"Я фанатично люблю свой народ": Вадим Цховребов о Камчатке, хлебе и закрытом письме Путина

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Диана Козаева, Sputnik
Запах свежеиспеченного хлеба – один из самых уютных и домашних ароматов на свете. А для многих цхинвальцев этот запах неразрывно связан с именем Вадима Цховребова, директора единственного в Южной Осетии государственного хлебозавода, который сегодня отмечает свой 60-летний юбилей. Мы поговорили с ним о его жизненном пути, о том, как складывалась карьера, и, конечно же, о хлебе – деле всей жизни.

Все детство – один счастливый момент

Вадим Цховребов родился в Цхинвале в 1965 году. Это был год 25-летнего юбилея госансамбля "Симд"; год, когда вышло постановление Верховного Совета СССР об объявлении 9 мая нерабочим днем и проведении второго военного парада на Красной площади в Москве после мая 1945-го.
Годом позже впервые в Цхинвале в торжественной обстановке молодым людям были вручены паспорта гражданина СССР, а с железнодорожного вокзала Цхинвала отправился пассажирский поезд "Дружба" – первый опыт организации железнодорожного туристического маршрута.
В 1971 году в Цхинвале появилась новая улица, которую назвали именем Героя Советского Союза Хаджи-Умара Мамсурова. Сегодня это одно из самых популярных мест для прогулок.
В эти годы в Южной Осетии произошло немало других значимых событий, но герою нашего рассказа особенно запомнились моменты из детства: когда зимой выпадал снег, главную улицу столицы – Ленина, а ныне проспект Алана Джиоева – перекрывали, и все катались на санках, лыжах и коньках — у кого что было.
"К удивлению, сейчас лыжный спорт у нас не так развит, а в те годы он был очень популярен, особенно в дубовой роще, где мы катались с горы. Вечерние зимние прогулки я ждал с нетерпением, даже больше, чем лето", – признается он.
Среди теплых детских воспоминаний и летняя Лиахва, соревнования по футболу "Кожаный мяч", которые проходят по сей день. Вадим Цховребов сам не раз становился чемпионом и призером этого турнира.
"Все детство в родном Цхинвале, можно сказать, один счастливый момент", – говорит он.

Цхинвал 80-х

В биографии Вадима Шотаевича есть и такой интересный факт, как работа звукооператором в Государственном вокальном инструментальном ансамбле "Бонварон". Трудно представить, что успешный бизнесмен, а в недавнем прошлом и политик, когда-то работал звукооператором в рок-группе. Причем, как рассказывает сам бывший музыкант, в ансамбле он работал не только со звуком, но и был грузчиком сцены.
"По тем временам это были немаленькие деньги: я получал 145 рублей как грузчик и порядка 165 рублей как звукооператор. Для сравнения, мой отец, слесарь шестого разряда, зарабатывал около 260-270 рублей с премиями", – смеется он.
Всему голова: директор Цхинвальского хлебокомбината о значении хлеба для осетин
Цховребов считает, что любой труд всегда помогает расшевелить мозги. Сейчас, по его словам, говорят о важности физической активности, но и труд, и занятия спортом одинаково хорошо разгоняют кровь, человек начинает мыслить лучше, больше и глубже.
Он рассказывает, что на всех своих местах работы многое перенял от старших товарищей, которые были для него примером и давали ценные советы.
Цхинвал 80-х годов стал для него эталоном в плане воспитания и уважения старших к младшим.
"Это был настоящий пример для подражания. Каждая работа по-своему была хороша. Я также работал грузчиком в лесокомбинате и лакокрасочном цехе. Там был замечательный коллектив, и я многому научился. Говорят, труд делает из человека хорошего человека, это действительно так", – сказал он.

Это моя Родина — и я ее люблю

В середине нулевых Вадим Шотаевич возглавил столичную мэрию. Вспоминая об этом периоде своей жизни, он рассказывает, что пришел в город, где практически не было уличного освещения. Свет горел лишь в отдельных дворах. С уборочной техникой, вывозом мусора и подачей питьевой воды была настоящая проблема. Но ему удалось собрать команду единомышленников, которые, как и он сам, были одержимы своей работой. Они не просто приходили на работу ради процесса, а стремились к результату.

"Однажды, после рабочего дня, один из моих заместителей Алан Шотаевич Котаев заметил, что мы уже привыкли добиваться результатов каждый день. И ты радуешься. И вроде должен прийти домой уставшим после работы, а ты приходишь счастливый и довольный. Я потом уже понял, что счастлив, потому что что-то полезное сделал. Вот это есть счастье, гордость за свою работу", – говорит Цховребов.

В этом, подчеркивает он, и заключается любовь к своему народу и своей Родине – когда человек с таким рвением и одержимостью делает свое дело.
"Пускай это звучит пафосно, но я искренне люблю свой город, свою Родину и свой народ. Я горжусь тем, что родился на этой земле и что я осетин. Бывают моменты, когда могу рассердиться на отдельные поступки людей, но стоит выехать за пределы республики — и я понимаю, как сильно хочу вернуться в Осетию. Я фанатично люблю свой народ и свою страну. Когда меня спрашивают, чем мне дорога моя Родина, я отвечаю: здесь мои святые места, могилы предков и моя историческая земля. За что еще ее любить? У меня сейчас внутри много хороших эмоций, но красиво выразить их словами не получается. Это моя Родина — и я ее люблю. Этим все сказано", – говорит бизнесмен.

Подарок от Москвы

В то время ему не раз довелось встретиться с бывшим мэром Москвы и большим другом Южной Осетии Юрием Лужковым. Его именем в Цхинвале позднее назвали и одну из столичных улиц. Именно он после войны в августе 2008 года подарил Цхинвалу новый микрорайон, который так и назвали "Московский".
"Тогда я думал, что уже все знаю, как хозяйственник и руководитель, но после общения с ним — один раз, второй, третий — я понял, что мне еще многому нужно учиться и набираться опыта. Это был выдающийся человек, который в самые трудные времена для нас подписал договор о дружбе между Цхинвалом и Москвой и откликался на любую просьбу", – говорит Цховребов.
Радио
Цховребов о Лужкове: внес неоценимый вклад в восстановление Южной Осетии
"Однажды мне сказали: "Ты же с Юрием Михайловичем контакт имеешь, может, ты там у него попросишь?" И мне написали "скромный" список на 22 вагона", – смеется бизнесмен.
В Москве мэру Цхинвала сказали обзванивать все министерства и собрать список того, что им необходимо.

"Тогда не было WhatsApp, но я дозвонился до всех министерств и ведомств. Попросил за ночь прислать все необходимое. В итоге мне прислали автомобили, грузовики, пожарные машины и 17 скорых машин. Ну, думаю, где наша не пропадала. В общем, посчитали, у меня набралось где-то 70 единиц техники, а привез я 88. То есть все скорые машины, потом еще скорые нам добавили, пожарные машины — пять штук нам дали. Помните, они стояли на площади? Когда я их привез, то был так счастлив не только из-за того, что мы получили, но и потому, что в Москве есть такие люди, как Юрий Михайлович, которые ценят нас и проявляют такое внимание. Это не могло не радовать", – вспоминает он.

Через неделю после подписания договора о дружбе между Цхинвалом и Москвой в Южную Осетию поступила гуманитарная помощь. На оставшиеся средства были приобретены более десяти приборов ночного видения для министерства обороны. В то время Вадим Цховребов занимал должность командира отдельной роты, которой также были переданы два прибора.

Закрытое письмо Путина

Вадим Цховребов был депутатом нескольких созывов парламента. Законодательный орган в тот период в разное время возглавляли главный коммунист Станислав Кочиев и один из самых выдающихся политиков Знаур Гассиев.
"Я часто вспоминаю те дни — как нам было трудно. Мы параллельно и боролись, и учились, и делали свою работу. Мы же были одержимы идеей признания независимости, нас это объединяло. И тогдашний президент Эдуард Кокойты сам с головой ушел в вопросы признания с таким рвением, с таким энтузиазмом он за это взялся, что мы не могли его не поддержать. Признание — это не просто приятные моменты, это счастье века. Жаль, что многие этого не увидели", – вспоминает он.
Цховребов рассказывает, как Владимир Путин закрытым письмом поздравил спикера Знаура Гассиева с днем рождения. Это нельзя было освещать в открытой прессе.

"Мы пришли поздравлять, письмо привез Эдуард Джабеевич, передал папку из рук в руки. Мы передавали письмо друг другу: "Дай-ка, я тоже подержу, это же Путин трогал". Стоя рядом с Знауром Николаевичем, я испытывал гордость, и еще такой великий человек его поздравил. Тогда это был очень значимый момент", – признается он.

В парламенте, по его словам, происходило много всего, но он не хотел бы углубляться в детали. Цховребов подчеркивает, что парламент был профессиональным, работал на высоком уровне. Юрий Дзиццойты, Геннадий Кокоев, Станислав Кочиев, Мира Цховребова — каждый был первым в своем деле.
"Когда мы выезжали куда-то или принимали гостей, особенно депутатов Госдумы, они говорили о плюсах и минусах, но в основном восхищались уровнем наших депутатов, их знаниями, этикой и культурой. Многие из них сейчас мои друзья, с которыми я продолжаю общаться по сей день", – отметил он.
Вадим Цховребов о трех самых страшных ночах Цхинвала: такое не забывается

Камчатка

В 1987 году Цховребов поступил в Петропавловск-Камчатское высшее инженерное училище. Он с уверенностью заявляет, что лучшие люди страны, после Цхинвала, живут именно на Дальнем Востоке и Севере.

"Край мой душу не покидал, я его до сих пор люблю и общаюсь со многими друзьями. Многие из них приезжают в гости. Правда, последние несколько лет никто не приезжал, но мне регулярно передают камчатского краба, икру и рыбу. Жить там было легко, хоть я и был далеко от родины. Все остальное прекрасно, даже несмотря на суровый климат и короткое лето. Это компенсируется общением с местными людьми", – рассказывает Цховребов.

Вспоминая об учебе в институте, он говорит, что получил техническое образование в прекрасном университете, и гордится этим. А дисциплина там была строжайшая – в учебном заведении не было никакой халявы: никто не мог прийти и уговорить кого-то поставить зачет или экзамен по блату. Это было абсурдно. Если кто-то подлежал отчислению, восстановить могли по закону, но исключение сделать было невозможно.
"Там было много детей, скажем так, тогдашних обкомовских. Один я был — сын слесаря, и тот иногородний", – смеется Вадим Шотаевич.
После окончания училища его направили в Камчатское судоремонтное объединение "Камсуда" технологом. Затем была работа замдиректора АО объединения "Продтовары", в дальнейшем занял должность директора ООО "Камчатпродснаб".
"В общем, поступил, остался и начал работать. Я возглавлял одно из самых крупных предприятий Петропавловска, и горжусь этим. В плане бизнеса – я многому там научился", – говорит он.
В 90-е годы, рассказывает Цховребов, многие увидели шальные деньги и думали, что так будет всегда. Признается, что тоже поддался этому искушению и на какое-то время увлекся, но быстро осознал, что это не вечно, особенно когда Советский Союз уже был на пороге развала.
Когда его отец узнал, сколько заработал сын, то сказал: "Какая Камчатка? Давай собирайся, чтобы больше ноги твоей там не было, с такими деньгами и здесь можно хорошо жить. Возвращайся".
Югоосетинский меценат подарил многодетной семье из села Корнис автомобиль
Тем не менее, он надолго остался на Дальнем Востоке, работал.
"Я передаю огромный привет всей Камчатке; там тоже будут отмечать мой день рождения — это традиция. Скажу словами знаменитого ведущего "Клуба путешественников": он всегда добавлял к своим рассказам о разных местах, что это самый красивый край земли — после Камчатки. Там есть все: леса, море, реки, озера, горячие и минеральные источники, охота и рыбалка. Люди там идеальные. Ну, чем не рай!" – восклицает Цховребов.

"А у вас советские солдаты по городу ходят в одиночку?"

Вспоминая о службе в рядах Советской Армии, он с особой теплотой говорит о Белоруссии, в которой служил. По его словам, там живет "прекраснейший народ — самый добрый и отзывчивый, разве что после осетин".
Делится планами съездить этим летом с семьей в места, где служил, – Бобруйск, Заречье и Осиповичи.
Рассказывает, что узнал много национальностей; а когда шел в армию, знал только русских, а также немного грузин и армян.
"Я увидел много хороших людей из разных народов. Но больше всего меня удивило, когда со мной служил Степан, очень хороший парень из Западной Украины. Он спрашивает: "А у вас советские солдаты по городу ходят в одиночку?" Я отвечаю: "Конечно, ходят. Почему бы и нет?" А он говорит: "У нас не ходят. У нас советских солдат ненавидят. У нас, если солдат один выйдет на улицу, его сразу забьют". Я был поражен. В то время, когда мы говорили о Советском Союзе, о пионерах, комсомольцах, о том, как все должно быть дружно и мирно, в другом месте это было совсем иначе", – говорит Цховребов.

Хлеб – всему голова!

Вадим Цховребов уже много лет является бессменным руководителем Цхинвальского предприятия хлебобулочных изделий и считает это делом всей своей жизни.
"За обеспечение населения хлебом я несу ответственность не один, а вместе с коллективом под моим чутким руководством. Мы называем себя лучшими людьми страны, потому что все мы — патриоты этой страны. Мы занимаемся самым добрым делом — печем вкусный и качественный хлеб. Это часть моей жизни", – говорит он.
Мысли о работе покидают его редко, а сообщения с результатами лабораторных анализов работники отправляют ему лично каждые четыре часа, независимо от времени суток.
"Каждые четыре часа поступают новые данные: взвешивание, переходы между видами хлеба, готовые продукты — я вижу результаты анализов на влажность и кислотность. Если все в норме, то я спокоен", — рассказывает Цховребов.
Цхинвальский хлебокомбинат: от развития предприятия до вызовов современности
По его словам, коллектив предприятия – это одна большая семья.
"Когда мы собираемся и общаемся, со стороны кажется, что мы — дети одного деда или прадеда, внуки-правнуки. Это мой дом, моя семья, моя родня. Даже упоминание об этих людях и нашем предприятии поднимает мне настроение", – признается Цховребов.
Что касается секрета успешного руководителя, он считает, что важно делать все по совести и быть одержимым своим делом. Ставить интересы общества и людей, которыми ты руководишь, выше своих личных интересов.
"Что касается рецептов хлеба, у каждого есть свои предпочтения. Лично мной разработаны десятки рецептов. Я слышу мнения о том, что один хлеб хорош, другой — тоже. Но мой самый фирменный рецепт — осетинский торне, приготовленный по традиционным технологиям на дровах из закваски. А так мы постоянно обновляем ассортимент: если не разрабатываем новую продукцию, то дорабатываем старую", – рассказал директор завода.

Нарды, домино, бильярд

Даже самым успешным людям нужно иногда отдыхать от работы. Для Вадима Цхворебова отдых – это общение с друзьями, игра в нарды, домино и бильярд.

"У нас есть прекрасный бильярдный клуб. А в честь своего юбилея планируем провести турнир в эти дни, – 60 лет все-таки бывает раз в жизни. Чаще играю в бильярд, по вечерам прогуливаюсь с друзьями. Играю в бильярд на улице Исака Харебова, а домино — на улице Буша. В субботу и воскресенье катаюсь на велосипеде. У меня есть небольшой тренажерный зал, хотя по мне этого не скажешь. Тем не менее, я занимаюсь спортом и планирую начать ходить в бассейн через пару недель", – делится он.

Турнир на Кубок президента Южной Осетии по бильярду. Вадим Цховребов (второй справа)
Среди рабочей суеты и отдыха с друзьями Вадим Шотаевич всегда находит время для семьи – дети у него уже взрослые, живут и учатся во Владикавказе. У старшей дочери уже своя семья, младшая учится на шестом курсе и сейчас занимается дипломной работой. Сын увлекся блогерством.
"Вы слышали о @мажорка Владикавказ? Вчера у нас была круглая цифра — 30 тысяч подписчиков! Я тоже потихоньку начал вникать в эту тему, увлекаюсь его интервью и блогерскими моментами. Это очень здорово, когда ты следишь за молодежью и многому у них учишься. Во-первых, это не дает застаиваться, работает голова, узнаешь много нового и интересного. И потом, когда с молодежью разговариваешь, ты не выглядишь как какой-то отстой", – сказал он.