00:54 20 Октября 2021
Прямой эфир
  • EUR82.68
  • USD70.97
Колумнисты
Получить короткую ссылку
11130

Часто страх искренности и вольнодумства порождает "защитный механизм" общества в виде ханжества и лицемерия. О том, почему этот "защитный механизм" скорее убивает общество, нежели защищает – в материале Sputnik

Мораль, как общественный договор, своеобразный паттерн поведения, принятый социумом, сам по себе не является чем-то плохим и вредным. Едва ли нам бы понравилось быть частью общества, в котором полностью отсутствуют представления о нормах поведения, вежливости и культуры. Однако, когда "буква закона" становится важнее "духа закона", а проще говоря, когда благопристойность обретает лицемерный характер и превращается в банальное ханжество – обществу необходимо задуматься о подобных "симптомах", так как болезнь, которую они обличают, может оказаться чрезвычайно тлетворной и даже "смертельной".

Ханжество – есть не что иное, как форма лицемерия, через которую человек, прикрываясь демонстративной благопристойностью, не только обличает чужое "недостойное" поведение, но и прикрывает свои нелицеприятные качества. Проблема в том, что очень часто подобное поведение, когда человек отталкиваясь от "традиций" и "норм поведения", обвиняя окружающих в "отхождении" от устоев, попросту пользуется принципом "лучшая защита – это нападение".

Природа ханжества, как и многие другие психологические паттерны, кроется в детстве. Когда человек, воспитывается в чрезвычайно строгой семье (обществе), в которой любые проявления естественных импульсов, вроде любопытства, игривости, желания спорить и выделяться – подавляются. Постепенно, человеку внушается идея, что быть таким, как все – единственный способ выжить, иногда буквально. Нельзя идти на рожон, нужно всегда быть "хорошим", нельзя отличаться от других и, конечно, ни в коем случае нельзя оспаривать нормы общественной морали, даже если ты с ними не согласен. И вот получается так, что человек привыкает скрывать свои истинные идеи и взгляды, учится притворяться и скрываться под маской благопристойности, принимает правила игры лицемерного общества "взрослых".

Далее, когда уже "воспитанный" человек видит кого-то, кто отрицает идеалы и нормы, через тернии которых наш будущий ханжа когда-то прошел и "школу" которых закончил с отличием, внутри него, естественным образом, возникают диссонанс и агрессия, дескать "Что он себе позволяет? Почему не следует правилам, принятым в нашем обществе?". Ко всему прочему, часто такие ханжи и сами не очень-то рады следовать этим правилам, однако уже привыкли к "маске праведника". Хуже обстоят дела, когда эта "маска" становится для человека "визитной карточкой", которая определяет его статус и положение в обществе. В таком случае, подобные "праведники" оказывают еще большее давление на окружающих, с одной стороны, гипертрофируя свою "праведность", а с другой, так же гипертрофируя вину "грешников".

По отдельности ханжи не представляют никакой существенной угрозы, разве что доставляя неудобство и дискомфорт родственникам и ближайшему окружению. Однако, случается так, что в некоторых обществах, где пустоты отсутствующих общественных институтов, культуры и философии заполняются ложными представлениями о традициях и нормах поведения, таких ханжей становится критически много.

В подобных обществах, где ханжество и лицемерие "варятся в собственном соку", становясь нормой поведения, любое инакомыслие и отличные от мнения большинства взгляды – становятся практически (а иногда и фактически) преступными. Даже если не вдаваться в глубины психоанализа, биологии и тем более не копаться в "нижнем белье" ханжей, все равно вполне очевидно, что за мнимыми "благопристойностью" и "праведностью" ханжей скрывается самый банальный страх, из которого, по всем законам психологии, произрастают – агрессия и ненависть. 

Агрессия эта порождает страх, который, в свою очередь, снова порождает агрессию. Подобный замкнутый круг из ненависти и страха, как показала история, не приносит ничего, кроме проблем, "стагнируя" общество и блокируя любую тенденцию к развитию общественных институтов и культуры. По сути, подобное общество обречено на медленную, но верную гибель, так как не может выработать "иммунитет" к вызовам современного общества, постепенно либо замыкаясь в самом себе, либо, из-за тяжелого гнета традиционного общества, теряя талантливую и деятельную молодежь, для которой вольнодумство – абсолютная норма.

В подобном механизме нет ничего удивительного, ведь как говорил немецкий философ Фридрих Ницше "Следовать голосу совести удобнее, чем голосу рассудка, ведь при дурном исходе у совести всегда найдется оправдание". Вот в чем дело, ханжа всегда в безопасности, ведь ему есть к чему отсылаться, оправдывая свое токсичное поведение. "Его так научили", "так правильно", а если кому-то что-то не нравится, то "вопросы не ко мне, ведь придумал правила не я". Только вот напоследок хочется напомнить всем любителям обличать и осуждать, преследовать и наказывать, слова великого поэта и драматурга, "профессионального" разрушителя оков ханжества и мракобесия Уильяма Шекспира – "Еретик – не тот, кто на костре горит, а тот, кто костер поджигает".

Главные темы

Орбита Sputnik