Коронавирус начал мутировать: чего стоит опасаться

© REUTERS / NIAID-IRFВид на зараженную коронавирусом клетку под микроскопом
Вид на зараженную коронавирусом клетку под микроскопом - Sputnik Южная Осетия
За последние два месяца несколько групп исследователей успели выделить несколько новых штаммов Уханьского коронавируса. Звучит пугающе, однако в этом обзоре Sputnik постарается сохранять хладнокровную объективность

Ян Габараев

В книгах и фильмах-блокбастерах мутация опасного патогена всегда означает новый цикл катастрофы и гибель, либо жуткие метаморфозы тысяч людей. В относительном свежем фильме "Заражение", который получил вторую жизнь в период пандемии коронавируса, мутация в геноме вируса привела к росту мировой смертности за считанные дни.

Пациента с COVID-19 экстренно эвакуируют из гражданской больницы в Мюлузе, восточная Франция - Sputnik Южная Осетия
Ученые объяснили, почему от коронавируса чаще умирают мужчины

Реальность же, к счастью, менее драматична.

За последние два месяца различные группы ученых заявили о выявлении новых штаммов Уханьского коронавируса. Как водится, дальше "жареного заголовка" всемирная желтая пресса разбираться не стала. Новость усиленно тиражировалась и разнеслась по свету не хуже коронавируса, окончательно запутав встревоженное население.

Это при том, что новость, в целом-то, положительная.

"То, что вирус мутирует, говорит о том, что он нормален. Мы всегда ожидаем мутаций в геноме новых патогенов", - говорит вирусолог Кэри Дэббинк из университета Мэриленда.

Прежде чем перейти к тому, что нового вирусологи обнаружили в геноме коронавируса, разберемся, что означает процесс мутации в контексте пандемии.

Вид на зараженную коронавирусом  клетку под микроскопом  - Sputnik Южная Осетия
Искусственный или натуральный? Ученые выяснили природу коронавируса

Вирусы – это не более чем белковые оболочки, которые могут содержать или ДНК, или РНК в качестве своей генетической начинки. В случае Уханьского коронавируса это РНК.

Рибонуклеиновая кислота (РНК) состоит из строительных блоков нуклеотидов, которые организованы в группы по три, называемые кодоны. Эти кодоны позволяют производить аминокислоты, которые входят в состав вирусных белков.

Мутация – это изменение в одном из нуклеотидов, которых у коронавируса примерно тридцать тысяч.

Иногда мутация в триплете проходит без последствий для генома вируса, но даже тогда, когда в результате мутации меняется аминокислота, вирус далеко не всегда приобретает новые свойства. Более того, в ряде случаев такая трансформация может просто парализовать патоген, обезвреживая его.

Лаборатория по производству реагентов для экспресс-тестов на коронавирус в Сколково - Sputnik Южная Осетия
Можно ли заболеть коронавирусом повторно: о чем говорят тесты на антитела

Вирусы меняются постоянно. Когда вирус проникает в клетку, он начинает производить копии согласно своим генетическим инструкциям. У большинства патогенов нет необходимого инструментария, чтобы проверять на ошибки каждую ветвь РНК, поэтому со временем в геноме вируса неизбежно накапливаются ошибки.

У коронавирусов же - в том числе, у COVID-19 – такая функция есть. Это не означает, что он защищен от ошибок, однако это замедляет мутацию его генома.

Здесь же можно заметить, что термин "новый штамм", как правило, используется легкомысленно и не отражает действительность.

Возвращаясь к новости, отметим, что те изменения, которые исследователи обнаружили в геноме коронавируса, а пресса окрестила "новым штаммом", незначительные и не дают новых поводов для беспокойства.

Тем не менее, ученые продолжают бдительно отслеживать его эволюцию.