Маневры завершились, а дух провокации остался.
Как известно, трагические события августа 2008 года на Южном Кавказе начинались с похожей активности НАТО в Грузии и с перестрелок на границе. Тогда более двух недель продолжались грузино-американcкие маневры Immediate Respons-2008 (Немедленный ответ-2008) с участием 1000 американских и 1630 грузинских военнослужащих. Сразу после завершения совместных учений Грузия решила подкорректировать границы и попутно расстрелять российских миротворцев и население Цхинвала из танков и "Градов".
Российские военные базы в Абхазии и Южной Осетии размещены не для устрашения, однако в диалоге Грузия-НАТО важно учитывать опыт 2008 года — во избежание его повторения.
Независимая Республика Южная Осетия не первый год обустраивает свою государственную границу, проводит мирную внешнюю политику, и неоднократно предлагала грузинской стороне совместно делимитировать и демаркировать границу, однако всегда получала отказ. Вероятно, у кого-то в Тбилиси отсутствует ощущение реальности.
Безграничный конфликт
Обострение обстановки на границе Грузии с Южной Осетией связано со стремлением руководства Грузии внести посильный вклад в кампанию политического давления Запада на Россию. Стремление тем более искреннее, что Южная Осетия торжественно отметила 25-летие провозглашения государственной независимости. Эта реальность и эта независимость много лет не дают покоя руководству Грузии. Однако к самопожертвованию в Тбилиси не готовы. Накрыть стол и поднять тост за победу американского оружия гораздо проще.
Для решения своих территориальных проблем Тбилиси в сложном политическом танце пытается столкнуть интересы Москвы и Вашингтона на Южном Кавказе. Маленькая аграрная страна продолжает курс на интеграцию в НАТО, и одновременно называет важнейшей задачей нормализацию отношений с Россией. При этом постоянно уклоняется от заключения договора с Южной Осетией о ненападении. Одному Богу известно, чего в такой политике больше — мутного коварства или прозрачной наивности.
Столица РЮО город Цхинвал расположен практически на границе с Грузией, за минувшие 25 лет цхинвальцы и жители других приграничных поселений не раз оказывались на линии фронта. Здесь всегда готовы ко всему, к защите своей республики с оружием в руках. Тем более неубедительны западные технологии вовлечения граждан РЮО в сомнительные сделки. В июле в приграничном селе Цнелис Знаурского района югоосетинские пограничники зафиксировали недопустимый диалог патрулей миссии Евросоюза (с грузинской стороны) с местными жителями. Подобное общение инициирует либо нарушение границы со стороны миссии ЕС, либо подталкивает к аналогичному нарушению жителей Южной Осетии. Кому это выгодно?
С начала 2015 года состоялись два совместных учения Грузии и НАТО. Недавний визит генсека НАТО Йенса Столтенберга в Грузию показывает, что альянс вновь пытается создать для России геополитические проблемы на Южном Кавказе.
Грузинские военнослужащие много лет взаимодействуют с войсками НАТО. С 2015 года представители альянса постоянно присутствуют на грузинской территории в учебном центре. В Тбилиси отмечают, что этот центр не является военной базой и его открытие не направлено против России. Однако настораживает новая грузинская мечта: стать региональным военно-политическим центром на Южном Кавказе — подобно Германии в Западной Европе. Одновременно мечтатели из НАТО призывают Россию отказаться от признания независимости Абхазии и Южной Осетии.
Бесперспективная активность НАТО
Россия признала Абхазию и Южную Осетию после операции по принуждению Грузии к миру в 2008 году. 18 февраля 2015 года главы МИД РФ и МИД Южной Осетии подписали договор о госгранице, еще через месяц был подписан российско-югоосетинский договор о союзничестве и интеграции. Эти и ряд других документов способствуют интеграции сил и средств двух государств на потенциально опасном направлении. Вооруженное нападение на одну из сторон отныне рассматривается как агрессия и в отношении второй стороны. Безопасность в Южной Осетии обеспечивают совместными усилиями национальные силовые структуры, российские пограничное управление и военная база. В регионе есть все условия для обеспечения мира и безопасности — без провокационного вмешательства извне.
По мнению МИД РФ, нежелание властей в Тбилиси отказаться от статуса "оккупированных территорий" применительно к Сухуму и Цхинвалу, курс на максимальную интеграцию в ЕС и НАТО, появление инструментов Североатлантического альянса на территории Грузии повысит градус напряженности. Что и наблюдается в приграничных районах Грузии и Южной Осетии.